Юлия Михайлова
22 апреля 2019
20089
7

Анонимное интервью: проводник поезда

Кражи и левые заработки, храпящие пассажиры и борьба за чистоту, новые места и новые знакомства. Все, что составляет обычную жизнь проводника поезда дальнего следования.

Романтика большой дороги

Постоянная смена пейзажей за окном, общение с самыми разными людьми — такова дорожная романтика. Но это лишь внешняя сторона работы проводника, которая и привлекает человека к этой профессии. За ней стоит тяжелый труд. В нашем деле важно обладать выдержкой, тактом, крепкими нервами, чтобы разрешать сложные ситуации и конфликты, возникающие в пути.

В проводники идут люди, которые не боятся трудностей. Железка — это не сплошь романтика, это работа и крутая школа жизни. Здесь характер нужен!

Проводник на работе — и психолог, и продавец, и уборщик

Я шла в эту профессию, чтобы зарабатывать и при этом иметь возможность путешествовать. Но чем больше я работала, тем сильнее втягивалась, и теперь без стука колес свою жизнь просто не представляю. За шесть лет многое повидала и многому научилась. Эта работа меня полностью изменила, я стала спокойнее и сдержаннее. Первое время, конечно, было тяжело. Работа грязная, что скрывать: в туалетах сам прибираешься, в душ не можешь пойти по несколько дней. Еще и недовольство со стороны пассажиров выслушиваешь: то вагон, то место, то сосед не такой, туалет не био, кипятка нет, в вагоне жарко и т. д. Проводник на работе — и психолог, и продавец, и уборщик.

Страдает и личная жизнь. Ты постоянно куда-то едешь, и серьезные отношения построить тяжело. Хотя краткосрочные романы в поезде, в том числе с проводниками, — отнюдь не редкость. Мужчины-проводники часто заводят мимолетные интрижки с пассажирками, а вот девушки в этом плане скромнее что ли, осмотрительнее. Среди коллег знаю и тех, кто создал семьи, будучи напарниками в вагоне. И вообще, в поездах часто случается любовь — сказывается, наверное, романтика большой дороги.

Проводницкие будни

Проводница обязана хорошо выглядеть: одежда по форме, сдержанный макияж, волосы забраны, украшений минимум. По поводу роста и параметров фигуры ограничений нет (в отличие от требований к бортпроводникам). Главное, чтобы человек был ответственным и не боялся физического труда.

Мой рабочий день начинается задолго до отправления поезда: нужно посетить инструктаж, подготовить вагон к поездке (считаем инвентарь, получаем мешки с бельем, чистящие средства, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу). Также я проверяю санитарно-техническое состояние вагона. Если есть неполадки, вызываю бригаду для их устранения. После регистрации пассажиров проверяю билеты, выдаю комплекты белья. Начинается основная работа…

В течение рейса приходится торговать чайной продукцией и реализовывать лотереи, сим-карты, сувениры (их дает начальник поезда). У проводника есть план по продаже еды / напитков, сувенирной продукции, который он обязан выполнить. От этого зависит премия или ее отсутствие.

Даже проводники умудряются друг у друга красть: зарядные устройства, наволочки, чайные ложки

Левые заработки (посылку взять, например) бывают, но почти всегда идут на покрытие недостачи. Если что-то пропало, сломалось или само исчезло за время поездки, платишь ты. То касса (пиво / шоколадки) не сходится, то простыней или стаканов не досчитаешься (некоторые пассажиры стремятся оставить себе на память ложки или подстаканники), то инвентарь сломаешь. Даже проводники умудряются друг у друга красть: зарядные устройства, наволочки, чайные ложки (потом эту украденную вещь продают тем же проводникам, у кого недостача). Бывает и так: дружите, ходите друг к другу в гости, а завтра они же воруют из твоего вагона. Но чаще всего мы одна команда, помогаем друг другу. Если у коллеги есть недостача, а у меня есть что-то лишнее, я делюсь.

Ехала как-то в моем вагоне старушка. При подъезде к станции она аккуратно сложила постельное белье к себе в сумку, туда же добавила стакан и ложку и даже матрас свернула и перевязала его своим пояском от халата, чтобы забрать с собой. И сидит, ждет станции. О бабуле с «припасами» мне сообщили ее соседи по купе. Пришлось долго объяснять пожилому человеку, что постельное белье, как и посуда, выдается на время поездки и все это нужно сдавать проводнику. А бабушка мне удивленно: «Так я ж за него деньги заплатила!» Оказалось, бабуля в поезде первый раз. Посмеялись потом с ней. (О том, какие вещи умудряются постояльцы выносить из отелей, «Моя Планета» писала в статье «Включено не все».)

Также нужно следить за температурой в титане (в идеале 100 °С). Попался мне раз вагон с неисправным генератором, который заряжал батареи в вагоне только на высокой скорости. Так пока была большая стоянка (35 минут), титан успел остыть. А время утреннее, пассажиры как раз проснулись и затребовали кипятку. Пришлось топить дровами и газетой.

Бывает, приходится выполнять работу психолога: говорить с пассажирами, выслушивать их жалобы. Потому что люди едут разные и ко всем подход нужен. А еще бессонница — вечный спутник. Пару часов вздремнул — и глаза, как тарелки, открылись. По приезде домой валишься от усталости. Зимой есть и физические трудности: проводник занимается топкой и околачивает ото льда подвагонное оборудование.

Такие разные пассажиры

Мне нравится наблюдать за людьми: кто-то вежливый и воспитанный, кто-то хамоватый, есть нытики и те, которым все не так и не этак. Попадаются и очень приятные люди, которые и чайку купят, и поболтать с ними можно обо всем на свете. Вежливые и добродушные пассажиры, которые понимают, что проводники такие же люди.

Пассажиры в вагоне едут разные: пьяные, конфликтные, капризные, странные — но подход нужно найти ко всем. Хочешь узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон поезда! Здесь обсуждают все и обо всем самые разные слои нашего общества: учителя, юристы, продавцы, домохозяйки, спортсмены, таможенники и бизнесмены…

Некоторые без стеснения спрашивают: «Тяжело вам, наверное, тут работать? Да? Работа-то какая неблагодарная». Спрашивают люди, как бы жалея тебя, а через десять минут выкидывают мусор мимо урны или с жалобами бегут.

Были и такие ситуации, когда у пассажира, простите за прямоту, воняли ноги. Приходилось подходить и вежливо просить помыть их и поменять носки. Была и ситуация с храпом: одна пассажирка все бегала ко мне и жаловалась на мужчину, который свистел «как паровоз» и мешал спать. Я объясняла ей, что ничего не могу с этим сделать. Возможно, у человека проблема со здоровьем, поэтому он храпит во сне. Соседей по вагону не выбирают…

Хочешь узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон поезда! Здесь обсуждают все и обо всем

Пьяные — особая категория. Мы имеем право не пустить пассажира в вагон, если он слишком пьян или ведет себя неадекватно, даже если у него самый дорогой билет. Тут все на усмотрение проводника. Один раз я посадила такого товарища на свой страх и риск. Перегаром от него за километр воняло. Место у него оказалось как раз в том купе, где ехали одни женщины. От пассажирок посыпались жалобы: «Он же совсем бухой, и почему вы его пустили в вагон?» Пришлось оправдываться: «Всем ехать надо, потерпите!» Товарищ этот прямо в одежде и уснул, но на следующий день извинился перед пассажирками за причиненные неудобства, а меня поблагодарил коробкой конфет за то, что его взяла.

Бывают пассажиры интересных профессий. Как-то разговорилась с женщиной, как оказалось, известным кондитером в своем городе. Она муссовые торты и пирожные делает и блог ведет. Показала фотографии тортиков — я в восторг пришла. Неужели эту красоту можно есть? Это целое искусство! Она мне много еще интересного про технологию изготовления рассказывала, рецептами поделилась. Приятно с такими людьми общаться.

Дебоширов особо не было, солдат, болельщиков тоже не попадалось, слава богу. Что касается безбилетников, то у меня их не было. Если проверяющие найдут в вагоне «зайца», проводника сразу уволят. Сейчас с этим строго.

Плюсы и минусы профессии

Неоспоримый плюс в моей работе то, что ты путешествуешь, бываешь в разных городах, видишь новые лица и смотришь на мир в динамике. Поездка в одну сторону на моем поезде занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. Если ты восемь дней в пути, значит, потом дают восемь дней выходных. Мне такой график нравится: больше свободного времени. Зарплата зависит от количества часов, проведенных в пути. В среднем выходит около 27 000 в месяц + премия / льготы / путевки на лечение. В фирменных поездах («Невский экспресс», «Ямал», «Арктика», «Вятка») и «Сапсанах» зарплата выше (от 40 000 и более), однако там могут работать только проводники с 4-м разрядом, стажем и после повышения квалификации. Важно понимать, что работа проводника — это жизнь «на колесах». Ты либо привыкаешь, либо ломаешься.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 

«Анонимное интервью: сотрудник визового центра»

«Анонимное интервью: авиадиспетчер»

«Анонимное интервью: турагент»

Комментарии
Яна Азарова
26 апреля 2019, в 11:51

Как на скорой помощи))))

Юлия Михайлова
28 апреля 2019, в 19:30

Яна, интересное сравнение)

Сергей Богаткин
28 апреля 2019, в 22:01

Оценка профессионала))) Сталкивался я с бригадами "Скорой помощи". Честно говоря, не позавидовал ни разу, даже моя работа  по сложности в тот момент с ихней и рядом не стояла. Думаю и у проводников бывают "тяжелые" случаи, но у "скориков" их на порядок больше.

Руслан Шишков
15 мая 2019, в 15:53

хорошая статься. Как по мне грустно, так как должны быть нормальные условия работы у всех, не в зависимости от профессии. Сам регулярно катаюсь на поезде по работе, Москва - Санкт-Петербург  от 2000 рублей, билет не дешевый, можно выплачивать хорошие зп и делать хорошие условия.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Хотите путешествовать далеко и быстро? Путешествуйте налегке. Скиньте с себя зависть, нетерпимость, эгоизм и страхиЧезар Павезе