Далекий-далекий полуостров Камчатка

Фотожурналист Иван Дементиевский рассказывает о своем путешествии в край лавовых полей, извергающихся сопок и сумасшедших рассветов.

Камчатку у нас, да и по всему миру тоже знают как суровый медвежий край. Действительно, медведей здесь очень много, и мне доводилось не раз с ними сталкиваться. Причем не на Курильском озере, куда стекаются во время нереста десятки голодных мишек и все это происходит под наблюдением ученых и охраны, — нет. Это было на сопках, и, слава богу, встречи заканчивались мирно. Мы расходились по своим делам: медведь — есть стланик и рыбу, я — бродить по вулканам.

Рождение Земли

На самом деле это жутко интересно — смотреть, как формируется земля. Глядя на кратеры и кипящие фумаролы, представляешь себе, как выглядела земля миллионы лет назад. На Камчатке насчитывают более сотни вулканов (тут много противоречивых данных), и на сегодняшний день 29 действующих. До многих из них можно добраться только на вертолете или пешком, проведя в лесах с рюкзаком не одну неделю. Впрочем, относительно близко от Петропавловска-Камчатского есть вулканы Мутновский, Горелый, Авачинский, Корякский. На Мутновском и Горелом происходит вулканическая деятельность, и добраться до них довольно просто. И даже не очень дорого (Камчатка, увы, славится своими высокими ценами).

Два соседа

Обычно путешествие на Мутновский и Горелый совмещают. Дорога из города долгая и выматывающая, проще заночевать в палатках на склонах между вулканами и за два дня посетить оба. Главное, чтобы лето было теплым. Бывают годы, когда снег не успевает растаять, до Мутновского можно добраться только пешком и история растягивается дня на три. Я бывал у этих вулканов больше десяти раз и видел разное состояние природы. Иногда из-за огромного количества снега и вовсе невозможно было передвигаться.

Совет: лучшее время для посещения вулканов Камчатки — конец июля и август. В начале сентября еще может быть хорошая погода, а после начинаются первые метели.

Ядовитое облако

Тропа виляет меж вулканических бомб, потом тянется тонкой ниточкой через снежник и, повернув налево, начинает подниматься в кратер. Сколько раз я тут бывал, и каждый раз картина иная: то много снега, то сель сойдет и очертания ущелий поменяются. Но сама фумарольная площадка остается практически без изменений. Только пар вырывается в последнее время сильней — видимо, активность вулкана возрастает.

Гуляя по фумарольной площадке, стоит быть крайне аккуратным — газы, которые с шумом и свистом вырываются из-под земли, вообще-то непригодны для дыхания, и, если зазеваться, окажешься в облаке ядовитых испарений. Дышать в нем невозможно. Ну и, конечно же, туристов пугают историями, когда кто-то провалился под землю. Не знаю, так ли это или нет, но подходить к провалу в земле, из которого вырывается газ, очень и очень страшно.

Странные следы

В последнее время стало очень модно совершать различные забеги, и вулкан Горелый — одно из популярных мест, куда приезжают закрывать гештальты разнообразные спортсмены.

Со склонов открывается шикарный вид на всю долину, и на горизонте можно увидеть еще несколько конусов. Тут интересно погулять в безветренную погоду!

Под ногами видны два огромных кратера: в одном — озеро с пресной водой, в другом — кислотное. Пейзажи вокруг совершенно лунные: камень и вулканический пепел. Каково же было наше удивление, когда как-то, спустившись к пресному озеру, мы обнаружили следы медведя. Что он там делал? Вокруг ни еды, ни травы, зато вонь от подземных газов стоит характерная!

Совершенно секретно: луноход 

Советские луноходы с честью и достоинством отработали свои программы на спутнике Земли. Испытания же этих луноходов в конце 60-х проходили в районе Толбачика и Ключевской Сопки — под грифом «совершенно секретно». Об этом рассказал наш водитель, местный житель.

Ученые посчитали, что шлаковые поля наиболее точно подходят под те условия, которые ожидают их детище во время путешествия по Луне. Тогда возле вулканов работали только геологи, никаких туристов, конечно, не было. Оборудование завозили вертолетами, и команды испытателей жили прямо на вулканических склонах. Не все было гладко — были и аварии, и мелкие поломки, и особо повлиять на события было невозможно из-за секретности. Но тем не менее и первые, и последующие испытания в целом прошли успешно, и советские планетоходы смогли осуществить свою важную миссию.

Сейчас район Толбачика и Ключевской — своеобразная Мекка для туристов, которые любят длительные путешествия по горам. Совершенно фантастические пейзажи, шлаковые конусы и вулканы в серо-красной гамме и, конечно же, мертвый лес. Обугленные стволы — все, что осталось от деревьев, погибших в результате извержения Толбачика в 1976 году. Сейчас сквозь лаву и пепел пробиваются молодые деревца — природа берет свое.

Извержение вулкана тут можно увидеть и воочию: Ключевская Сопка примерно раз в два года показывает свой нрав. Как-то во время извержения мы ночевали в районе пять дней, оставалось только дождаться погоды, чтобы сделать удачный кадр!

Ночное восхождение

Нет, это для обычных людей экстрим, а для камчадалов восхождение на вулкан — нормальное явление. Они довольно часто совершают пешие прогулки и поднимаются в горы, так что тело приспосабливается к высоте и нагрузкам. И вот мы отправились покорять Авачинскую Сопку. Ночью. Скажу честно, опыт пешего туризма у меня немаленький, но мне было нелегко. Про рядового туриста и подумать страшно.

Выход на тропу, если можно так сказать, был где-то в районе 11 вечера. Нас человек двадцать, примерно поровну девушек и парней. Я, помимо еды в дорогу, взял штатив и камеру, поэтому идти мне тяжелее. Рядом идет парнишка и рассказывает, что сегодня с погодой повезло. Иногда в горах поднимаются такие сильные ветра, что восхождение просто невозможно. А у нас штиль! Только если остановиться, очень быстро становится холодно.

Впрочем, за 200–300 м до вершины и ветер начался, и наст под ногами появился — идти сложновато. Зато виды в то утро с вершины вулкана были просто космические!

Если погулять по Авачинскому, можно дойти до точки, откуда открывается панорама на город Петропавловск-Камчатский. Вообще, мне тут понравилось больше всего, и я бы попробовал еще раз сюда вернуться — обязательно с ночевкой на вершине!