Ольга Фадеева
18 января 2017
17428

Модная история

Как менялась мировая мода: от мехового фартука и костюма на двоих до неудобных излишеств Средневековья и эпохи унисекс.

Сначала все носили набедренные повязки, потом простыню, потом рога. И далеко не всегда внешний вид одежды зависел от климата и финансовых обстоятельств — мировая мода и без того знала достаточно странных костюмов.

Палеолит: меховой фартук

Палеолит. Охота на глиптодона

Каменный век — огромный отрезок истории. Начался где-то 3,3 млн лет назад, а закончился 8000 лет назад. При этом первая одежда — из шкур животных — появилась 500 000 — 200 000 лет назад, когда наши пращуры двинулись на север из Африки.

Одежда их напоминала что-то вроде юбки или фартука, только мехового. Подробные детали костюма тех времен, конечно, не сохранились, если не считать многочисленной «бижутерии» в виде дырявых ракушек, которые носили как бусы и кулоны. Ну а первыми портными, возможно, стали наши двоюродные братья (параллельная ветвь человечества) — неандертальцы. Есть свидетельства, что они уже не просто заворачивались в шкуры, но сшивали их при помощи жил животных. Не чужды им были и украшательства: на голове они, по-видимому, носили перья, на шее — «подвески» из когтей орлов.

А вот когда уже у наших предков (кроманьонцев) появилась первая игла, дело и вовсе пошло на лад. Они стали сшивать куски меховых шкур, а чуть позже — не просто шили, но плели: сети, мешки, циновки. И, вероятно, ткали: не исключено, что ткацкий станок появился именно в это время. А с ним и обувь — мокасины.

Чтобы понять, как выглядел костюм тех лет, достаточно взглянуть на реконструкцию знаменитого захоронения в Сунгире, Владимирская область (25 000 — 30 000 лет). Тогда на планете было холоднее, чем сейчас. Особенно в северных регионах, к которым смело можно было отнести и территорию нынешней Владимирской области. Мамонты в то время вполне себе здравствовали и были не только пищей, но и в буквальном смысле «стройматериалом» (из их костей и бивней строили каркас жилищ, обтягивали — шкурами, ну а зубы «властелинов тайги» были такими большими, что служили нашим предкам «табуретками»). То, что оставалось, шло на «тюнинг» костюма.

Одежда, найденная в могильнике в Сунгире, выглядит в полном соответствии с эпохой: шапка, полушубок, штаны, к которым пришиты высокие сапоги наподобие унт. Все из шерсти и расшито костяными бусами. Напоминает известные нам костюмы чукчей и эскимосов.

Месопотамия: шали с бахромой

Слева: костюм шумерского царя. Поясная одежда и длинный плащ с золотой бахромой. Справа: женская одежда, украшенная ярусами бахромы. Парик с золотыми украшениями в виде листьев

В Вавилоне носили шерстяные шали (к тому времени козы и овцы уже были одомашнены). Причем шаль — наряд для всех подряд: и мужчин, и женщин. Украшалась бахромой — атрибутом практически непременным, потому что носила характер и ритуальный, и «юридический». Расплачиваясь за разные товары и услуги, вавилоняне прикладывали к глиняной табличке конец своей бахромы — как полагают историки, чтобы заверить документ «печатью» (деньги в те времена уже были, но их, как и сегодня, всегда не хватало, так что бахрома и глиняная табличка могут считаться одним из первых вариантов «кредитного договора»; вероятно, бахрома делалась из шерсти, а вот каким образом достигалась ее уникальность — неизвестно). В случае развода супругов муж отрезал бахрому от шали своей жены.

Любимый цвет шумеров — красный (как, впрочем, у большинства древних народов). Украшения носили все — даже бедные, хотя бы ленточку-жгут надо лбом (в случае женщин). Особое внимание уделялось и прическе, в первую очередь у мужчин: сильный пол завивал волосы в крутые кудри, бороду закручивал в трубочки или косички, которые украшались золотыми нитями.

Египет: белые льняные одежды

Одежда египтян

Овца стала вторым домашним животным после собаки. Ее «приручили» в странах Передней Азии, и довольно быстро она становится стандартным элементом и египетского пейзажа тоже. Долгое время, правда, эти животные служили лишь в качестве тягловой силы. Носить овечью шерсть жители страны пирамид не спешили. На Востоке овца считалась чем-то вроде свиньи.

А еще, в отличие от большинства древних царств, в Египте уважали белый цвет, считавшийся цветом чистоты. Поэтому в чести были натуральные льняные одежды (у женщин — покрывала и что-то вроде платьев, у мужчин — набедренные повязки).

Богатые дамы носили массивные золотые и бронзовые украшения, у бедняков подчас не было даже набедренной повязки — они попросту ходили нагишом. Впрочем, и знатные дамы то и дело «носили» совершенно ничем не прикрытую грудь. В «стране богов» вообще не особенно любили сковывать себя одеждой и обувью.

Античность: хламиды и хитоны

Как и шумеры, греки, а за ними и римляне не придавали большого значения разнице полов. Только в том аспекте, что касается одежды, разумеется. Говорят даже, что опальный афинский военачальник Фокион из-за крайней бедности не мог выйти в свет вместе с супругой — у них был один костюм на двоих. Но кое в чем женское «платье» все-таки отличалось: поверх хитона (что-то вроде рубашки без рукавов) дамы носили пеплос — простой отрез ткани. Мужчины же надевали хламиду или гиматий. И то и другое — плащ, но первый короткий, а второй — длинный (настолько, что, когда кто-то слишком оживленно жестикулировал, про него с насмешкой говорили: «Он опоясывает свой гиматий»). Он же, кстати, в случае чего служил одеялом. Именно такой гиматий, если верить греческим статуям и их римским копиям, носил Софокл.

В целом мужские и женские костюмы выглядели примерно одинаково: большую «простыню» собирали вертикальными складками, а затем крепили при помощи фибул, которые одновременно служили и украшением. По сути, единственным. В Элладе вообще не любили аксессуары — чем меньше деталей, тем лучше. А вот пропорции — другое дело, истинную красоту в античности ценили.

Средневековье: колпаки и шлейфы

Неудобство — так можно охарактеризовать всю средневековую моду. Вернее, моды как таковой на тот момент все еще не существовало: одни и те же фасоны (за редким исключением), как и во все прошлые эпохи, носились столетиями.

О том, как это все выглядело, может поведать средневековая живопись — не только объект многочисленных интернет-мемов, но и источник ценных исторических сведений. Вот, к примеру, портрет кисти художника по имени Сите-де-Дам французской королевы Изабеллы Баварской — с «рогами». А все потому, что в 1395 году «королева-распутница» придумала геннин — женскую шляпу в виде конуса. Странная по нынешним меркам выдумка, но по меркам Средневековья — образец стиля. Эти конусы делались из бумаги, обтянутой тканью, и достигали метра в длину. Да еще и украшались длинным шлейфом. А потом геннин и вовсе приобрел два рога.

Крестьяне Средних веков носят короткие платья, пастухи — узкие штаны под названием брэ, а еще колпаки, закрывающие плечи, — шапероны. Знать позволяет себе излишества. И тоже весьма неудобные. У богатых дам XIII века входят в моду рукава — настолько узкие, что после каждого надевания их нужно распарывать, а потом снова зашивать.

Эпоха Возрождения: кринолины, декольте и воротники

Такой «вечный» элемент женского гардероба, как юбка, появился лишь в XV веке (до этого дамы носили только платья, «халаты», хитоны; если не считать полоски ткани, которые оборачивали вокруг своих бедер древние египтяне). И почти сразу над юбками начали «издеваться». Сначала растянули на обручах: так появились знаменитые кринолины (тогда это называлось вердугадо). Считается, что этот фасон придумала королева Кастилии и Леона Жуана Португальская — не для красоты, а чтобы скрыть свою беременность (эта же легкомысленная — по мнению церкви — особа придумала носить глубокие декольте; а заодно в платьях появились широкие рукава и мягкие ткани).

Английская королева Елизавета I 

Английская королева Елизавета I, еще одна законодательница мод (в ее гардеробе числилось 6000 платьев), приложила руку к созданию (или к введению в моду) высокого воротника в виде кольца из накрахмаленной ткани или кружев, собранных характерными складками. Его называли фреза, или бетси — в честь Елизаветы I.

XVI век: изменение пропорций

Если в XV веке кринолин был широк вверху и довольно узок внизу, то в конце XVI пропорции изменились — вверху стало узко, внизу — широко. Правда, такие вердугадос могли позволить себе лишь дамы высшего света. Простонародье носило мягкие, свободно спадающие складками юбки. Чуть позже в моду вошел так называемый роб — платье, которое надевалось поверх платья другого цвета и фактуры — котта. Юбка роба имела разрез спереди, что позволяло видеть котт. Во времена Марии Медичи юбка роба приобретает огромный каркас-тамбурин (накладки по бокам на уровне бедер).

Мадам Помпадур художника Франсуа Буше

В начале XVII века кринолин лишается металлических обручей и приобретает мягкий силуэт. Ненадолго. К концу того же столетия каркасы вновь возвращаются, да еще и со шлейфом. И снова тяжелые ткани. Например, атлас, который ввела в моду роскошная мадам Помпадур (она же, кстати, является создателем прически «кораблик» — высокого начеса, под который подкладывался валик, и каблуков — все для того, чтобы скрыть свой невеликий рост).

В 1770-х в моду входит полонез — платье с длинной юбкой, подол которой подбирается сзади и по бокам. В моду постепенно входит более естественный силуэт и мягкие воздушные ткани. Именно в таком платье могла бы танцевать на балу Наташа Ростова.

Новейшее время: брюки для всех

Чарльз Фредерик Уорт — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды House of Worth, один из первых представителей высокой моды

Научно-техническая революция перевернула все. В том числе мир моды. Велосипеды, автомобили и поезда поставили крест на кринолинах и турнюрах. Одежда обязана была стать удобной, в моду окончательно входит естественность. В 1858 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт открывает первый дом моды и разделяет одежду по сезонам. Он же утверждает Синдикат высокой моды, который существует и поныне.

Ну а навсегда покончить с «буржуазной роскошью» суждено было Второй мировой войне: одежду отныне шьют из подручных средств, экономят на тканях. Обувь — на деревянной подошве, юбки — покороче, ткани — подешевле. То же самое у мужчин: непременные атрибуты — кепи или шляпа, а также пиджак «не по размеру». Вероятно, дань все тому же послевоенному времени.

Коко Шанель создает классику — юбку-карандаш, которая не выходит из моды и поныне. А еще знаменитое маленькое черное платье, любимый Жаклин Кеннеди твидовый костюм, короткие стрижки, маленькие шляпки и длинную жемчужную нить.

В 1950-е, на феминистической волне, женщины наконец получают «законное» право носить брюки (до этого, несмотря на вдохновляющий пример Марлен Дитрих, брюки на женщине все-таки считались неким авангардом). В 1970-е стиль унисекс окончательно закрепился: джинсы, кофты, бейсболки, рубашки и майки носят поголовно все. Как, впрочем, и сегодня.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Вокруг света с Ману Фиделем. Гонконг
06:00
Неестественный отбор
06:55
Вокруг света с Ману Фиделем. Токио
06:00
Царство грибов. Лисички
06:30
Царство грибов. Благородные
07:00
Тропические острова. Борнео
Каждый мечтатель знает, что абсолютно реально скучать по месту, где ты никогда не был даже больше, чем по тому, где былДжудит Турман