Почему у вьетнамцев шляпы в виде конуса?
Лодки во Вьетнаме круглые, а шляпы — треугольные, а точнее, конусовидные. Но необычной форме головного убора есть объяснение.
Согласно легенде, однажды во время проливного дождя, который длился несколько недель, с неба спустилась богиня. На голове у нее была гигантская шляпа из четырех листьев, скрепленных бамбуковыми прутьями. Эта шляпа была настолько большой, что защитила людей от дождя и позволила им вернуться к нормальной жизни. Богиня научила их выращивать рис, а потом исчезла. В ее честь люди построили храм и начали изготавливать шляпы наподобие той, что была у нее.
Действительно, главное назначение шляпы нон, как называют головной убор во Вьетнаме, — это защита от дождя и солнца. «Скаты» головного убора имитируют форму зонта и «преломляют» солнечные лучи. А так как руки остаются свободными, можно продолжать заниматься своими делами даже в непогоду. Считается, что первыми конусообразные шляпы надели фермеры, работающие на рисовых плантациях. И произошло это почти 3000 лет назад.
«Купи я ее раньше, возможно, у меня бы не обгорела кожа на голове. Да, оказывается, бывает и такое» (rimma.cndrll, Россия, Instagram).
Некоторые полагают, что головной убор может также защитить от свалившейся змеи. Вместо того чтобы упасть за шиворот, пресмыкающееся скатится по шляпе на землю, а человек успеет убежать. По крайней мере, в теории.
Есть версия, что шляпа нон убережет голову при падении кокоса. Все потому, что чаще всего ее изготавливают из пальмовых листьев и бамбуковых прутьев, которые отличаются особой прочностью. Из бамбуковых прутьев делают разные по диаметру кольца — каркас. А на него укладывают высушенные пальмовые листья, сшивая конструкцию нитками из натуральных волокон или тонкой леской. Теоретически, упав, кокос не пробивает головной убор, а скатывается с него. Но те, кому плод свалился на голову, не спешат делиться в интернете, как обстоят дела на практике.
А вот то, что, помимо защиты, шляпа иногда выполняет функцию посуды, — точно. Например, в нее удобно сложить купленные на рынке фрукты, а еще она прекрасно удерживает воду, чем можно воспользоваться, оказавшись на берегу водоема.
«Между прочим, очень практичная шляпка — защищает от солнца, дождя, падающего с пальм кокоса, змей, служит веером. А еще ей можно ловить краба и даже есть из нее» (Анастасия Черенкова, Россия).
Есть и другие версии. Так, некоторые считают, что причина кроется в небольшом росте азиатов. Остроконечный головной убор его якобы увеличивает, приближая местных жителей к европейским стандартам красоты. Другими словами, это дань моде, переплетенная с традицией.
Еще одна версия гласит, что шляпа прижилась во Вьетнаме потому, что чиновники разработали с ее помощью специальную систему условных знаков, которыми обменивались, когда не хотели, чтобы их подслушали.
Правда, эти теории не объясняют форму головного убора. А ведь сейчас существует более 50 его видов: с широкой каймой и узкой, конусом повыше или ниже. Шляпы нон разукрашивают, а на некоторых пишут стихи, которые можно прочитать лишь на просвет.
Подобные шляпы есть и в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии, но наибольшее распространение они получили именно во Вьетнаме. Чаще всего их носят фермеры. В городах другие условия, нет кокосов и змей, падающих на голову, а передвигаются люди в основном на мотоциклах, так что горожанина чаще встретишь в шлеме, чем в шляпе нон.