Граффити времен Боспорского царства обнаружили под каменной плитой в Крыму
Археологи в Крыму нашли загадочное послание из глубины веков. Уникальное граффити обнаружили на раскопках древнего поселения Артезиан на Керченском полуострове. Находку сделали в яме к востоку от алтаря храма Зевса. Небольшой фрагмент штукатурки с нацарапанными буквами был спрятан под большой каменной плитой. Сохранившиеся буквы, по мнению специалистов, могут читаться как «ΜΝ ΑΡΓΟΤ». Однако точное значение этой фразы пока остается загадкой, пишет Arkeonews.

«Перед нами стоит сложная задача, — объясняют эпиграфисты, специалисты по древним надписям. — Нужно определить, что это: имя человека, ритуальное посвящение богу, магическое заклинание или даже чье-то проклятие».
Тот факт, что надпись была намеренно скрыта под плитой, делает ее особенно интригующей. Это могло быть частью какого-то тайного обряда или попыткой сохранить послание от чужих глаз.
Артезиан — это не просто небольшое поселение. В античности оно было важным укрепленным пунктом Боспорского царства — могучего государства, существовавшего на берегах Керченского пролива. Раскопки там проводят с 1988 года, и за это время археологи исследовали уже более 860 древних ям — ритуальных, жертвенных и погребальных.
Эта находка — не первое граффити, найденное в Артезиане. Ранее ученые уже обнаруживали надпись, которая напоминала школьное упражнение: полный греческий алфавит, приветствие и даже неприличное оскорбление в адрес какого-то мальчика по имени Долес.
В этом же сезоне археологи сделали еще одно открытие. В одной из жертвенных ям, связанной с погребением знатного человека, они нашли останки молодого жеребенка. Животное расчленили, а мясо, судя по всему, съели во время ритуальной трапезы. Череп и кости до колен сложили в особом порядке в яму и засыпали пеплом.

Ученые полагают, что этот обряд связан с хтоническими культами — верованиями в подземных богов и возрождение. Обезглавливание жертвы могло символизировать переход в загробный мир. Возможно, конь был убит, чтобы сопровождать своего знатного хозяина в последний путь.
«Символика таких жертвоприношений отчасти понятна, — отмечают исследователи, — но точный смысл многих действий, например, особого расположения костей, от нас пока ускользает».
Обе находки — и загадочное граффити, и ритуальное захоронение коня — относятся, по предварительным оценкам, к I—III векам.













