Исследование: легкие у саламандр загадочно исчезают еще до рождения
Ученые обнаружили, что у безлегочных саламандр на самом деле растут легкие, но загадочно исчезают еще до рождения, сообщает Science Alert.
Плетодонтидные саламандры дышат через слизистую кожу и ткани рта. Для этого они покрыты слизью, потому что могут поглощать кислород через кожу, только если она остается влажной. Это самая большая группа саламандр, насчитывающая почти 478 видов, обитающих в основном в Америке, а также в Европе и Южной Корее.
О том, куда пропадают легкие этих саламандр, было известно немногое. Ученые выяснили, что на самом деле легкие формируется у эмбрионов нескольких видов саламандр. Эмбриональные легкие развиваются в течение примерно трех недель у одного вида, P. cinereus, прежде чем процесс неожиданно прекращается. Еще до вылупления детенышей саламандр ранние клетки легких запрограммированы на апоптоз — форму гибели клеток.
Исследователи считают, что развитие легких останавливается, потому что клетки не получают регуляторных сигналов, необходимых для поддержания их размножения. У других позвоночных сигналы поступают из ткани, называемой мезенхимой, окружающей развивающиеся легкие. Ученые поместили мезенхиму саламандры с легкими в эмбрион саламандры без легких. Это привело к образованию структур, напоминающих легкие — по всей видимости, саламандры без легких по-прежнему способны продолжать развивать этот орган.
Почему так много инструментов для создания легких сохранилось у животных, которые не использовали их на протяжении миллионов лет? По мнению ученых, «зачаток» легкого может играть важную роль в развитии соседних органов — например, сердца. Некоторые гены, участвующие в начальном формировании легких, также используются для создания других органов.
Саламандры потеряли легкие где-то между 25 и 110 млн лет назад. «Очевидно, что плетодонтидные саламандры прекрасно обходятся без легких, учитывая, что они составляют около двух третей всех видов саламандр. Возможно, потеря легких способствовала, а не препятствовала эволюционному успеху», — отметил биолог-эволюционист из Гарвардского университета Закари Льюис.