Как избежать проблем при внезапном закрытии аэропортов: памятка туристам

Помогаем сохранить время и деньги.

10 сентября три из четырех аэропортов Москвы снова временно приостанавливали работу из соображений безопасности. Ситуации чрезвычайного характера возникают все чаще, поэтому туристы должны знать, как минимизировать издержки от закрытия воздушного пространства.

Первый способ избежать проблем — превентивный. Чаще всего аэропорты России приостанавливают работу в утренние часы — к примеру, в последний день с закрытием 75% задержек вылетов пришлись на время до 12:00. Однако сбои в расписании могут сохраняться и до второй половины дня.

Впрочем, вылеты ночью и рано утром часто дешевле, поэтому пассажиры продолжают их выбирать. Билеты, как правило, покупаются заранее, и предсказать, что именно в этот день аэропорт не будет принимать самолеты, не получится. Однако все-таки лучше не планировать перемещения впритык — например, если в понедельник утром нельзя опоздать на работу, то лучше возвращаться хотя бы в воскресенье днем. Это правило справедливо в любых ситуациях, ведь аэропорты закрывают и по погодным условиям, а рейсы нередко задерживаются по куче непредсказуемых причин.

Чтобы обезопаситься, эксперты советуют покупать билеты на едином бланке. Если вы летите с пересадкой, то проще и надежнее покупать билеты у одной авиакомпании, в одном заказе. В таком случае при задержке, переносе или отмене первой части маршрута из-за закрытия аэропорта, ответственность за ваш полет останется на перевозчике. Единым бланком продают билеты все крупные российские авиакомпании. У некоторых из них есть возможность приобрести «единый» билет также на рейсы зарубежных авиакомпаний-партнеров.

К примеру, если оформить на сайте авиакомпании один заказ на весь маршрут следования, это позволит получить гарантированную стыковку. Даже если первый рейс задержится, вопросы по урегулированию перевозчик возьмет на себя: обеспечит пассажира всем необходимым на период ожидания и пересадит на рейс компании-партнера.

Минусы у покупки билетов единым бланком тоже есть. Большинство зарубежных рейсов вылетают из Москвы, и по 30 направлениям в принципе не получится улететь из других городов. А стыковаться между собой могут либо рейсы российских перевозчиков, либо компании из РФ с зарубежными партнерами. Перелет единым билетом может обойтись дороже, но обычно не настолько, чтобы рисковать пересадкой.

«Мы проверили случайным образом выбранный маршрут: перелет Архангельск — Пхукет на конец сентября. Сквозной билет через Москву стоит 47 000 рублей. С одной, соответственно, пересадкой. Самый дешевый перелет отдельными сегментами, предполагающий уже две стыковки, теоретически может обойтись около 40 000 рублей», — пишут в Ассоциации туроператоров России.

Эксперты также сказали, что бесполезно делать в случае массовых задержек рейсов — тратить время и силы на споры и конфликты с представителями авиакомпании или аэропорта. Да, они несут ответственность перед пассажирами, но за закрытие воздушного пространства в целях безопасности они не отвечают и влиять на него никак не могут.