Под Суздалем археологи раскопали редкие артефакты VIII-XI веков
Российские археологи изучили 13 погребений на могильнике Гнездилово под Суздалем, и в большинстве из них обнаружены интересные артефакты.
Пять захоронений располагаются под курганными насыпями, три — на специальных площадках, ограниченных кольцевыми канавками. В трех захоронениях обнаружены железные гвозди, свидетельствующие о наличии внутримогильных деревянных конструкций.

Женские и детские погребения содержали разнообразный инвентарь: проволочные височные кольца, стеклянные бусы различных типов, включая так называемые «лимонки» и глазчатые экземпляры. Особый интерес представляют стеклянные бусы конца X — начала XI века, которые поступали на Русь с Ближнего Востока. Такие артефакты редко встречаются в памятниках Суздальского Ополья, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
В захоронениях также найдены подвески для ожерелий, железные ножи, остатки деревянных расчесок с металлическими шпеньками и керамические сосуды с ритуальной пищей. В мужских погребениях тоже присутствует интентарь, но более скромный. В одном из них были нож, кремень, гирька, фрагмент монеты и керамический сосуд. Другое содержало более богатый набор: металлические детали пояса, нож, кресало, кремень и боевой набедренный топорик.

Уникальным называют могилу женщины с богатым набором украшений: здесь нашли два височных кольца, сложное ожерелье с подвесками, подковообразная фибула, массивный браслет и перстень. Все изделия выполнены из высококачественного серебра. Особую ценность представляют подвески, включая круглую скандинавскую подвеску, а также четыре монетные подвески — две из восточных дирхамов и две из западноевропейских денариев.
Самой редкой находкой археологи назвали индийский джитал. Это серебряная монета с изображением быка-зебу и всадника, отчеканенная в Кабульском регионе в VIII–IX веках. Судя по всему, в Гнездилове хоронили древнерусскую знать XI века. Об этом можно судить по большим размерам могильных ям и сложным погребальным конструкциям. Захоронения отражают социальные амбиции и статус элиты Северо-Восточной Руси.













