Под жилым домом в Турции найден культовый комплекс, посвященный плодородию

Археологи ищут ответ, как изображения ассирийских богов оказались в Турции.

Древний комплекс, который еще предстоит полностью исследовать, имеет на стенах редкие наскальные рисунки с изображением процессии божеств, высеченных в ассирийском стиле. Научная статья опубликована в журнале Antiquity, кратко о ней пишет Live Science.

«Находка свидетельствует об ассирийской гегемонии в регионе. Настенная панель содержит изображение божественного шествия с ранее неизвестными элементами, описание некоторых божеств сделано по-арамейски. Стиль изображений сочетает неоассирийскую, арамейскую и сиро-анатолийскую божественную иконографию», — сказал один из авторов исследования Селим Феррух Адали, доцент кафедры древней истории Университета социальных наук Анкары.

Власти узнали о древнем подземном комплексе в деревне Башбюк на юге Турции в 2017 году, после того как мародеры обнаружили его под домом в турецкой деревне. Полиция помешала мародерам. Археологи нашли целый подземный религиозный комплекс.

Он относится к раннему неоассирийскому периоду (ок. IX в до н. э.). Включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, а также входную камеру. Первоначальный вход до сих пор не найден.

Фото: Mehmet Önal et al./Antiquity, 2022

Расширение Неоассирийской империи на территорию нынешней Турции повлекло за собой культурную революцию. Ассирийская элита использовала искусство, чтобы показать свою власть над местными народами, говорящими на лувийском и арамейском языках. Настенное панно в Башбюке показывает, как ассирийское искусство адаптировалось к арамейскому стилю в провинциальных городах и деревнях.

Надписи на арамейском языке обозначают четырех богов: бога бури, дождя и грома Хадада; его супругу Атаргатис, богиню плодородия; бога луны Сина; бог солнца Шамаша.

«Это было место для регионального культа плодородия. Скорее всего, панно было сделано местными художниками, служившими ассирийским властям», — сказал Адали.

Дальнейшие раскопки откроют больше частей подземного комплекса и, возможно, дадут больше образцов искусства, поскольку пока исследована лишь небольшая часть всего участка.

Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет

Семь ненайденных сокровищ