Природозащитники выпустили 200 нерп в Ладогу — как спасают редких животных?
В Ладожском озере проводят уникальный эксперимент по реабилитации двух нерп — Крошика и Шлиссика. Эти краснокнижные животные уже взрослые, но добровольно предпочли жизнь в неволе, возвращаясь к людям после выпусков на свободу. Специалисты Фонда друзей балтийской нерпы пытаются мягко вернуть им интерес к самостоятельной жизни с помощью специального плавучего вольера прямо в озере, пишет ТАСС.

Крошик — первый в мире ладожский тюлень, который живет в неволе по собственному выбору. Он попал в центр спасения девять лет назад маленьким и слабым детенышем и с первых дней проявил необычную привязанность к людям.
«Я еще тогда сказал: "Ой, этот тюлень, наверное, никуда не уйдет", — вспоминает директор фонда Вячеслав Алексеев. — Он сразу прильнул, постоянно стремился к общению, лез на ручки, обниматься. Мы с ним возились дольше, чем с другими, потому что было видно, что он нуждается в этом».
Когда Крошик подрос, его выпустили в районе Валаама. Но уже через 10 минут нерпа вернулась к людям. Специалисты целый год старались отучить его от ласки — не общались, кормили живой рыбой из укрытий. После второго выпуска Крошик продержался три недели, но затем снова начал искать контакта с людьми на пляжах. Его пришлось забрать обратно.
Чтобы помочь питомцу, этим летом для него организовали «дачу» — плавучий вольер на Ладоге. Конструкция представляет собой два больших поплавка, под которыми на глубину трех метров опущена сетка. Внутри плавает рыба, а для отдыха животных есть специальная полочка. Место установки вольера держится в секрете, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Спустя время к Крошику подселили еще одного самца — Шлиссика, который тоже шесть лет живет в центре. Первые дни ластоногие выясняли отношения. Если в неволе доминировал Шлиссик, то здесь Крошик дал отпор. Теперь у них сложились нейтральные отношения. Ученые наблюдают, как животные привыкают к естественной среде. Кормят их два раза в день, но нерпы — настоящие гурманы. Перепробовав всю местную рыбу, они предпочли атлантическую мойву и сельдь.

Эксперимент признан успешным, хотя животных в этом году выпускать не станут. Ученые заметили, что за время жизни в вольере нерпы стали более активными, хищными и здоровыми, в глазах появился задорный блеск. На зиму животных вернут в центр, а летом эксперимент с полувольным содержанием продолжат. Ученые надеются, что постепенно нерпы все же предпочтут свободу.
«У меня чувство смешанное. Мы все к ним привязаны. С другой стороны, есть горькое сожаление, что они лишили себя вольной жизни. Но это их выбор», — поделился специалист.
Ладожская нерпа — редкий вид, которому угрожает потепление климата. Из-за раннего таяния льда самки вынуждены рожать на открытом льду, где детеныши становятся уязвимы для хищников и непогоды. Сейчас в Ладожском озере осталось всего 3–5 тысяч этих животных.
Фонд друзей балтийской нерпы за 10 лет спас и выпустил более 200 краснокнижных тюленей. В нынешнем сезоне был установлен рекорд — специалисты вырастили и вернули в природу 39 малышей.













