Œ. Байкал 2016. Пик Черского, остров Ольхон
Байкал - самый крупный резервуар пресной воды и глубочайшее озеро на нашей планете. Наибольшая глубина 1642 метра. Длина озера 636 километров. Ширина 79,5.
Ровно 2 года спустя, снова попал в эти места. Так совпало, что я вновь продолжил свое Большое Путешествие, брат хотел на Байкал перед поездкой в Санкт-Петербург и папа решил, что хочет провести отпуск в таком активном путешествии, как это мы осуществляли с братом до этого. Вот мы и договорились, даты на поездку были положены примерно те же, что и предыдущая поездка на Байкал, в начале августа. Вместе с проездом Новокузнецк - Иркутск и обратно наше путешествие заняло примерно 2 недели. Оно предполагалось по возможности бюджетным, но без использования автостопа, поэтому мы приобрели заранее билеты на поезд. Билеты на поезд приобретаются, как правило, за 45 дней и в летнее время идеально приобрести их в начале этого срока, так как Байкал стал популярным местом для отдыха и места в поезде разбирают быстро. Самые дешевые билеты в плацкарт стоят 3500 рублей. Самое дешевое место 2500 рублей, но оно боковое верхнее у туалета. Я часто экономлю и беру именно это место.
Мы готовы и рюкзаки были собраны. Для папы я привез второй свой рюкзак, старую хобу, зимний спальник, в общем все, что у меня было в двойном экземпляре и в Москве оставлять смысла не было.
Планов на Байкал было не много. Папа в своем отпуске хотел еще осуществить поездку из Новокузнецка до Уфы. Там под Уфой, в деревне Иглино родились и жили до переезда в Сибирь мои бабушка и другие родные по папиной линии, но про это я расскажу позже в отдельной теме, да и папа в той поезде еще и до Казани добрался. На Байкале же решили закончить некоторые дела, которые не удалось завершить в первый раз: подняться на пик Черского, искупаться в озере Сердце и побывать и пофотографировать остров Ольхон.
Вдаваться в подробности этого путешествия я не буду, собственно оно предполагалось без особых авантюр, хотя и было несколько таких интересных моментов. Расскажу немного об особенностях наших маршрутов. А так же к нашему путешествию частично присоединились мои друзья и на пик Черского мы держали путь вместе. Со мной были Сэр Разор, Маринка и Яна.
Пик черского
Пик Че́рского - верхняя точка Комаринского хребта (2090 метров над уровнем моря) в системе хребтов Хамар Дабан, протянувшегося с запада на восток более чем на 350 км, а по ширине около 50-60 км и расположенного к югу от Байкала. Название горы дано в честь известного исследователя Сибири - Ивана Дементьевича Черского. Маршрут протяженностью около 20 км, а перепад высот составляет 1 625 метров.
Начинается путь в городе Слюдянка. Собственно от этого города со станции Слюдянка II начинается и КБЖД (Кругобайкальская железная дорога).
На против вокзала в минутах 5 находится рынок, где можно приобрести недостающие продукты, газ, портативную газовую плиту, дождевики и другую необходимую утварь. За рынком еще минутак в 10-15 от него находится база МЧС, где рекомендуется зарегистрироваться и не забыть зайти и выписать свое имя на обратном пути. Там же находится стоянка для автомобилей, на которой возможно оставить свой транспорт и одна ночь стоянки стоит 100 рублей.
Всю дорогу возможно пройти за один день, но на пути есть стоянки, где можно переночевать. День обратно. Для "не спортсменов" путь проходится за 2 дня в одну сторону и еще один день занимает обратная дорога. В среднем темпе первые 11 км возможно преодолеть за 3 часа. Дорога представляет хорошо проложенную тропу. На половине этого пути расположен мраморный карьер, на его вершине видно частичку Байкала и прекрасно открывается долина, по которой предстоит дальнейший путь. В конце переходишь очередной мостик и попадаешь в приют, которым руководит одна старая добродушная женщина, которая спасла нас в первом путешествии от холода и дала нам переночевать в домике. Есть оборудованные стоянки, за которые она взимает дань в 50 рублей с палатки. Так же она там готовит и возможно перекусить. У нее чудесные оладьи, которые можно употребить со сгущенкой или вареньем по выбору. Сгущенного молока и варенья она не жалеет. После ее приюта нужно пройти еще 7 км. Дорога более живописная и гористая. Последние 2 км тропа под большим уклоном и преодолеваются очень сложно. В нашем случае папа был не очень готов и предложил для будущих волонтеров и подсказку для меня (если я когда-нибудь буду участвовать в будущих подобных проектах) указывать на указателях и уклон тропы в разных ее участках. Проходишь 7 км примерно за 3-5 часа и попадаешь на метеостанцию Хамар-Дабан, где так же можно переночевать на оборудованных стоянках за 150 рублей с человека, но возможно уйти и чуть дальше и переночевать бесплатно. Как ниже, так и на метеостанции возможно воспользоваться услугами и заказать баню. Баня до 5 человек стоит 1000 рублей, свыше 5 человек уже 2000 рублей.
Еще примерно километра 3 и мы достигаем пика Черского. Сначала попадаем на перевал Посетительский. С него очень хорошо видно озеро Сердце, и с него удобнее спускаться к озеру. А с перевала Посетительский до пика Черского нужно перейти по хребту, по которому не каждый человек решается переходить. Землетрясение 2007 года его немного разрушило в средней части. Ползешь такой по хребту, слева обрыв, справа обрыв, а потом доползаешь до середины и там впереди тоже обрыв. Становится немного страшно, но потом понимаешь, что тросы проложены не просто так и нужно забраться чуть выше тропинки и уже ползти по тросу и гладкой наклонной слегка скале. Наклон не большой, опасности не представляет, но за трос лучше держаться крепко и не отпускать его. Я, кажется, со своим страхом высоты преодолел свободно этот участок, а вот братишка немного трусил и делал все осторожно и медленно, но я сам его не подторапливал и говорил, чтобы он шел именно в своей скорости и так как ему кажется будет безопасным.
Добрались до пика с группой ребят и сфотографировались на пике. С Вершины слегка в тумане видно Байкал и открывается горный ландшафт во все стороны.
Когда мы добрались было поздновато, но целью было озеро и мы с братишкой поползли по куруму вниз. Озеро великолепное, конечно. До этого, готовясь к путешествию, в разный источниках указывается, что озеро прекрасно только с высоты, а вот спускаться не стоит, ничего особенного. Я с этим мнением не согласен. В какой-то из моментов, когда мы с братом уже искупались, рябь на озере прекратилась, не было ни ветерка и в середине озера на большой глубине мы видели дно. Мы восклицательно заметили это, посчитали, что, быть может, и не вернемся сюда никогда, но это место стоило посетить и озеро будет одним из самых наших любимых. Глубина озера неизвестна мне, но располагается оно на высоте 1720 метров над уровнем моря. В округе появлялось много крысоподобных существ, быть может это были крысы, быть может, пищухи, а может еще кто-то.
Вернуться засветло не получилось, свои силы я рассчитывал, а вот у моего братишки не хватило их немного и в одном из ответственных моментов, когда уже стемнело, мне не удалось отыскать тропу. Это был поучительный случай, в тот раз забыл еще и фонарь, теперь я беру его всегда и везде в любом случае, даже если не собираюсь задерживаться в какой-то радиалке допоздна. У Ромки был с собой айфон, и с помощью его нам удалось отыскать дорогу и мы спустились к метеостанции, используя его как фонарь и навигатор. Я вот заплутал, а Ромка в тот момент хорошо так сориентировался и по сути он и нашел тропинку вниз.
Остров Ольхон
Посещение Ольхона не дешевое мероприятие и на него нужно не один-два и не три дня, если хотите изучить его хорошо. В нашем расположении было как раз немного, но мы отправились туда в познавательных целях. Из Иркутска отправляются автобусы, в основном в раннее время суток, так как дорога занимает в районе 4 часов только до переправы. Курсируют 2 корабля с интервалом в полчаса между островом и материком. Один корабль для местного населения, другой для всех остальных приезжих. Туристические автобусы курсирующие по маршруту Иркутск - Хужир (столице острова) пользуются туристическим кораблем, но проезжают вне очереди. Остальные туристы на своем транспорте могут простоять в очереди до двух суток говорят, в зависимости от количества желающих. Переправа на корабле бесплатная, если вы дойдете до переправы каким-то образом пешком, то по сути совсем стоять не придется, для людей то на корабле мест достаточно. Переправа занимает минут 20 и потом еще до Хужира ехать в районе 30 минут по сухой дороге. В дождь этот путь может увеличиться в два и более раза.
На своем транспорте не удобно попасть на остров, зато удобно будет все объехать, ибо с транспортом там не очень, ну а в идеальном варианте, конечно, взять на прокат что-то. Мы с папой и братом гуляли там пешком все три дня, которые провели на острове, не полных три дня.
Там очень красиво, и гулять одно удовольствие, но в дождь дороги превращаются в грязь и тогда находиться там сложно и передвижение на острове становится очень затрудительным, что на своих двоих, что на транспорте. В крайний день, проснувшись утром в пасмурную погоду и промозглом незаканчивающимся дожде, поспешили выбраться с острова. С автостопом там так же сложно, но нас подобрал один добрый дядька бурятской внешности по имени Петр. Весь день мы месили грязь и сквозь непогоду шли в Хужир, только вот после деревни Харанцы нас подобрал этот человек. И то, кажется, останавливаться он не спешил, но в итоге проехал от нас и остановился, мы дошли. Он предложил нам за определенную плату вывести с острова, если мы найдем достаточно единомышленников. В Хужире к нам присоединился люд, мы дали рекламу и глас о спасении. В итоге собралось 11 человек и Петр довез всех до Иркутска. Довез не без приключений, конечно: что-то у него вечно ломалось, кажется, сдыхал генератор и переставали работать фары, но довез и за это мы ему благодарны. Вся одежда промокла, ботинки были полны воды. Папа остался под впечатлением и ему понравилась наша вот такая авантюрная, немного экстримная программа.
Данное путешествие на Байкал, думаю, было не последним. Я постараюсь попасть туда еще и уже рассказать обо всем еще более подробно и рассказать о большем количестве интересных мест, окружающих это красивейшее озеро.
Ровно 2 года спустя, снова попал в эти места. Так совпало, что я вновь продолжил свое Большое Путешествие, брат хотел на Байкал перед поездкой в Санкт-Петербург и папа решил, что хочет провести отпуск в таком активном путешествии, как это мы осуществляли с братом до этого. Вот мы и договорились, даты на поездку были положены примерно те же, что и предыдущая поездка на Байкал, в начале августа. Вместе с проездом Новокузнецк - Иркутск и обратно наше путешествие заняло примерно 2 недели. Оно предполагалось по возможности бюджетным, но без использования автостопа, поэтому мы приобрели заранее билеты на поезд. Билеты на поезд приобретаются, как правило, за 45 дней и в летнее время идеально приобрести их в начале этого срока, так как Байкал стал популярным местом для отдыха и места в поезде разбирают быстро. Самые дешевые билеты в плацкарт стоят 3500 рублей. Самое дешевое место 2500 рублей, но оно боковое верхнее у туалета. Я часто экономлю и беру именно это место.
Мы готовы и рюкзаки были собраны. Для папы я привез второй свой рюкзак, старую хобу, зимний спальник, в общем все, что у меня было в двойном экземпляре и в Москве оставлять смысла не было.
Планов на Байкал было не много. Папа в своем отпуске хотел еще осуществить поездку из Новокузнецка до Уфы. Там под Уфой, в деревне Иглино родились и жили до переезда в Сибирь мои бабушка и другие родные по папиной линии, но про это я расскажу позже в отдельной теме, да и папа в той поезде еще и до Казани добрался. На Байкале же решили закончить некоторые дела, которые не удалось завершить в первый раз: подняться на пик Черского, искупаться в озере Сердце и побывать и пофотографировать остров Ольхон.
Вдаваться в подробности этого путешествия я не буду, собственно оно предполагалось без особых авантюр, хотя и было несколько таких интересных моментов. Расскажу немного об особенностях наших маршрутов. А так же к нашему путешествию частично присоединились мои друзья и на пик Черского мы держали путь вместе. Со мной были Сэр Разор, Маринка и Яна.
Пик черского
Пик Че́рского - верхняя точка Комаринского хребта (2090 метров над уровнем моря) в системе хребтов Хамар Дабан, протянувшегося с запада на восток более чем на 350 км, а по ширине около 50-60 км и расположенного к югу от Байкала. Название горы дано в честь известного исследователя Сибири - Ивана Дементьевича Черского. Маршрут протяженностью около 20 км, а перепад высот составляет 1 625 метров.
Начинается путь в городе Слюдянка. Собственно от этого города со станции Слюдянка II начинается и КБЖД (Кругобайкальская железная дорога).
На против вокзала в минутах 5 находится рынок, где можно приобрести недостающие продукты, газ, портативную газовую плиту, дождевики и другую необходимую утварь. За рынком еще минутак в 10-15 от него находится база МЧС, где рекомендуется зарегистрироваться и не забыть зайти и выписать свое имя на обратном пути. Там же находится стоянка для автомобилей, на которой возможно оставить свой транспорт и одна ночь стоянки стоит 100 рублей.
Всю дорогу возможно пройти за один день, но на пути есть стоянки, где можно переночевать. День обратно. Для "не спортсменов" путь проходится за 2 дня в одну сторону и еще один день занимает обратная дорога. В среднем темпе первые 11 км возможно преодолеть за 3 часа. Дорога представляет хорошо проложенную тропу. На половине этого пути расположен мраморный карьер, на его вершине видно частичку Байкала и прекрасно открывается долина, по которой предстоит дальнейший путь. В конце переходишь очередной мостик и попадаешь в приют, которым руководит одна старая добродушная женщина, которая спасла нас в первом путешествии от холода и дала нам переночевать в домике. Есть оборудованные стоянки, за которые она взимает дань в 50 рублей с палатки. Так же она там готовит и возможно перекусить. У нее чудесные оладьи, которые можно употребить со сгущенкой или вареньем по выбору. Сгущенного молока и варенья она не жалеет. После ее приюта нужно пройти еще 7 км. Дорога более живописная и гористая. Последние 2 км тропа под большим уклоном и преодолеваются очень сложно. В нашем случае папа был не очень готов и предложил для будущих волонтеров и подсказку для меня (если я когда-нибудь буду участвовать в будущих подобных проектах) указывать на указателях и уклон тропы в разных ее участках. Проходишь 7 км примерно за 3-5 часа и попадаешь на метеостанцию Хамар-Дабан, где так же можно переночевать на оборудованных стоянках за 150 рублей с человека, но возможно уйти и чуть дальше и переночевать бесплатно. Как ниже, так и на метеостанции возможно воспользоваться услугами и заказать баню. Баня до 5 человек стоит 1000 рублей, свыше 5 человек уже 2000 рублей.
Еще примерно километра 3 и мы достигаем пика Черского. Сначала попадаем на перевал Посетительский. С него очень хорошо видно озеро Сердце, и с него удобнее спускаться к озеру. А с перевала Посетительский до пика Черского нужно перейти по хребту, по которому не каждый человек решается переходить. Землетрясение 2007 года его немного разрушило в средней части. Ползешь такой по хребту, слева обрыв, справа обрыв, а потом доползаешь до середины и там впереди тоже обрыв. Становится немного страшно, но потом понимаешь, что тросы проложены не просто так и нужно забраться чуть выше тропинки и уже ползти по тросу и гладкой наклонной слегка скале. Наклон не большой, опасности не представляет, но за трос лучше держаться крепко и не отпускать его. Я, кажется, со своим страхом высоты преодолел свободно этот участок, а вот братишка немного трусил и делал все осторожно и медленно, но я сам его не подторапливал и говорил, чтобы он шел именно в своей скорости и так как ему кажется будет безопасным.
Добрались до пика с группой ребят и сфотографировались на пике. С Вершины слегка в тумане видно Байкал и открывается горный ландшафт во все стороны.
Когда мы добрались было поздновато, но целью было озеро и мы с братишкой поползли по куруму вниз. Озеро великолепное, конечно. До этого, готовясь к путешествию, в разный источниках указывается, что озеро прекрасно только с высоты, а вот спускаться не стоит, ничего особенного. Я с этим мнением не согласен. В какой-то из моментов, когда мы с братом уже искупались, рябь на озере прекратилась, не было ни ветерка и в середине озера на большой глубине мы видели дно. Мы восклицательно заметили это, посчитали, что, быть может, и не вернемся сюда никогда, но это место стоило посетить и озеро будет одним из самых наших любимых. Глубина озера неизвестна мне, но располагается оно на высоте 1720 метров над уровнем моря. В округе появлялось много крысоподобных существ, быть может это были крысы, быть может, пищухи, а может еще кто-то.
Вернуться засветло не получилось, свои силы я рассчитывал, а вот у моего братишки не хватило их немного и в одном из ответственных моментов, когда уже стемнело, мне не удалось отыскать тропу. Это был поучительный случай, в тот раз забыл еще и фонарь, теперь я беру его всегда и везде в любом случае, даже если не собираюсь задерживаться в какой-то радиалке допоздна. У Ромки был с собой айфон, и с помощью его нам удалось отыскать дорогу и мы спустились к метеостанции, используя его как фонарь и навигатор. Я вот заплутал, а Ромка в тот момент хорошо так сориентировался и по сути он и нашел тропинку вниз.
Остров Ольхон
Посещение Ольхона не дешевое мероприятие и на него нужно не один-два и не три дня, если хотите изучить его хорошо. В нашем расположении было как раз немного, но мы отправились туда в познавательных целях. Из Иркутска отправляются автобусы, в основном в раннее время суток, так как дорога занимает в районе 4 часов только до переправы. Курсируют 2 корабля с интервалом в полчаса между островом и материком. Один корабль для местного населения, другой для всех остальных приезжих. Туристические автобусы курсирующие по маршруту Иркутск - Хужир (столице острова) пользуются туристическим кораблем, но проезжают вне очереди. Остальные туристы на своем транспорте могут простоять в очереди до двух суток говорят, в зависимости от количества желающих. Переправа на корабле бесплатная, если вы дойдете до переправы каким-то образом пешком, то по сути совсем стоять не придется, для людей то на корабле мест достаточно. Переправа занимает минут 20 и потом еще до Хужира ехать в районе 30 минут по сухой дороге. В дождь этот путь может увеличиться в два и более раза.
На своем транспорте не удобно попасть на остров, зато удобно будет все объехать, ибо с транспортом там не очень, ну а в идеальном варианте, конечно, взять на прокат что-то. Мы с папой и братом гуляли там пешком все три дня, которые провели на острове, не полных три дня.
Там очень красиво, и гулять одно удовольствие, но в дождь дороги превращаются в грязь и тогда находиться там сложно и передвижение на острове становится очень затрудительным, что на своих двоих, что на транспорте. В крайний день, проснувшись утром в пасмурную погоду и промозглом незаканчивающимся дожде, поспешили выбраться с острова. С автостопом там так же сложно, но нас подобрал один добрый дядька бурятской внешности по имени Петр. Весь день мы месили грязь и сквозь непогоду шли в Хужир, только вот после деревни Харанцы нас подобрал этот человек. И то, кажется, останавливаться он не спешил, но в итоге проехал от нас и остановился, мы дошли. Он предложил нам за определенную плату вывести с острова, если мы найдем достаточно единомышленников. В Хужире к нам присоединился люд, мы дали рекламу и глас о спасении. В итоге собралось 11 человек и Петр довез всех до Иркутска. Довез не без приключений, конечно: что-то у него вечно ломалось, кажется, сдыхал генератор и переставали работать фары, но довез и за это мы ему благодарны. Вся одежда промокла, ботинки были полны воды. Папа остался под впечатлением и ему понравилась наша вот такая авантюрная, немного экстримная программа.
Данное путешествие на Байкал, думаю, было не последним. Я постараюсь попасть туда еще и уже рассказать обо всем еще более подробно и рассказать о большем количестве интересных мест, окружающих это красивейшее озеро.
Читайте также
15 января 2025
136