Аарти – поклонение реке-богине
Каждый вечер на берегу Ганги проходит праздничная служба Аарти - ритуал поклонения Ганге, ведь она Река-Богиня.
И каждый вечер плотным нескончаемым потоком к набережной её движутся люди, велорикши, мотобайки, дорогие автомобили, чтобы успеть на этот вечерний огненный ритуал. На пути всей этой толчеи лежат собаки, коровы и кучи мусора. Весь поток, каким-то образом, умудряется их обойти или объехать.
Мы на службу ехали на велорикше, и это было настоящим экстримом. Видимо, с непривычки. Эту поездку нам организовал гид, и я сто раз пожалела, что "ударилась" в эту авантюру, т.е. воспользовалась велорикшей.
Это было настоящим испытанием! Во-первых, мне показалась эта тележка, прикрепленная к велосипеду, очень непрочной и неустойчивой. Во-вторых, сидеть было тесно. В-третьих, вез нас худощавый, невысокий мужчина, и складывадось впечатление, что он нас уронит или вовсе брякнется на бок (наша бричка все время кренилась на одну сторону). Мы сокрушались с подругой (бричка была на 2 посадочных места), что надо было выбрать рикшу потолще.
Правда, наш рикша умудрялся показывать нам по пути интересные объекты, храмы, т.е был еще и гидом.
То и дело оборачивался к нам и спрашивал: "О'key?" Как будто понимал, что мы говорим. "О'key, o'key, всё о'key", - отвечали мы обреченно.
Когда встречался небольшой подъем, то рикша спешивался и тащил наши сто пятьдесят килограммов в горочку. Или приподнимался в седле, чтобы усилить тягу.
Глядя на всё это, я сокрушалась: "Какая негуманная профессия". Мне было жаль этого человека. А подруга заметила, что нашему велорикше ещё и завидуют другие, стоящие на обочине. '"Чему завидывать? Почему так решила?" - продолжала я. "Потому что он заработает!"- резюмировала она. И тогда я поняла, что жалость просто лишит этих людей заработка. А подруга сказала: "Давай ему дадим больше денег".
Позже я разговаривала с нашим гидом на тему надобности многих отживших профессий, а они существуют в Индии по сей день. Рикши - это же пережиток прошлого. Хорошо, что хоть велосипедом тянут повозку, а не вручную тащат. Давно есть такси, тук-туки, в конце концов. Но увы. Корни всей этой нелепости по сей день лежат в кастовости. Есть каста рикшей, они веками, из поколения в поколение, работают на этом поприще. Не лишать же их куска хлеба. Дед был рикшей, отец, сын, внук и так по кругу... Как-то печально...
Сфотографировала крепление брички с великом...
К концу пути свыклись с неустойчивостью повозки и, вроде, экстрим закончился. Сознание успокоилось, поняло, что всё-таки не упадем. У живущих здесь, этот способ передвижения очень популярен. Он дешевый, и им пользуются очень активно. Причем, умудряются в эту бричку кроме взрослых напихать и кучу детей. Чтоб погрузиться глубже в непривычные реалии страны, всё же стоит испытать этот вид передвижения.
В огромном и безумном потоке, когда все разом сигналят, пропускают друг друга или не пропускают (загадка, как они с этим всем справляются) мы добрались до главного гхата Ганги, чтобы успеть увидеть необыкновенное зрелище - вечерний ритуал Аарти.
Весь день Бог предлагает людям свет - свет солнца, свет жизни и свет его благословений. Аарти - это время, когда верующие говорят "спасибо" и предлагают свет своей любви и преданности Богу. И подношение света осуществляется с помощью лампад с зажженными фитилями, вымоченными в гхи (топлёном масле). Подношение этого огня Божеству, в нашем случае Ганге, производится круговыми движения по часовой стрелке, т.е. по ходу солнца. Но это уже кульминационное действие всего обряда.
А пока мы уселись повыше, чтобы хорошо видеть всё. Ближе к воде располагались верующие. Правда, камера моя не очень хорошо все отобразила, поэтому основные моменты всего ритуала я попытаюсь вам описать. Церемония проходила, примерно, в течение часа. Вначале народ собирался, берег реки постепенно заполнялся. Всё действо началось после захода солнца. Раздались звуки музыки, барабаны, пение мантры...
Церемонию проводят пять пуджари - люди из высшей варны браминов. Считается, что пуджари с аарти - это сыновья Ганги, поэтому это всегда молодые люди в возрасте до 25-28 лет. Одеты они в нарядные золотисто-оранжевые одежды.
Сначала пуджари берут по 5 ароматических палочек - этот элемент аарти символизирует также 5 элементов Вселенной. Происходит очищение сознания. Потом происходит окуривание дымом, считается, что с этим дымом все молитвы людей уходят к богу.
Далее начинается самая зрелищная часть - элемент с огнями. И все это происходит под звон колокольчиков и колоколов. Звон их усиливает водная гладь реки. Около нее они ярче резонируют, звон их уносится вдаль по течению.
Исполнение аарти сопровождается пением гимна. Он восхваляет божество, которому проводится ритуал. Здесь это - Ом Джай Ганге мата, гимн реке Ганге. После исполнения гимна пуджари обвели зажжённым светильником всех присутствующих. Они освящаются от светильника: проводят руками над огнём, а затем приближают их к глазам и лбу. Считается, что таким образом участники ритуала получают божественное благословение.
После церемонии верующие индусы опустили специальные тарелочки в воды Ганги. Такие тарелочки с цветами и маленькими свечками называются дийяс.
Цветы пойдут в дар богам, а огоньки будут освещать последний путь душ умерших, плывущих на другой берег – в земли мертвых. Вот такой красивый ритуал каждый вечер совершается. А утром, на рассвете, когда лучи солнца только-только начинают подсвечивать горизонт, пуджари с огнем читают молитву вновь, но уже не так празднично, а повседневно, в рабочем, как говорится, порядке. И паломники тихо-тихо идут и идут к реке. Идут так уже три с половиной тысячелетия непрерывным потоком....