Абхазия - грусть и радость, краски природы и отголоски войны
Отправляясь в Абхазию, я имел в багаже воспоминания об этой республике ещё с советских времён. Это обезьяний питомник, озеро Рица, немецкий орган в Пицунде, и - не без этого - толпы местных таксистов, навязывающих свои услуги за безумные деньги, продавцы, не понимающие слово «сдача» и норовящие обмануть посетителей официанты местных кафе. Кроме того, рассказы о повсеместных следах, напоминающих о военных действиях 92-93 гг. и 2008 г., несколько смазывали картину ожиданий от поездки, несмотря на предполагаемое удовольствие от созерцания природных красот, отдыхающих вот уже на протяжении более двух десятилетий от наплыва туристов. Забегая вперёд скажу, что все мои ожидания оправдались в полной мере кроме одного: местные жители за прошедшее время сильно изменились в лучшую сторону. Они - приветливы, обходительны, лишние деньги не возьмут. В двух случаях даже чувствовал некоторую неловкость, например, безуспешно пытаясь всучить подобравшему меня в горах водителю уазика некоторую сумму.
Природная красота местных гор, рек, водопадов превзошла мои ожидания. Предпочитая путешествия и отдых вдалеке от Москвы в силу многих обстоятельств, я с удовольствием отмечаю тот факт, что в уже, казалось бы, известных местах и в самой России, и на сопредельных территориях можно найти много нового, интересного, завораживающего своими красивейшими пейзажами, архитектурными формами, естественными формированиями. Когда же эти факторы совмещаются с приветливостью местного населения и недорогими ценами, такие вояжи по определению становятся весьма привлекательными. Одно «но». Индустрия гостеприимства пока ещё находится в зачаточном состоянии – случаются перебои с водой, обслуживание в некоторых кафе и ресторанчиках оставляет желать лучшего, машину напрокат взять невозможно, хотя автомобиль с водителем и бензином обойдётся в ту же сумму на целый день, что и в прокате, а, может, и дешевле.
И тем не менее, по итогам поездки, некоторые шероховатости бытового характера были уверенно оттеснены на второй план набором впечатлений, увезённых с собой из этой очень перспективной для развития туризма местности.
Что касается напоминаний о войне, то, к сожалению, предостережения о сохранившихся следах военных событий имели под собой почву. Многоквартирные дома зияют дырами оконных пустот, фасады «украшают» «кругляши» от пуль и снарядов. От некоторых построек, где до войн жили люди, остались одни стены, а, иногда, лишь фасады. На месте кроватей и шкафов выросли кустарники и деревья. Такая же картина наблюдается и в сёлах. На один жилой сельский дом приходится два заброшенных, которые были покинуты жителями, не выдержавшими испытание войной.
Очень трудным было выбрать фотографии из многочисленных материалов, отснятых во время короткого знакомства с Абхазией. Поэтому в этом репортаже я собрал самое интересное из разных тем и позже опубликую отдельные отчёты по темам: «Природа», «Дороги», «Люди. Эхо войны», «Абхазия сегодня».
Таким сегодня выглядит железнодорожный вокзал г.Сухуми. А когда-то здесь кипела жизнь. Единственный состав из нескольких вагонов отправляется в 4 часа дня и в Адлере цепляется к поезду Адлер-Москва.
Выходя из здания вокзала, первое, что видит приезжий, - это дом, расположенный на противоположной стороне привокзальной площади, со следами прошедшей войны, с наполовину брошенными квартирами.
Однако, отправимся в путешествие в сторону озера Рица. Тут нашему взору предстают значительно более приятные глазу картины.
И вот знаменитое озеро Рица, именем которого в советское время именовался фирменный поезд Москва - Адлер под номером 001.
На обратном пути я не мог пропустить не менее знаменитый Гегский водопад. Правда, я несколько переоценил свои возможности и не воспользовался услугами местных жителей, которые на уазиках по каменистой горной дороге предлагают довезти до водопада. Поэтому пройдя километров пять (оставалось около двух) уже готов был повернуть назад, И тут подвернулся один из уазиков с семейной парой, которые любезно согласились мои поползновения завершить достижением вожделенной цели. Водопад, низвергающийся из расщелины с высоты 50 метров известен также тем, что именно здесь снималась сцена схватки Шерлока Холмса с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
При возвращении в Сухум невозможно было не проехать через центральную площадь перед Домом Правительства, который сегодня выполняет функцию огроменного постамента под национальный флаг и стены для вывешивания транспарантов. Министры давно перехали в другое здание, а этот монстр так и остался в том виде, в каком оказался после окончания боевых действий.
Но, выйдя на городскую набережную, заряжаешься оптимизмом, глядя на спокойное Чёрное море и частично восстановленную архитектуру когда-то шумного курортного сухумского променада.
На следующий день, покидая город, мы опять с жалостью посмотрели на отголоски событий ушедших лет в виде оставшихся от разрушенных домов фасадов
и отправились вглубь в другую сторону - в направлении Кодорского ущелья.
Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит(с).
Мост царицы Тамары. Мост построен в виде арки, из бутового камня и раствора на основе яичного белка. Построен ранее XII века, так как примерно в это время, по мнению ученых, на его камни нанесена надпись "Христос владыка, возвеличь в этой и той жизни...".
Далее нам повстречалось ещё много интересного, но об этом в следующих репортажах.
Природная красота местных гор, рек, водопадов превзошла мои ожидания. Предпочитая путешествия и отдых вдалеке от Москвы в силу многих обстоятельств, я с удовольствием отмечаю тот факт, что в уже, казалось бы, известных местах и в самой России, и на сопредельных территориях можно найти много нового, интересного, завораживающего своими красивейшими пейзажами, архитектурными формами, естественными формированиями. Когда же эти факторы совмещаются с приветливостью местного населения и недорогими ценами, такие вояжи по определению становятся весьма привлекательными. Одно «но». Индустрия гостеприимства пока ещё находится в зачаточном состоянии – случаются перебои с водой, обслуживание в некоторых кафе и ресторанчиках оставляет желать лучшего, машину напрокат взять невозможно, хотя автомобиль с водителем и бензином обойдётся в ту же сумму на целый день, что и в прокате, а, может, и дешевле.
И тем не менее, по итогам поездки, некоторые шероховатости бытового характера были уверенно оттеснены на второй план набором впечатлений, увезённых с собой из этой очень перспективной для развития туризма местности.
Что касается напоминаний о войне, то, к сожалению, предостережения о сохранившихся следах военных событий имели под собой почву. Многоквартирные дома зияют дырами оконных пустот, фасады «украшают» «кругляши» от пуль и снарядов. От некоторых построек, где до войн жили люди, остались одни стены, а, иногда, лишь фасады. На месте кроватей и шкафов выросли кустарники и деревья. Такая же картина наблюдается и в сёлах. На один жилой сельский дом приходится два заброшенных, которые были покинуты жителями, не выдержавшими испытание войной.
Очень трудным было выбрать фотографии из многочисленных материалов, отснятых во время короткого знакомства с Абхазией. Поэтому в этом репортаже я собрал самое интересное из разных тем и позже опубликую отдельные отчёты по темам: «Природа», «Дороги», «Люди. Эхо войны», «Абхазия сегодня».
Таким сегодня выглядит железнодорожный вокзал г.Сухуми. А когда-то здесь кипела жизнь. Единственный состав из нескольких вагонов отправляется в 4 часа дня и в Адлере цепляется к поезду Адлер-Москва.
Выходя из здания вокзала, первое, что видит приезжий, - это дом, расположенный на противоположной стороне привокзальной площади, со следами прошедшей войны, с наполовину брошенными квартирами.
Однако, отправимся в путешествие в сторону озера Рица. Тут нашему взору предстают значительно более приятные глазу картины.
И вот знаменитое озеро Рица, именем которого в советское время именовался фирменный поезд Москва - Адлер под номером 001.
На обратном пути я не мог пропустить не менее знаменитый Гегский водопад. Правда, я несколько переоценил свои возможности и не воспользовался услугами местных жителей, которые на уазиках по каменистой горной дороге предлагают довезти до водопада. Поэтому пройдя километров пять (оставалось около двух) уже готов был повернуть назад, И тут подвернулся один из уазиков с семейной парой, которые любезно согласились мои поползновения завершить достижением вожделенной цели. Водопад, низвергающийся из расщелины с высоты 50 метров известен также тем, что именно здесь снималась сцена схватки Шерлока Холмса с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
При возвращении в Сухум невозможно было не проехать через центральную площадь перед Домом Правительства, который сегодня выполняет функцию огроменного постамента под национальный флаг и стены для вывешивания транспарантов. Министры давно перехали в другое здание, а этот монстр так и остался в том виде, в каком оказался после окончания боевых действий.
Но, выйдя на городскую набережную, заряжаешься оптимизмом, глядя на спокойное Чёрное море и частично восстановленную архитектуру когда-то шумного курортного сухумского променада.
На следующий день, покидая город, мы опять с жалостью посмотрели на отголоски событий ушедших лет в виде оставшихся от разрушенных домов фасадов
и отправились вглубь в другую сторону - в направлении Кодорского ущелья.
Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит(с).
Мост царицы Тамары. Мост построен в виде арки, из бутового камня и раствора на основе яичного белка. Построен ранее XII века, так как примерно в это время, по мнению ученых, на его камни нанесена надпись "Христос владыка, возвеличь в этой и той жизни...".
Далее нам повстречалось ещё много интересного, но об этом в следующих репортажах.
Читайте также