Архипелаг Сан-Блас, Панама: как устроена Индейская ССР на Карибах
Добраться на архипелаг Сан-Блас можно самолетиком на 12 мест, в котором пара расхристанных летчиков только что в карты за штурвалом не играет. Машина перепархивает птичкой-колибри с островка на островок и падает в итоге на аэродром местечка Эль Порвенир—тут взлетка чуть умещается, море ее вечно слизнуть норовит. Другой путь в Сан-Блас—по земле: тихо-мирно катишь себе по хайвею, потом он становится похож на американские горки, джип кряхтя вползает наверх, с дребезжанием свистом сверзивается вниз.И вот появляются блок-посты: какие-то бармалеи с винтовками документы проверяют, потом по пятерке с туристического сбора взимают—и ты в Куна Яла, в Индейской советской социалистической республике. Насчет ИндеССР—это почти не преувеличение. Здесь все, включая вопросы собственности, решает община: нам Хуанито с килограммом кокаина как раз рассказывал, что у него гостиницу старейшины изъяли—не жаловался, а именно рассказывал, как о деле вполне естественном. И доходы от туризма тоже делит община: что-то—на детей, на школы, на деревенские электрогенераторы, а что-то—реинвестируется в хижины и пляжи, в солому да песочек. Туземцы из племени куна живописны донельзя, со своими кольцами в дамских носиках, с узорчатыми гетрами, в цыганских юбках и пиратских косынках. Хотя вот тут вот сказки о рае начинают крошиться и сыпаться: на острове под жемчужными звездами, хрустя лангустами и чавкая черепашьим супом, с бормочущим что-то сладостное изумрудным морем под боком взвоешь через пару дней. А где электричество? Нетути! А газеты-интернет-телек-ватерклозет-выхлопной дымок любимого авто? А нет в заводе! Потом обнаруживается, что крабы с креветками сытости на час дают, а от их постного вареного, без соли и перца, мяса уже с третьей трапезы тошнит и пучит. И планшет, которому зарядки хватило на два вечера, гаснет точно как свет в конце тоннеля—все, приехали, станция Рай не принимает, вы здесь вот, в аду, покипите пока эон-другой. Но Индейская ССР живет себе полноценной политической жизнью, блок старейшин и простецов борется за мандаты и побеждает—в деревнях Куна вечные листовки, вечная агитация и пропаганда. Люди здесь на удивление прохладны к деньгам: если приезжаешь в места, где туземцы также и экспонаты, с тебя норовит слупить хоть грошик каждый встречный. У индейцев, однако, нет, хотя исключения бывают: я было решил, что здесь коммунизм и нет денег, однако, нет—бальбоа-доллары в местной лавке принимают и конфетки с раменом взамен дают.
Читайте также