Армения. Средневековый монастырь-крепость Ахтала
Быстро пролетели наши два дня в Тбилиси. Жалко было покидать этот приветливый и колоритный город, но надо было двигаться дальше. Главной целью путешествия ведь была Армения - страна, принявшая христианство раньше других. Эта горная страна библейских историй, древних храмов и монастырей, завораживающих звуков дудука хранит для любопытного путешественника много интересного. Это вкусная страна, которая угощает гостей сочным шашлыком, хрустящим лавашом, гранатом и разнообразными сладостями. Ах, да! И отличным коньяком.
Проехав чуть больше 80 км по трассе Тбилиси-Ереван, увидели указатель "Ахтала". По нему проехали ещё 3 километра и остановились у полуразрушенной башни. Рядом входные ворота в монастырь-крепость Ахтала.
Зашли и оказались на горном плато. Очень живописно вокруг. Плато расположено в ущелье реки Дебед. Если приглядеться, то на фото реку видно. Течет она у подножья горы Лалвар. На берегах раскинулся одноименный город Ахтала. Сверху хорошо видно домики, примостившиеся на склонах.
От ворот длинная мощенная плитами дорожка ведёт к храму Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы).
Территория ухожена только возле хорошо сохранившегося храма. Полуразрушенные стены крепости и многочисленные руины построек монастыря заросли травой - не подойти. С трёх сторон монастырь и крепость окружены глубокими каньонами, образующими естественную защиту. А доступные участки между скалами были когда-то укреплены башнями и стенами, о чем свидетельствуют затерявшиеся в траве остатки. О том какие мощные были стены, видно по башне у входа.
Относится этот религиознооборонительный комплекс к X веку, периоду Ташир-Дзогаретского царства. Позже его стали называть царство Лори. По сей день современное название этой северной административной единицы Армении, граничащей с Грузией, остается Лорийская. Правили в царстве Лори Кюрикиды - средневековая армянская царская династия, являвшаяся младшей ветвью династии Багратидов.
Строилась эта крепость для охраны северо-западных рубежей и здешних приисков. Тут под горой был рудник, где добывали ценные металлы, в том числе серебро, медь. И в те времена крепость называлась Пгндзаанк, что и означало "медный рудник". Прошли мимо хачкаров. Их тут установлено много.
На одном из них при входе написано:
Я, дочь Кюрике, Мариам, воздвигла Сурб Аствацацин в Пхндзаханке, те, кто чтят нас, поминают нас в своих молитвах.
И точно указана дата - 1188 год. Благодаря этому известно, когда храм был построен. Пхндзаханке - название крепости на грузинский манер, потому что к этому периоду крепость уже перешла во владение Грузии.
Зашли в церковь.
Приятные песнопения создавали необыкновенно божественную атмосферу. Привлекают внимание хорошо сохранившиеся высокохудожественные фрески. Им 800 лет, а какие яркие краски. Ни разу они не подвергались реставрации. Росписи стен датируются 1205-1216 годами.
Особого внимания заслуживают изображения Богородицы с Младенцем, сидящей на троне и Причастие Апостолов в алтарной части. На колоннах и других стенах изображегы сцены из Библии.
Лики Богородицы и Младенца были уничтожены до камня ордами Тамерлана.
Купол храма не сохранился. Он тоже был поврежден во время нашествия Тамерлана, а в 1784 году и вовсе был разрушен, когда аварский Омар-хан вторгся в Закавказье из Дагестана. То что мы видим сейчас частично восстановлено было наместником царя на Кавказе князем Воронцовым в 19 веке, а отреставрировано в советские годы.
Кто только не владел и не завоевывал Ахталу за тысячелетие. Поэтому мы видим на Сурб Аствацацин огромные кресты на фасаде , узкие окна - это влияние грузинских зодчих, а декоративные украшения и орнамент порталов и колонн - армянских камнерезов.
И в росписи стен присутствуют традиции византийского, грузинского и армянского искусства.
В 1801 году храм официально стал центром Греческой церкви в Закавказье. В этот период из Османской империи сюда переселилось много греков и они работали на медных рудниках. По сей день раз в году – 21 сентября, в день рождения Девы Марии они приезжают сюда.
На территории крепости разбросаны многочисленные полуразрушенные жилища. Увидели подземные сооружения.
Традиционно было строить в монастырях сеть туннелей, склепов, резервуаров для воды и винных погребов.
Увидели скульптуру в виде двух обручальных колец. В точке соединения помещён гранат. Этот плод в Армении символ любви и плодородия.
Под кольцами изображены скорпион и змея.
Стало традицией после венчания в церкви молодоженам пройти через эти кольца и обязательно наступить на скорпиона, чтобы оставить все дурное, а потом на змею, чтобы быть мудрыми в браке.
А мне понравился кадр, как смотрится храм в этих кольцах.