Армия мумий из Палермо
Вы не поверите, но, если затеять мериться количеством мумий, победят совсем не египтяне, а вовсе даже итальянцы. Точнее, сицилийцы: скажи на острове любому, что он принадлежит даже не к одной нации, но к одному виду высших приматов с каким-нибудь миланцем или римлянином – немедленно схлопочешь по физии. Признать южан такими же людьми, как они сами, и северяне не готовы – по правде говоря, и просто людьми не очень признают. В общем, итальянцев, фактически, нет, а вот мумий у них – тьма тьмущая. По валовому объему вяленой человечины, произведенной от сотворения мира, египтяне, может, и выиграли бы, но они своих жгли, рвали на куски, безвестно погребали, распродавали на снадобья – вон, века с XIII вся Европа потчевалась александрийским мумиё и даже в Советском Союзе, как сейчас помню, эту смоляного вида гадость иногда купить было проще, чем колбасу. На Сицилии же высушенные трупы хранятся бережно, массово производиться перестали совсем недавно, лет 100 тому назад, ну, а сегодня широко и повсеместно экспонируются – их можно найти в городках Каккамо, Ганджи, Пирайно. Но самое сильное впечатление на зрителя производят, конечно, Катакомбы капуцинов в Палермо – человеку, не бывавшему на мировой войне или не участвовавшему хотя бы в геноциде тутси, такого количества мертвецов одномоментно точно видать не приходилось.
В Риме или Неаполе за доступ в такой некрополь драли бы евро 20, не меньше. Но сицилийцы – люди бедные, до сих пор уверенные, что на один евро можно хоть что-то купить. А потому, удивляясь собственной наглости, назначили за входной билет цену в «евроалтын». И, кажется, очень удивляются, что им эту трёшку платят. Ступив на Пьяцца Капучини, обнаруживаешь, что здесь ничто, как говорится, не предвещает – трущобного вида хибары, сажѐнные заборы, грязные улочки ветвятся от площади в разные стороны…

Площадь Капучини небрежно вымощена заплёванной еще до обжига плиткой. В такой Сицилии сам становишься немного римлянином – брезгливым и высокомерным. Невидную дверь с надписью «Ингрессо катакомбе» находишь не сразу и длинный коридор за нею поспешает соответствовать тому, что визитёр покинул на площади. В катакомбах жутко обшарпанные стены, а пол – измочаленный пятками до неприличия и ни разу не тронутый за 500 лет тряпкой. Чтобы на камне оставить такие потертости, здесь армиями должны бы шататься туда-сюда зомби – а почему бы и нет, кстати?

Трупы в катакомбах разделены на категории и каждая помещена в свой отдельный зал. Принципы классификации я так и не понял – мужчины-женщины (допустим, надо ведь блюсти нравственность), девственницы (?), монахи, аристократы, «профессионалы» (военные, писатели, художники). Встречают все они вас, вытянувшись во фрунт – чуть честь не отдают. Часть, конечно, лежит вдоль стен – в гробах или нишах. Видимо, укладывают, если товарищ вахту не в силах стоять – чтобы стоять, труп все-таки должен обнаруживать какую-то вертикальную устойчивость, не осыпаясь и не разваливаясь. Покойников сюда помещать начали в 1599-м: сначала – монахов-капуцинов, потом – аристократов, а затем, были бы деньги, публику с кровями любых расцветок, не с одной лишь голубой.

Мумию укладывали-устанавливали в подземелье. До тех пор, пока платилась абонентская плата – с усопшего стирали пыль, удаляли очаги грибкового поражения, подновляли рукописную бирочку с именем-фамилией. За отдельную плату – даже меняли раз в 10-15 лет одежду. Получалось, что покойник вполне себе поспевал за модой еще столетие-полтора после смерти – заселялся, скажем, еще в буклях и камзоле, потом обзаводился сюртуком и болѝваром, а заканчивал пиджаком и котелком.

Но, в конце концов, всякой тщете земной наступает конец: родственники в какой-то момент начинают любить деньги больше, чем давно усопшего и модная круговерть пресекается. Со временем даже имя-звание человека забывается и он переносится смотрителями в задние ряды. Там, кстати, почему-то особенно много трупов с распахнутыми настежь ртами – то ли зевающими, то ли безмолвно вопящими от отчаяния и безнадеги.
Я поинтересовался – а как вообще такое обращение с трупами удается примирять с католическим каноном? Вроде сицилийцы - люди истово верующие (хотя вранье, конечно, нормальные они – без молельных задвигов и фанатизма). Оказывается, такое существование физического тела – это, учили капуцины, проекция бытия души во чистилище. То есть, для нетленного и вечного – Пургаториум, для бренного – катакомбный санаториум. Яснее, однако, не стало: здесь-то тела превратили в экспонаты, а их хранилище – в аттракцион. Никакого уважения, короче. И случилось это не сейчас, а уже лет 200 как – только что раньше плату за вход не брали. В общем, если есть у кого страх смерти или хотя бы к ней самомалейшее уважение – езжайте в Палермо. Тут сразу видать: ничего в старухе с косой нет ни таинственного, ни достойного уважения. Она – это горстка пыли, клок истлевшей тряпки, немного гнило-сладкой вони, которая легко экстерминируется проветриванием.
Про результаты исследования мумий напишу днями
В Риме или Неаполе за доступ в такой некрополь драли бы евро 20, не меньше. Но сицилийцы – люди бедные, до сих пор уверенные, что на один евро можно хоть что-то купить. А потому, удивляясь собственной наглости, назначили за входной билет цену в «евроалтын». И, кажется, очень удивляются, что им эту трёшку платят. Ступив на Пьяцца Капучини, обнаруживаешь, что здесь ничто, как говорится, не предвещает – трущобного вида хибары, сажѐнные заборы, грязные улочки ветвятся от площади в разные стороны…

Площадь Капучини небрежно вымощена заплёванной еще до обжига плиткой. В такой Сицилии сам становишься немного римлянином – брезгливым и высокомерным. Невидную дверь с надписью «Ингрессо катакомбе» находишь не сразу и длинный коридор за нею поспешает соответствовать тому, что визитёр покинул на площади. В катакомбах жутко обшарпанные стены, а пол – измочаленный пятками до неприличия и ни разу не тронутый за 500 лет тряпкой. Чтобы на камне оставить такие потертости, здесь армиями должны бы шататься туда-сюда зомби – а почему бы и нет, кстати?

Трупы в катакомбах разделены на категории и каждая помещена в свой отдельный зал. Принципы классификации я так и не понял – мужчины-женщины (допустим, надо ведь блюсти нравственность), девственницы (?), монахи, аристократы, «профессионалы» (военные, писатели, художники). Встречают все они вас, вытянувшись во фрунт – чуть честь не отдают. Часть, конечно, лежит вдоль стен – в гробах или нишах. Видимо, укладывают, если товарищ вахту не в силах стоять – чтобы стоять, труп все-таки должен обнаруживать какую-то вертикальную устойчивость, не осыпаясь и не разваливаясь. Покойников сюда помещать начали в 1599-м: сначала – монахов-капуцинов, потом – аристократов, а затем, были бы деньги, публику с кровями любых расцветок, не с одной лишь голубой.

Мумию укладывали-устанавливали в подземелье. До тех пор, пока платилась абонентская плата – с усопшего стирали пыль, удаляли очаги грибкового поражения, подновляли рукописную бирочку с именем-фамилией. За отдельную плату – даже меняли раз в 10-15 лет одежду. Получалось, что покойник вполне себе поспевал за модой еще столетие-полтора после смерти – заселялся, скажем, еще в буклях и камзоле, потом обзаводился сюртуком и болѝваром, а заканчивал пиджаком и котелком.

Но, в конце концов, всякой тщете земной наступает конец: родственники в какой-то момент начинают любить деньги больше, чем давно усопшего и модная круговерть пресекается. Со временем даже имя-звание человека забывается и он переносится смотрителями в задние ряды. Там, кстати, почему-то особенно много трупов с распахнутыми настежь ртами – то ли зевающими, то ли безмолвно вопящими от отчаяния и безнадеги.

Я поинтересовался – а как вообще такое обращение с трупами удается примирять с католическим каноном? Вроде сицилийцы - люди истово верующие (хотя вранье, конечно, нормальные они – без молельных задвигов и фанатизма). Оказывается, такое существование физического тела – это, учили капуцины, проекция бытия души во чистилище. То есть, для нетленного и вечного – Пургаториум, для бренного – катакомбный санаториум. Яснее, однако, не стало: здесь-то тела превратили в экспонаты, а их хранилище – в аттракцион. Никакого уважения, короче. И случилось это не сейчас, а уже лет 200 как – только что раньше плату за вход не брали. В общем, если есть у кого страх смерти или хотя бы к ней самомалейшее уважение – езжайте в Палермо. Тут сразу видать: ничего в старухе с косой нет ни таинственного, ни достойного уважения. Она – это горстка пыли, клок истлевшей тряпки, немного гнило-сладкой вони, которая легко экстерминируется проветриванием.
Про результаты исследования мумий напишу днями
Читайте также