Армянские точки и тире

Долго думала, как построить мой рассказ про Армению... Была идея упорядочить его в алфавитном порядке — это показалось скучным; затем, хотела сделать привязку к анекдотам, но юмор про армян слишком меткий и его колкость могла бы задеть чувства народа, разбросанного по всему земного шару и в основных моих соседей по центральной России. Поэтому свой рассказ зашифрую и расскажу вам только о том, что люблю — о красивых местах (точки на карте) и захватывающих дух дорогах ведущие к ним (многочисленные тире на глобусе Земли).

Где-то высоко в горах на границе между христианскими и мусульманскими мирами существует небольшая, но, благодаря своему разбежавшемуся народу, известная на весь мир страна — Армения. Известная, но не раскрытая; любимая своим народом, но покинутая; страна в 1988 году пережившая катастрофическое землетрясение; страна экспортер разнообразных вкусных компотов и страна обладатель одного из неожиданных нематериальных культурных наследий ЮНЕСКО — лаваша. Со столь немногочисленными знаниями об это стране мы и въехали в ее пределы. «Барев, Армения!».

С точки рассказ не начинают, так и в моем, первые строки я начну с тире — дороги. Дороги могут быть разными - асфальтированными,грунтовыми, горными, проселочными, прямыми или извилистыми и все они куда-то тебя да приведут. Какие-то дороги забываются, потому что просто перемещают тебя из точки А в точку В (к примеру, Москва—Черное море), а какие-то остаются в твоей памяти навсегда, так как не только приводят тебя к намеченной цели, а сами являются шедевром симбиоза природы и человека (пример, дорога Кисловодск—Джылы-Су). Наш путь в Армению был разнообразный — через центральную Россию, степную Калмыкию, предгорный Дагестан, прибрежный Азербайджан, кусочек Грузии и, вуа-ля, мы не заметили, как поднялись на Армянское нагорье.

Возможно, от высоты (90% территории Армении находится на высоте более 1000м над уровнем моря), а возможно благодаря усталости от однообразной дороги Баку Таможенный пункт «Красный мост», но Армения с первых километров взяла нас в свои тиски, вскружила нам голову своей разнообразной красотой и не отпускала вплоть до самого выезда, ни разу.

Бывает, едешь куда-то, за окном все красиво, ново, но все равно поневоле начинаешь уходить в свои мысли, пейзажи примелькиваются, дорога забывается и через какое-то время ты уже на месте. Но армянские дороги не дадут вам так расслабиться, они как фильм с новым нестандартным сюжетом, к которому ты даже трейлера не видел. Рельеф, природа и пейзаж за окном меняются так быстротечно, что никогда даже не догадываешься, что будет впереди — горная долина, перевал, непролазные заросли ежевики вдоль дороги или практически настоящие вулканы в городке, где добывают медь, а порой ты даже не догадываешься, что нарушил границу, и въехал на всемирно запрещенную территорию.

Дорога Баграташенский таможенный пост — Ереван.

С нее то и началось наше небольшое путешествие по Армении, и скажу вам честно-это была любовь с первого взгляда. За окном мелькали селения, города — Птгаван—Айрум—Какоп—Ахтала—Нехоц—Алаверди—Туманян—Дзорагет—Вахагнадзор—Памбак—Ванадзор—Спиитак—Гегарот—Кучак—Мугни; менялся рельеф и пейзажи , а нам хотелось просто катиться по разгоряченной солнцем дороге-змейке, без остановок, по высокому нагорью, между горных вершин, поближе к небу.

Ереван

Вот и первая точка в нашем рассказе — столица страны Ереван. Как и все столицы, Ереван притягивает к себе всех вновь прибывших туристов. Кто-то остается тут надолго — затягивают походы по знакомым, музеям и окрестным достопримечательностям; кто-то проводит в столице день — другой и уезжает путешествовать по стране на машине, автобусе или автостопом.

Ереван — типичный южный город, днем безлюдный и знойный, а с приходом вечерней прохлады живой и многолюдный. К вечеру в центр Еревана возвращаются автобусы с европейскими туристами, стекаются местные жители и их гости — город оживает. Народ зависает у фонтанов, сидит в летних кафе, прогуливается по сувенирным магазинчикам,веселится, но только все это происходит на нескольких центральных улицах, а стоит чуть отойти в сторону — там тишина, дома-коробки, город спит. Этот резкий «перепад настроений» характерен для многих столиц, и я такой контраст не люблю. Интереснее же когда жизнь кипит в подворотнях —то тут то там какие-нибудь посиделки ,компашки , бары, тусовки. А Ереван оказался ярким лишь в центре. Шаг вправо, шаг влево — безлюдье и тишина. Наверное, большинству туристов нравится такая иллюзия жизни на центральных улицах, возможно, сидя в дорогих тематических ресторанах и можно почерпнуть местный колорит, почувствовать радушие и гостеприимство, но как по мне, так это просто представление за вас счет.

По музеям в Ереване не ходили, знакомых армян у нас тут тоже не оказалось, поэтому мы попали под вторую категорию туристов — через день уехали путешествовать на машине по стране. Жаль только, что не застали одну из самых крутых достопримечательностей Еревана — панораму города с видом на гору Арарат. Арарат все дни скрывался от нас в знойной дымке, рано утром видны были лишь его грандиозные очертания на горизонте.Надо будет вернуться!

Очертания горы Арарат

Севан

Одно из крупнейших высокогорных озер мира и наша следующая точка — Севан. Горные озера всегда завораживают своей непоколебимой гладью,горным обрамлением и труднодоступностью ... но Севан сломает все ваши стереотипы. Это огромное озеро (1242м2), с волнами, голубой водой, и если особо не приглядываться, то ему конца и края не видно. А добираясь на Севан из Еревана, вы совершенно не заметите как с высоты 990 м подниметесь на 1900 м над уровнем моря. А это все хитрости Армянского нагорья — смотришь по сторонам, вроде бы вокруг равнина, где-то на горизонте вырисовываются какие-то вершинки, а по факту ты на высоте 2000м, а « те вершинки» могут быть от 4000 до 5000м.

Но точно одному стереотипу о горных озерах Севан соответствует на 100% — это температура воды. Для нас она оказалась неожиданно холодной и освежающей, а в совокупе с сильным и не особо теплым ветром, мы быстро забыли о ереванском зное, и о том, что хотели затусить на Севане пару тройку дней, вместо моря. Наверное, каждый, кто посещает Севан, обязательно бывает на высоком одноименном Севанском полуострове, где расположен православный монастырь Севанаванк. Большая часть фоток из интернета по запросу «Севан» обязательно будет с изображением этого знаменитого сооружение ЮНЕСКО. Но я вам такой фотографии не покажу, так как приехав к полуострову, мы ужаснулись количеству народа вокруг и даже подниматься туда не стали. Туристические места, все как один, отталкивают своей многолюдностью. Да и популярные пляжи Севана нас тоже не заманили. Платная парковка, платные лежаки, все разбито на территории - там кафе, там ресторан,там прокат «торпедных катеров», холодная вода..... и как говориться, такой Севан нас не впечатлил. В популярной туристической зоне Севана мы решили больше не оставаться, и поехали дальше по часовой стрелки вокруг озера, благо дорога на карте была.

Вокруг большой воды

Дорог в Армении немного, а вокруг озера Севан она вообще одна. Поэтому вы не ошибетесь, если поедите вдоль кромки берега. Хоть направо, хоть налево — вам будет обеспечен красивейший маршрут длиною 212 км. В теории, вы сможете преодолеть его на машине за 3.5 часа, но на практике так лучше не делайте. Наслаждайтесь процессом — останавливайтесь на пляжах, любуйтесь пейзажами, ночуйте на берегу в отеле или в самостоятельном кемпинге. От городка Севан мы поехали вокруг озера по часовой стрелке, и честно сказать были шокированы резкой разницей между тур зоной и остальной береговой частью озера. Жизнь «кипит» только на маленьком пятачке,а дальше, на многие километры, все либо брошено, либо пустынно. Безлюдные пейзажи радуют(природа всегда красива без человека), а вот заброшенные участки и здания - расстраивают. Думаю, что многие постройки тут остались еще с времен советского союза - типичный долгострой или жертвы распада, чьи-то бывшие грандиозные планы и не достроенные мечты. Когда-то кому-то тут все было нужно...

Обустроенных съездов к озеру нам больше не попадалось, только дикие пляжи, кемпинги и редкие одиночные дорогие отельчики. Встречных и попутных машин единицы, если не сказать, что их совсем не было. Товагух-Шоржа-Артаниш-Тапатах-Дарнак-Авазан-Мец Масрик...... Мы катились не спешно,вдоль обеих границ, любовались природой, закатом и легкой рябью на водах грандиозного Севана. К сумеркам мы добрались до окраины городка Мартуни и остались там на ночь. В окрестностях Мартуни берега Севана топкие, закамышенные, хорошее место для рыбалки, но не для обычного отдыха.

Вторую часть дороги вокруг Севана мы преодолели через пару дней на обратном пути. МартуниЕраносНоратусТовазардЧкаловка... Эта часть дороги вокруг Севана намного оживленнее и асфальтированнее, но берега таких же топкие и не пляжные. Севан больше подходит для отдыха созерцательного, но не купального, только если вы не морж. У озера суровая и очень своеобразная красота, оно манит, но не подпускает и остается в памяти необычным воспоминанием ты на берегу высокогорного озера, а вокруг - пшеница растет,порой даже конца поля не видно, деревья насажаны, как у нас в Подмосковье, а на горизонте горы, а ты между их вершин.... поистине, чудеса армянского нагорья.

Дорога Мартуни—Татев—Капан—Каджаран—Мегри восточная сказка.

Рано утром мы двинулись дальше по просторам Армении. Вперед нас манили охристые горы, новые дороги и табличка — до Ирана каких-то 300км. До дома 2200, а до Ирана 300 км... космос какой-то. У нас минус 300 км и максимум куда мы попадем будет Рязанская область, Шацск, а тут, в горах — 300 км и тебя уже накроет арабская ночь и волшебный восток.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны, а в Армении чем дальше от столице, тем дороги красивее, пейзажи гористее, а воспоминания об этих местах более запоминающиеся.
От Мартуни до Татева мы домчались в приятном раздумье в лучах восходящего солнца, между охристых гор, похожих на песчаные замки, и среди сонных улиток.
Только перед Татевом нас вернули к реальности серпантины Воротанского ущелья. Красивые повороты, спуски и подъёмы закружили нас в своём разнообразии и мы оказались у древнего Армянского монастыря.


Татев.

Татев — средневековый монастырь, не включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО , не остался нами не замеченным.

В 2008 году был запущен проект — «Возрождение Татева»,идея которого — реконструкция монастыря, возрождение армянских духовных и культурных ценностей, привлечение в регион туристов. И тут есть чем привлечь «беспечных путешественников» , в Воротанском ущелье расположена самая большая в мире канатная дорога маятникового типа — «Крылья Татева». Протяженность ее 5752м и от села Алидзор она прямиком за 12 минут домчит вас до Татевского монастыря. Поговаривают, что вся прибыль от канатки идет в фонд реконструкции монастырского комплекса, но с 2010 года он все еще возрождается.

У монастыря заканчивается асфальтированная трасса, но не заканчивается дорога. Поэтому недолго думая, мы двинулись дальше.

От Татева до Капана.

Нет ничего красивее хороших пустынных дорог и особенно в горах. Маршрут Татев — Капан является одним из природных маршрутов Армении. Его протяженность 43,5 км и проходит он по самой окраине отрогов северо-восточной части Баргушатского хребта, доходя до высоты 2000 м над уровнем моря и плавно спускается до 700м над уровнем моря. Чтобы не пропустить все чудеса природы, данный маршрут рекомендуют проходить пешком... но и на машине этот трейл мне показался тоже достаточно красивым, а если мы что-то и упустили, то это все мелочи... По бездорожью быстро ехать не будешь, поэтому мы подмечали многое — нескончаемые горные ручейки, разнообразную растительность, заросли спелой ежевики, дубовые рощи, небольшие деревушки...Ближе к полудню мы въехали в Капан.

От Капана до Мегри.

Большинство проездных город остаются в воспоминаниях одной общей массой, но Капан не из их числа. Хоть мы и были тут недолго, город запомнился нам своей необычной архитектурой — высокие стремящиеся ввысь дома вдоль дороги, много пестрого белья сушиться на веревках, протянутых через реку, и на горизонте высоченные горы, которые вот-вот заслонят садящееся солнце.

От Капана до Мегри, пожалуй, самый красивый участок пути. От Капана дорога идет по ущелью, а затем резко серпантином уходит на высоту 2400 м над уровнем моря. Город и дороги, по которым ты только что проезжал, оказываются у тебя под ногами, чувствуешь себя настоящим орлом в небесных просторах.

Прямыми дорогам и перевалами, крутыми подъемами и затяжными спусками, к закату мы добрались до Мегри. Мегринебольшой приграничный городок и, поговаривают, самый медоносный регион во всей Армении. Мы думали встретить тут оживленную торговлю иранскими товарами, магазинчики, кафешки с арабским колоритом. Но в окружении гор, старинных крепостей и храмов город «встретил» нас тихо и практически безлюдно. Ни торговцев, ни арабского рахат лукума. Как нам потом сказали местные жители весь иранский экспорт минует Армению, ни одного товара тут не оседает, все фуры -караваны идут транзитом в Грузию.

К сожалению, за границу тоже уехать не получилось. Визы, а главное залог за машину, остановили нашу спонтанно зародившуюся идею для продолжения путешествия.... Иран—Афганистан—Пакистан—Индия...... А дальше, впереди, и весь мир.

Дорога отступление или армянская запрещенка.

Переночевав на границе в придорожном хостеле, мы двинулись дальше изучать Армению. Мерги—Шванидзор—Цав—Срашен—Шикаох—Капан—Сюник—Арцваник—Шурхун—Горис — «запрещенные названия»—Сотк—Варденис—Мартуни.

Небольшой участок пути (около 10 км) идет параллельно границы с Ираном, вдоль реки Арас — пустынно, красиво , а за забором уже Иран — «сказка востока». Дальше дорога поворачивает обратно вглубь Армении и поднимается над вершинами, отсюда охристые горы видны во всей своей бесконечной красе. Шванидзор—Цав—Срашен—Шикаох—Капан—Сюник—Арцваник — маршрут для тех, кто любит горы, тишину и ежевику.

Горис — Карашен — Тех — запрещенные названия — Сотк — Варденис — Мартуни.

Нам говорили, что запретная Армения намного красивее и гостеприимнее Армении легальной, но мы это не ощутили. Города, как города; люди, как люди — армяне. Пейзажи , дороги и горы красивые, но не более чем на уже пройденном нами маршруте. Запомнились лишь бархатные зеленые горы сотского перевала, пустынные дороги, танки и не разобранные блиндажи.

Армянские миражи.

Есть в Армении одна необычная дорога (Н20) она ведет на горный массив Арагац. Мы выбрали ее за красивые пейзажи и высоту, а оказалось, что она еще и популярна своей «гравитационной аномалией». В таких местах машина, поставленная на нейтральную скорость или обычный резиновый мяч начинают двигаться вверх по склону; здесь подниматься в гору легче, чем спускать с нее. Мы заметили это необычное явление случайно по машине, вроде бы впереди горка, а машина разгоняется без газа. Чудеса!

Горный массив Арагац является самым высоким в современной Армении, а также является стратовулканом. Здесь расположены четыре вершины (северная (4090 м), западная— 4007м, восточная— 3916 м, южная— 3879м), между которыми находиться вулканический кратер глубиной 350м и шириной 2,5км.

Дорога H20 приводить на высоту 3207 м над уровнем моря к озеру Кари, которое расположено на плато под горными пиками Арагац. Кажется, что до вершин рукой подать, но из-за высоты прогулки здесь даются не очень легко. Озеро имеет ледниковое происхождение, вода , как водится, ледяная и прозрачная. На берегу есть огороженная территория под кафе и беседки, местные и туристы приезжаю сюда на барбекю, но можно найти себе место и вне этого «загончика». От Еревана до озера Кари около 58 км, как только сворачиваешь с главной трассы на H20 начинается подъем, больше чувствуется прохлада, тишина и безлюдность, ближе к вершинам на склонах даже в июле еще лежит местами снег. Горы, дороги, тишина, красивые пейзажи, внизу остался зной и суета городов.

Интересный Point на склонах Арагац.

Амбер — исторический комплекс на склоне горы Арагац — замок и церковь расположенные на высоте в 2300м над уровнем моря. Не включенные в список ЮНЕСКО замок одиноко стоит на вершине живописного ущелья, редкие туристы самостоятельно заезжают сюда. По крайней мере, нам он предстал таким — тишина и только ветер гуляет между полуразрушенных башен замка.

Странно, что в одном месте ходят толпы туристов, а где-то шаром покати. Хотя, место тоже достаточно красивое, есть что посмотреть, а при правильной подачи вообще можно сделать уникальную туристическую зону...

Ереван-Аштарак-Талин-Марали-Гюмри-Барва мы покидаем красивую Армению. Нас провожаю очередные новые виды за окном — необъятные просторы, холмы, выжженные солнце поля...

Красивые пейзажи и дороги, много нетронутой природы и какая-то покинутость территории — вот моя Армения. Мне не понять, как можно променять все эти горы, ущелья, перевалы, необъятные пустынные просторы на наше плоское Подмосковье.

И как это не парадоксально, но большинство встреченных нами армян-собеседников оказывались такими же туристами, как и мы. К концу поездки у нас сложилось впечатление, что весь народ приехал в Армению в отпуск. Основная масса туристов в Армении - это интернациональные армяне, русские и чуть европейцев. Конечно же местные жители тут есть, но я их наверное не встретила в близком общении, поэтому и не поняла... А гостеприимства, которое пропагандируют все передачи про путешествия на ТВ, я вообще не увидела. Наверное, я была просто без камеры и оператора.

Армения, твоя природа прекрасна, просторы пусты, жаль, что армяне не пользуются тобой как домом, может поэтому мы ощутили ни капли гостеприимства. АджОх, Армения!

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Необходимо авторизоваться
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Путешествовать — значит развиватьсяПьер Бернандо