Олег Романов
26 декабря 2018
8373

Аяуаска: как побеседовать с богами и не угодить в тюрьму?

Аяуаска (она же – «аяхуаска», «айаваска» и пр) является в наше время последним легальным способом покастанедить в свое удовольствие и не вляпаться в историю, которая может стоить вам некоторого количества лет свободы. Из всех форматов «расширения горизонтов сознания» - этот, вроде, единственный не стеснен еще уголовным правом и даже проходит по разряду почтенных религиозных ритуалов, хотя и несколько экзотических. Мое «вроде» означает, что, наверное, есть и другие, но они, во-первых, мне неизвестны, а, во-вторых, являются какими-то совсем уж малоширокораспространенными. Короче, аяуаска – это то, что можно практиковать со всем к себе уважением, не смущаясь косых взглядов, да еще проставляя в свой табель кармических заслуг плюсик за плюсиком. Хотя, конечно, частить с этим у вас вряд ли получится: аяхуасить – дело дорогое и возможное лишь в крайне удаленных от наших палестин местах. Опять же – общение с богами сопровождается обильным блёвом и неукротимым поносом: по правде говоря, если вас хватит хотя бы на пару сеансов, можете считать себя отшельником, подвижником и папой римским всея Амазонии.



Итак, слушайте и не говорите, что не слышали: предупрежденный – вооружён.
У амазонских индейцев обнаружили аяуаску католические проповедники и сразу окрестили ее «делом диавола». Дело в том, что у ритуала этого есть одно удивительное свойство: все видения, которые возникают, что называется, «в процессе», являются религиозно-мистическими. Причем, вам грезится не всякая там суетная белиберда, а встают перед духовными очами и хороводятся только и исключительно индейские боги да всякие там туземные духи. То есть, вам, может, и хотелось бы увидеть архимандрита Кологривского с пудовой епитрахилью и ведерным кропилом, но увидите вы все одно богиню Пачамаму – маму всего сущего. Я в психологии пограничных состояний не большой специалист, но, думаю, причиной тут самопрограммирование – ты ведь едешь к индейскому шаману со вполне определенными ожиданиями: если бы аяуаска проводилась раввином или муллой, то и эффект имел бы тогда соответствующий душеспасительный акцент.

Здесь все то же можно посмотреть, а не только прочитать:




Итак, попробовать волшебный отвар можно много где – скажем, в Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии и Бразилии: короче, необходимо, чтобы судьба собрала в одном месте индейцев, лиану «банистерио̀псис каапи», недалекие Анды, джунгли, анимистские и языческие верования. Всё это следует поместить в планетарную дыру всех дыр, где из признаков цивилизации – только «кока-кола» втридорога. В моем случае таким местом оказался деревня-городок Хенаро Эррера. Туда следует добираться через перуанский Икитос, в который народ летает (а добраться сюда можно только самолетом), когда кондоры, заснеженные вершины и сказки про благородных инков окончательно обрыдли, а хочется ливней, топей, жары и тараканов размером с ладошку. Но из полумиллионника Икитоса за аяуаской придется ехать в совершенные жабеня – в деревеньку за сотню км, о которой лучше навести справки и маршрут к которой лучше проложить заранее.



В моем случае это и был упомянутый Хенаро Эррера: подозреваю, что найти шамана («Настоящего, а не какого-нибудь мошенника, сеньор, который будет вас поить мате де кока и уверять, что вас вот-вот начнет тошнить и пронесет!») можно и поближе, без 4 часовой тряски в автобусе и заплыва на многодыром баркасе, каковой заплыв чуть не превратился в заныр. Мой проводник в мир духов звался Хорхе, ходил в запятнанных машинным маслом портах и пластиковых шлепках, с голым пузом навыкат. Короче, «и вот я в Аркадии!». Приготовление амброзии занимает от 6 часов до суток, сопровождается бормотанием за̀говоров-прѝговоров (или молитв, хрен их разберет). В тот мир можно войти, лишь преобильно выплеснув в этот мир свои рвотные и фекальные массы, выскребя-выметя из организма всё дурное, потому церемония проходит подальше от людей, на природе – она, безответная, всё смиренно в себя примет, все мерзости твои, и даже не поморщится.



Присутствие шамана и наличие костра тоже обязательно: они выступают якорем, который не позволяет тебе уплыть ТУДА навсегда. То есть, я понимаю, конечно, иллюзорность и призрачность ТОГО АЯХУЭННОГО СВЕТА – но тем обиднее оттуда не вернуться, согласитесь: торчать отведенную вам вечность среди призраков, зыбкой дымки, одушевленных туманов – да ну его! А так, сквозь мистический морок, иногда проклёвывается: «а ведь костёр-то с шаманом – они настоящие, тогда как остальное-прочее – только умственная фикция!»
Итак, вам поднесли в пластмассовом ковшике некое травяное пойло: главный его компонент - стебли лианы «банистерио̀псис каапи», остальное – опционально. У каждого аяхуасковара свой рецепт, но химики (напиток лабораторно и академически исследовался) установили, что главное действующее вещество тут – диметилтриптамин, который содержится именно в лиане.



И, между прочим, фармацевтическая промышленность производит «синтетическую аяуаску»: мне даже страшно представить себе, для каких целей – наверное, для выявления и последующего интернирования рептилоидов силами армейских аяхуаторов? Поспрошайте в аптеках, может, и к нам завозят: а вдруг? С другой стороны, существуют 2 церкви – скорее даже две мировые религии: «Санто Дайме» и Растительный союз (ага!). У этих отделения по всему свету, включая Штаты, Францию, Голландию – они богослужат регулярно и, очевидно, крайне нуждаются в веществах: лиан не напасешься, а напасешься – не вывезешь, ведь из того же Икитоса товар увезти можно только самолетом. И вот в общении с Высшим Существом обходятся синтетикой, скорее всего.



Но лирику в сторону: итак, Хорхе мне налил и я выпил, не чокаясь. Будучи юношей пожилым и начитанным, я на церемонию явился ото всего очистившись. Не помогло: неудержимый блёв начался на 15-й минуте. К моменту, когда тебе хочется только умереть, ты и умираешь: воля и целеполагание исчезают полностью, у тебя пропадает способность принимать решения и действовать во их исполнение. Зато лес окрест дворика, где всё происходит, оказывается исключительно густонаселенным: говорливые духи живут в каждом дереве, каждом камне, поболтать с тобой норовит облако и забор, стена хижины и пластиковое ведерко с водой.



Все эти речи не сливаются в галдёж, но легко различаются и обладают глубоким смыслом: каждый из говорящих знает что-то важное – что-то, без чего тебе дальше никак. Как в вещем сне, аяхуэвающий слышит каждое из обращенных к нему слов, легко их понимает и складывает серебряными монетками в копилку памяти. На протяжении этой беседы со всем миром разом, твое настроение пляшет от безмятежной радости до парализующего ужаса – в зависимости от того, что сейчас тебе про тебя сообщили. Но тут вмешивается в разговор кто-то главный: у него важное богоправительственное сообщение – короче, «говорят всё радиостанции Советского Союза». Сейчас, вот-вот уже, будет сказано Главное Петушиное Слово, которое переменит тебя и всё вокруг.



Но тут кастанудятина заканчивается: ты обнаруживаешь, что на дворе жаркий день, под тобой – травяной матрасик, который, если не поторопиться в WC, ждет беда, а тебя – несмываемый из-за отсутствия душа дурнопахнущий позор. Понос, похмелье и тошнота будут мучать тебя еще сутки-двое. При этом Тайное Ночное Знание есть, оно хранится в ячейках твоей памяти – вот только дверца закрыта, а ключа нет в помине. Получается, что ты приобрел опыт, но совершенно и отчаянно бесполезный – вот поэтому, кстати, на аяуаску нельзя подсесть: кому охота освежать чувство, что тебя надули? Охотники, однако, бывают: пару лет тому в Лиме помер в номере некий русо туристо. Он привез с собой бутылочку аяуаски из Икитоса и решил скоротать вечерок – без шамана и якорного костерка. Ушел, бедняга, безвозвратно в Страну вечной охоты, хотя было ему чуть за 30, вроде.



Вокруг аяуаски, как вокруг коки, тоже ведутся ритуальные административные пляски – запрещать-не запрещать? Пока, вроде, из уважения к дикарским традициям и верованиям, курощение решили не применять. То есть, диметилтриптамин – да, наркотик, но аяуаска и с ней связанные растения – нет. В 2001 году это официально подтвердил глава Международного бюро по контролю за наркотиками. Короче, пока у данного напитка статус эдакой древнеиндейской водки – «сами, уважаемые редскины, хоть залейтесь, только детям не давайте!». Однако, у нас, в СНГ, лучше универсальность международных правил не проверять: я знаю людей, которые пошли под суд с перспективой загреметь лет на 10 за фабрично пакетированный перуанский «мате де кока» - чай из листьев коки. Но в Штатах некий ловкий бизнесмен даже взял патент на аяуаску – чё лежит бесхозная? Если бы она сулила срок, а не деньги, вряд ли бы указанный американский джентльмен тратил деньги на выправление бумаг.



Но завершим свой рассказ нравоучением, эдаким «пей да дело разумей». В аяуаске многие видят способ прорыва в инобытие: вот, есть, скажем, такой писатель Уильям Берроуз – тот самый, который с «Голым завтраком». Он чуть было не стал для нашей амазонской лианы тем же, кем Кастанеда стал для пейотля: у Берроуза, правда, всё ограничилось одной только книжкой, «Письма яхе». Но в любом случае, романтизация и мистифицирование ритуала аяхуаски имеет давнюю традицию. И да – употребив отвар внутрь, на короткий момент вы почувствуете себя Игнатием Лойолой и Св. Франциском с их видениями и мистическими прозрениями. Но надо отдавать себе отчет: это всё только химия и физиология – никаким богам, даже если они существуют, мы не интересны. Да и чем бы?
Комментарии
михаил Петров
31 декабря 2018, в 11:29

Дьявол он рядом с человеком и все древние верования были способами общения с ним.

Олег Романов
2 января 2019, в 16:44

Допускаю, что именно так дело и обстоит:)

Александр Зимин
14 марта 2019, в 12:45

Что для индейцев хорошо - для нас не гарантировано. Для любителей поизголяться над своей психикой.

Олег Романов
15 марта 2019, в 11:58

Ну, жизнь - это вообще коллекционирование опытов и впечатлений, а запретное влечёт:). Хотя можно без аяуаски и обойтись, конечно.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
12:00
Человек мира. Настоящая Италия. Часть вторая
12:30
Магия вкуса. В Питере есть!
13:00
Магия вкуса. Швейцария. Альпийская кухня
12:05
Звериный репортёр
12:35
Семь миров, одна планета. Азия
13:30
Царство грибов. Древесные
Если ты не знаешь куда идешь, любая дорога подойдетЛьюис Кэролл