Бад Гастайн: эстетика неспортивного

Австрийский курорт Бад Гастайн живет двойной жизнью. С одной стороны, километры трасс, снегоступинг и горные хижины. С другой – роскошные виллы XIX века, в которых консервативно настроенные владельцы пестуют оригинальные полы и двери и создают у гостей полную иллюзию возвращения в прошлое. Отель Villa Excelsior – частный случай традиционного для Бад Гастайна внимания к уникальной истории быта и аристократической рутине.



В гостях у Фрейда

Villa Excelsior в австрийском горнолыжном Бад Гастайне – отель с очень странными преимуществами. Он находится далеко от подъемника. Минут тридцать пешком по живописному променаду Кайзера Вильгельма – гарантия тишины и интимности для тех, кто подался в Альпы не за катанием. Прямо в отеле есть домовая церковь. Идеально подходит, например, для практики йоги и медитации – роскошные витражи обеспечивают правильный свет по утрам. Можно арендовать. Здесь есть возможность расплатиться с хозяином за постой антикварными стульями или канделябрами – опция для ностальгирующих потомков аристократов, не обремененных ликвидными денежными знаками, но обремененных хорошим вкусом. А еще здесь семь лет подряд останавливался Зигмунд Фрейд. На номере, в котором он жил, висит крошечная табличка. И этот факт биографии отеля служит приманкой для докторов, ученых, психиатров из разных стран мира. Вишенка на торте – Фридрих Лихтенштейн – звезда австрийского пост-панка, который принимал в Villa Exсelsior радоновые ванны (смотрите его клип Das Badeschloss). Вообще в Бад Гастайне каждое второе здание имеет информационную начинку не хуже. Но тут как с первой любовью – ее не забыть и ни с чем не сравнить.



Еврейско-католическое наследство Кристофа

«Моя бабушка всегда объясняла разницу между Бад Гастайном и Китцбюэлем так: и там, и там леди носят шубы. Но в Китцбюэле – мехом наружу, чтобы было видно, а в Бад Гастайне – мехом внутрь, чтобы было тепло», – шутит Кристоф, владелец антикварного отеля Villa Excelsior, построенного в Бад Гастайне в 1895 году еврейским доктором Вассингом. В 1938 году потомки доктора приняли решение эмигрировать в США, и отель был продан семье Штраубингер. Послевоенные финансовые проблемы вынудили и новых владельцев попрощаться с одним из объектов недвижимости. Виллу купила католическая церковь и сделала здесь санаторий для священников и членов их семей, а также монахинь. Здесь были большие номера и синглы-кельи. Кристоф купил отель у католической церкви в 2002 году. Католики по-прежнему очень любят этот отель. И если здесь останавливается священник, то он обязательно проводит богослужения. И еще этот отель считают местом силы евреи, представители интеллигентных профессий, новый русский средний класс.



Антиквариатом владеете? Заходите!

Большие номера основного здания отреставрировали с максимальной деликатностью, сохраняя все, что подлежит восстановлению. У Кристофа был опыт управления отелем в Китцбюэле, но он поначалу не представлял, как обращаться с хозяйством, которому 120 лет. «Что можно сделать со старым домом? Можно его модернизировать, но я предположил, что гости Бад Гастайна будут любить этот отель именно за его традиционность. Я сам очень старомодный, мы в этом смысле идеально подходим друг другу. А продать можно только то, что ты сам любишь и в чем уверен». В искренности этого человека в мягком жилете, с гладко уложенными волосами и изысканными манерами как-то не сомневаешься.



Консультировала новых владельцев виллы старая горничная – она единственная помнила, как здесь все выглядело. Под крышей обнаружили сюрприз – кучу старой мебели. Часть кроватей, стульев, кушеток удалось воскресить. Многое покупалось на антикварных рынках. «Иногда гости расплачиваются мебелью. Обедневшие австрийские аристократы, которые живут в замках, но денег у них нет, – говорит Кристоф. – За первую неделю платят наличными, за вторую отдают мебелью и картинами из родового гнезда. Мебелью из IKEA, конечно, расплатиться нельзя».



Новый ЗОЖ

Традиционная программа гостя Villa Excelsior отшлифована годами: выпить кофе, совершить моцион, посетить ресторан, принять радоновую ванну. В отель подведены трубы от городского источника радоновой термальной воды. Всего таких гостиниц в Бад Гастайне восемнадцать. В низкий сезон 70% гостей приезжают за радоновым лечением. Гастайнские термальные воды были крайне популярны со времен обнаружения. Правда, пользовались ими не всегда разумно – случались и передозировки. До середины 80-х годов прошлого века курорт жил под гордым слоганом «Бад Гастайн – самый радиоактивный источник в мире». После аварии на Чернобыльской АЭС рекламную кампанию пришлось пересмотреть. Людей понадобилось заново убеждать в том, что радон в умеренных количествах очень благотворно влияет на заживление ран, исцеляет суставы и творит другие медицинские чудеса. Один из постоянных гостей Villa Excelsior, который посещает курорт строго дважды в год (три недели зимой и десять летом), так отвечает на вопрос «Как вы можете позволить себе так надолго приезжать в Бад Гастайн?» – «Я не могу себе позволить не приезжать». Только эти процедуры помогают ему чувствовать себя лучше.



Роскошество Бад Гастайна оценит не каждый. Его «мех» не бросается в глаза. Здесь даже в маленьких гестхаусах есть столовое серебро, на стенах могут висеть картины стоимостью 50 тысяч евро, и при этом в номере может не быть туалета. Традиционные ценности! «С Бад Гастайном так – или ты его обожаешь, или ненавидишь. Всего две опции», – говорит Кристоф на прощание. Я склоняюсь к обожанию.