Боги Древнего Египта: от сокола до кошки
Для жителя Древнего Египта боги были повсюду: в лучах Ра, разгоняющих ночь, в разливе Нила, дарующем урожай, в моменте перехода в иной мир. Непостижимые и близкие, грозные и милосердные, они формировали саму суть реальности. Расскажем о самых популярных богах.
1. Ра

Бог чего: солнца и творца всего живого.
Изображение: человек с головой сокола, увенчанной солнечным диском, окруженным змеей, или жук-скарабей. Оба символа олицетворяли идеи возрождения и вечной жизни.
Египтяне почитали Ра как творца всего живого. Согласно легенде, он возник из первозданных вод Нуна и произнес священные слова, давшие жизнь богам и людям. Люди верили, что Ра правил на земле как фараон, даровал человечеству знания, установил законы и научил земледелию.
Считалось, что Ра путешествует по небу на солнечной лодке: днем он освещает и согревает землю, а ночью спускается в загробный мир, сражаясь с главным змеем хаоса Апепом (Апофисом) и силами тьмы, чтобы возродиться на рассвете.
Главный центр культа Ра находился в Гелиополе, где ему возвели величественный храм. Там жрецы ежедневно совершали ритуалы с подношениями вина, благовоний и пищи, а также проводили обряд разбивания красных горшков — символическое уничтожение врагов Ра и фараона. Пирамиды и обелиски по всей стране символизировали солнечные лучи и связь с Ра.
2. Амон

Бог чего: воздуха.
Изображение: человек со скипетром и короной с высокими перьями; часто также с бараньими рогами — символ мудрости и плодородия.
Амон почитался как великий творец, создавший все сущее из изначального хаоса. Легенды описывали его появление по-разному: он прилетел в мир соколом или вылупился из космического яйца, снесенного гусем.
Первоначально культ Амона был сосредоточен в Фивах. Но по мере возвышения Фив как столицы Египта (современное название города — Луксор), почитание Амона распространилось по всей стране, а его главный храм в Карнаке стал крупнейшим религиозным комплексом древнего мира.
Амону приписывали безграничное могущество, доброту и справедливость. Он считался покровителем фараонов, наделявшим их властью для защиты людей. В честь Амона возводили грандиозные храмы, где проводили сложные ритуалы и приносили жертвы. Его священными животными были баран — олицетворение плодородия и силы, а также гусь — символ творения.
В XVI–XVII вв. до н.э. Амон в верованиях людей слился с Ра, и получился Амон-Ра. Причина слияния — могущество обоих богов, а также политическая стратегия фиванских фараонов, стремившихся объединить культы для укрепления своей власти.
3. Исида

Богиня чего: материнства, женственности, супружеской верности.
Изображение: женщина с иероглифом своего имени над головой; иногда — с крыльями коршуна или сокола, или же кормящая сына Гора.
Исида — воплощение женственности, мудрости, заботы и исцеления в египетском пантеоне. Ее почитали во всем Египте.
Считалось, что богиня может управлять стихиями, понимает язык животных и даже возвращает умерших к жизни. Также Исида была связана с природой, плодородием, целительством и покровительствовала всем нуждающимся, особенно в сердечных делах.
Она считалась самой сострадательной богиней, защитницей людей и богов, «матерью всего живого». Вместе с супругом Осирисом и сыном Гором они олицетворяли священную триаду и цикл жизни, смерти и возрождения. Слезы Исиды по убитому Осирису, согласно мифу, вызывали разлив Нила.
4. Осирис

Бог чего: загробного мира, возрождения, плодородия, судья мертвых.
Изображение: мумифицированный человек с зеленой кожей (цвет возрождения и растительности) и в белых пеленах, иногда — с высокой белой короной, на которой есть перья страуса и солнечный диск.
Осирис был ключевой фигурой, связующим звеном между жизнью и смертью, чья история легла в основу египетских представлений о загробном мире и воскрешении души.
Легенда повествует, что Осирис был первым мудрым и справедливым царем Египта, который принес людям процветание и научил их виноделию и земледелию. Брат Сет, движимый завистью, коварно убил его, заманив в ловушку-сундук и бросив в Нил. Исида нашла тело, но Сет расчленил его. Тогда Исида собрала части и с помощью Анубиса воскресила Осириса, но тот не мог остаться в мире живых и стал владыкой загробного мира, судьей душ умерших.
Осирис символизировал цикл смерти и возрождения. С ним связаны идеи посмертного воздаяния: праведная душа обретала вечную жизнь, а грешника ждало небытие.
5. Анубис

Бог чего: покровитель умерших, проводник душ.
Изображение: человек с головой шакала или в образе черной собаки, часто в сидячей позе.
Анубис — один из древнейших и могущественных богов пантеона. Его роль менялась: изначально он был богом смерти, позже стал божеством мумификации и повелителем некрополей. В любом случае Анубис сопровождал души в загробный мир, взвешивал сердца на суде Осириса и был посредником между мирами живых и мертвых.
Самый известный миф о его происхождении гласит, что богиня Исида, известная милосердием, нашла и усыновила брошенного младенца Анубиса. Существовали и другие версии, например, что он сын Сета и Нефтиды — богини рождения и смерти.
Позднее, когда Сет убил Осириса (мужа Исиды), Ра поручил Анубису забальзамировать тело. И тот совершил первую мумификацию, сохранив Осириса для вечной жизни.
Анубису поклонялись во всем Египте, но особенно — в местах захоронений и бальзамирования. Чтобы заручиться его помощью, возносили молитвы, зажигали благовония и приносили дары — вино и хлеб.
6. Геб

Бог чего: земли, плодородия.
Изображение: человек с головой змеи, быка или барана. Иногда — с короной Верхнего и Нижнего Египта.
Геб олицетворял саму плодородную землю Египта и все, что скрыто под ней. Его смех, по поверьям, вызывал землетрясения.
Считалось, что на теле Геба растут растения и из него же проистекает Нил. Он был добрым богом, защитником живых и помощником умерших. Египтяне почитали его, строили храмы и приносили дары, моля об урожае, защите детей и благополучии душ в загробном мире. Ежегодный праздник «Рыхление земли» после разлива Нила открывал сезон пахоты в его честь.
Геб был связан не только с землей, но и с небом (как супруг богини неба Нут), подземным миром. Поэтому считался владыкой и проводником во всех трех сферах мироздания.
7. Хатхор

Богиня чего: любви, красоты, радости, музыки, танцев, неба, материнства.
Изображение: женщина с головным убором в виде солнечного диска между коровьих рогов; или в облике коровы — символ материнской заботы.
Хатхор олицетворяла радость жизни, любовь, красоту, плодородие и материнство. Ее добрую и заботливую натуру славили музыкой и танцами. Часто ее представляли как небесную корову, родившую солнце. К ней обращались женщины, дети. Ее просили сопроводить души умерших в загробный мир.
В одном из мифов Хатхор выступила как грозное око Ра (в облике львицы Сехмет), покаравшее человечество за неповиновение. Якобы затем боги смягчили ее гнев, вернув облик доброй Хатхор, и восстановили мир. Эта история подчеркивает двойственную природу: безграничную нежность и способность к справедливому гневу.
В храмах Хатхор проводили сложные ритуалы с подношениями, где люди прославляли ее весельем, музыкой и танцами.
8. Гор

Бог чего: неба, царской власти, света, покровитель фараонов.
Изображение: человек с головой сокола, увенчанный двойной короной Египта; сокол; солнечный диск с крыльями сокола (символ защиты).
Гор олицетворял небесную власть, царственность, порядок и справедливость. Сын Осириса и Исиды, он выступал защитником своего отца и законным наследником престола, посредником между богами и людьми. Как сокол, парящий в вышине, Гор был всевидящим стражем миропорядка.
Благодаря своей победе над Сетом и восстановлению справедливости, Гор стал покровителем фараонов. Считалось, что каждый правящий фараон — земное воплощение этого бога. Претендент на престол должен был показать свою связь с Гором. Так, фараона короновали последовательно белой короной Верхнего Египта и красной короной Нижнего Египта, а затем объединенной двойной короной. Это действие, совершаемое жрецами, символизировало, что фараон, как Гор, берет на себя ответственность за весь Египет и становится живым воплощением власти над страной. А через тридцать лет после правления он должен был пройти ритуал: пробежать в набедренной повязке между специальными знаками, демонстрируя свою физическую мощь и жизненную силу, подобно молодому и сильному Гору.
9. Бастет

Богиня чего: дома, кошек, радости, женской красоты.
Изображение: женщина с головой кошки, часто с систром (музыкальный инструмент) в руке; или грациозная сидящая кошка.
Бастет была любимой богиней простых египтян, покровительницей домашнего очага, кошек, радости, любви и женской красоты. Она дарила гармонию в семье, защищала от болезней и злых сил. Домашних кошек почитали как ее земных посланников и воплощения.
Хотя Бастет обычно изображали ласковой кошкой, она обладала и грозной ипостасью — львицей, способной наказать врагов и несправедливость. Со временем ее мягкий аспект стал преобладать.
Культ Бастет был очень популярен. В ее главном храме в Бубастисе служили особые жрецы, ухаживавшие за священными кошками. После смерти кошек бальзамировали и хоронили в специальных некрополях. Убийство этого животного считалось тяжким преступлением, каравшимся смертью.
10. Тот

Бог чего: мудрости, знаний, письма, Луны, счета.
Изображение: человек с головой ибиса, часто с папирусом и письменными принадлежностями; иногда — павиан.
Тот был богом высшей мудрости и знания, секретарем и визирем богов, особенно Ра. Люди верили, что это он создал письменность, научил их счету, астрономии и установил календарь из 365 дней, выиграв пять дополнительных дней у Луны в настольной игре, чтобы Нут смогла родить своих детей. Он покровительствовал писцам, ученым, библиотекам и архивам.
Мудрость Тота считалась безграничной; к нему обращались как к справедливому арбитру в спорах богов и людей. В загробном мире он фиксировал результаты взвешивания сердца на суде Осириса на своих свитках и был защитником душ. Египтяне молили его о помощи для умерших родственников, вкладывая в захоронения фигурки ибисов или павианов.













