Бари влюбленными глазами
Я вполне серьезно считаю, что с городами встречаешься, как с людьми: какой-то очаровывает сразу, другой вызывает неприязнь, неуют, недоверие... Одни обманывают ожидания, с другими отношения складываются лишь после многих встреч. Каким выйдет первое знакомство с городом, зависит от конкретного момента твоей и его жизни, от погоды и даже от случайного прохожего, который может пихнуть под бок зонтиком, а может доброжелательно подсказать дорогу... Этих переменных так много, что иногда у меня случаются приступы паники: с тех пор, как восемь лет назад я переехала в Италию, а еще точнее в южную Италию, а еще точнее в Апулию, в Бари, знакомить с городами, людьми и югом стало моей второй профессией, и чем больше накапливается опыта, тем отчетливее понимаешь, что понравиться всем - невозможно. Против паники есть действенное средство - напомнить себе о том, что я показываю лишь то, что действительно люблю.
Когда я переехала жить в Бари, это название еще редко попадалось в интернете. Из России сюда приезжали в основном паломники, которые мало что и смотрели в этом городе, кроме места, куда, собственно, и стремились попасть, - базилики Николая Чудотворца, где хранятся перевезенные из Византии мощи святого.
Прошло восемь лет - и теперь в информации, выложенной онлайн, можно утонуть. Появились и пренебрежительные комментарии в духе "грязный портовый город", "смотреть нечего" или, там, "чая выпить негде". Чаще всего - это от людей, которые вышли в Бари во время двухчасовой остановки круизного лайнера, оказались в толпе и толком ничего не поняли.
Бари, конечно, портовый и довольно крупный город. Он не может похвастаться чистотой населенных пунктов, где живет 5 тысяч человек, на которых приходится по крайней мере тысяча домохозяек, маниакально драящих улицы в перерывах между стиркой белья.
Но ценен Бари тем, что в нем переплетаются мистика древности и симпатичный повседневный колорит, а деловая атмосфера "южного Милана", царящая на улицах квартала Борго Мураттьяно, уживается с духом авантюр и странствий, которую чувствуешь в старом городе и особенно вблизи моря.
Перефразируя местную пословицу, в которой "высота" считается "половиной красоты" (по ней становится понятно, что южане в основном низкого роста), можно сказать, что море - это половина Бари. Большая его половина.
Бари возник как укрепление на самом кончике выступающего в море мыса и все свое развитие связал с расположением, удобным для торговли с противоположными берегами Адриатики. Культура этого города погружена в море, но если ты не закинешь сети, то ничего и не выловишь.
Конечно, чтобы по-настоящему пропитаться "культурой моря", в Бари нужно пожить. Но и за время утренней прогулки можно увидеть множество доказательств того, что отношения с Адриатикой здесь - особые.
Старый рыбный рынок, прямо в самом центре города, всегда радует любопытных: на фоне голубых рыбацких лодок и театра на воде (в Бари - единственный в Европе) здесь продают рыбу, вскрывают морских ежей и отбивают осьминогов.
Даже главный городской праздник - майский день святого Николая - связан с морем и по своей истории (мощи доставили в XI веке местные моряки), и в части обязательной культурной программы.
Приехав в Бари в первых числах мая, можно увидеть, как ремонтируют и украшают рыболовное судно, которое повезет статую святого Николая в море. Какое именно судно получит эту честь, определяют жеребьевкой.
Святой Николай - еще одна составляющая барийской культуры, без которой понять этот город было бы невозможно. История похищения его мощей из Византии XI века, рассказанная нам древними летописцами, стала недавно сценарием художественного фильма, в котором замечательно показан типичный барийский характер - моряка, купца, немножко авантюриста, немножко бандита.
Сама базилика - церковь, куда стремятся попасть паломники, - каменная жемчужина древнего квартала, который по-итальянски называют Бари Веккья, место, где чувствуется совершенно особая атмосфера (опять же, желательно не в момент остановки круиза). Я люблю всматриваться в резьбу капителей и порталов этой церкви, выполненную безымянными мастерами почти тысячу лет назад. Стоит присмотреться - и фигуры словно оживают, рассказывают о мирных и военных занятиях и об опасностях духовного пути.
А потом ты попадаешь в сам старый город, в хаос его улочек и переулочков с нагромождением арок, лестниц, иконок на стенах, с колоритными жителями, которых так и хочется затащить в объектив кинокамеры. Для меня бродить по лабиринту Бари Веккья - это как пересматривать старый любимый фильм, в котором каждый раз видишь новые детали и новых персонажей. Этот квартал ценен своей неизбывной аутентичностью: на плоских крышах сушатся помидоры, синьора моет каменную кладку мостовой, а вот рыбак перебирает у входа в дом сети, в то время как мальчишки гоняют мяч меж древних колонн уже несуществующей церкви, и вдруг из чьего-то раскрытого окна обрушивается на двор задорная песня...
С Бари мне не понадобилось второго раза. Этот дух беспечной древности заворожил меня сразу же, поэтому каждый раз я заново побеждаю волнение, чтобы представить Бари новому гостю, надеясь на то, что они придутся друг другу по душе.
Читайте также
5 октября 2024
154 391