Батареи на страже русских берегов
Владивосток – город, пронизанный историей, тонкой нитью переплетенной с современной.
Предлагаю отправиться в небольшое путешествие: от военных укреплений у оснований вантового моста к легендарной Ворошиловской батарее, расположенной на острове Русский и являющейся безмолвным памятником прошедшей эпохи.
Назимовская батарея – название береговой артилерийсой батареи №315 и одноименной автобусной остановки, где следует сойти, начав путь в историческое прошлое. Решив прогуляться по стороне движения автобуса, в бухте Улисс можно увидеть один из пунктов базирования кораблей Тихоокеанского флота, второй расположен в бухте Золотой Рог в самом центре города.

Непосредственно к батарее ведет дорога под мостом, под мощным сооружением которого просматривается приморский город и ощущается хрупкость природы.
Параллельно проплывают суда, прорезая дорогу во льдах.

На пригорке можно увидеть неприметные бетонные развалины, о ценности которых ярко повествует мемориальная таблица, освещенная в лучах яркого солнца. Батарея сооружена по проекту военных инженеров Жигалковского В.И. и Колосовского и ориентирована фронтом на юго-восток. Шесть оружейных двориков с бетонными постаментами под орудия надежно прикрыты общим бетонным бруствером.
Вдоль тыла батареи отсыпан защитный вал, а с левого фланга находится главный пороховой погреб, сообщение между строениями батареи осуществляется по траншеям.
Гуляя по вершинам мыса, нельзя не спуститься к морю: оно же волнуется. И очень ждет, чтобы вместе с ним разделили широчайшие пространства теплых глыб и осколков льда, откуда в полной мере открывается вид на один из грандиозных проектов нашего века.
Следующим пунктом стала Ворошиловская батарея, к которой предстояло выбраться по габионам, ящикам из сетки с камнями, предотвращающим оползни.

Особо приятно было встретить на остановке маленьких покорителей больших вершин.

Путь до остановки «Ворошиловская батарея» занял немного времени, непосредственно до башенной батареи №981 шла извилистая дорога по заснеженному лесу.

Именно здесь, в укромном распадке между сопками острова Русский расположилось одно из уникальных фортификационных сооружений в мире, под стволами орудий которого находится весь Уссурийский залив. Во многом, именно благодаря батарее, японский флот не рискнул приблизиться к берегам южной части Дальнего Востока.
Примечательно, что аналогичная по вооружению на территории СНГ находится только в Севастополе. Объединяет их линкор «Михаил Фрунзе», корабельные установки которого были демонтированы с целью применения в береговой обороне.
Вот только в отличие от собрата, Ворошиловской батарее воевать не пришлось. Мощное стратегическое сооружение было необходимо не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

Вероятно, с целью повышения интереса к мемориальному комплексу ее вполне удачно дополнили постройками, представляющими бытовой уклад военных.

Увлекательным будет также исследование легендарной военной техники вдоль и поперек.

Обратный путь традиционно ведет к мосту, у подножия которого со стороны острова расположена Новосильцевская батарея. Ее строительство было начато в 1898 г. и полностью закончено спустя 4 года. Масштабное сооружение представляло собой шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ и две 57-мм пушки Норденфельда.

Во время Русско-Японской войны японская броненосная крейсерская эскадра не рискнула пройти в пролив Босфор-Восточный и отказалась от штурма города, у берегов которого ныне швартуются российские корабли.

Те, что вернулись с дальнего плавания.

Предлагаю отправиться в небольшое путешествие: от военных укреплений у оснований вантового моста к легендарной Ворошиловской батарее, расположенной на острове Русский и являющейся безмолвным памятником прошедшей эпохи.
Назимовская батарея – название береговой артилерийсой батареи №315 и одноименной автобусной остановки, где следует сойти, начав путь в историческое прошлое. Решив прогуляться по стороне движения автобуса, в бухте Улисс можно увидеть один из пунктов базирования кораблей Тихоокеанского флота, второй расположен в бухте Золотой Рог в самом центре города.

Непосредственно к батарее ведет дорога под мостом, под мощным сооружением которого просматривается приморский город и ощущается хрупкость природы.
Параллельно проплывают суда, прорезая дорогу во льдах.

На пригорке можно увидеть неприметные бетонные развалины, о ценности которых ярко повествует мемориальная таблица, освещенная в лучах яркого солнца. Батарея сооружена по проекту военных инженеров Жигалковского В.И. и Колосовского и ориентирована фронтом на юго-восток. Шесть оружейных двориков с бетонными постаментами под орудия надежно прикрыты общим бетонным бруствером.
Вдоль тыла батареи отсыпан защитный вал, а с левого фланга находится главный пороховой погреб, сообщение между строениями батареи осуществляется по траншеям.
Гуляя по вершинам мыса, нельзя не спуститься к морю: оно же волнуется. И очень ждет, чтобы вместе с ним разделили широчайшие пространства теплых глыб и осколков льда, откуда в полной мере открывается вид на один из грандиозных проектов нашего века.
Следующим пунктом стала Ворошиловская батарея, к которой предстояло выбраться по габионам, ящикам из сетки с камнями, предотвращающим оползни.

Особо приятно было встретить на остановке маленьких покорителей больших вершин.

Путь до остановки «Ворошиловская батарея» занял немного времени, непосредственно до башенной батареи №981 шла извилистая дорога по заснеженному лесу.

Именно здесь, в укромном распадке между сопками острова Русский расположилось одно из уникальных фортификационных сооружений в мире, под стволами орудий которого находится весь Уссурийский залив. Во многом, именно благодаря батарее, японский флот не рискнул приблизиться к берегам южной части Дальнего Востока.
Примечательно, что аналогичная по вооружению на территории СНГ находится только в Севастополе. Объединяет их линкор «Михаил Фрунзе», корабельные установки которого были демонтированы с целью применения в береговой обороне.
Вот только в отличие от собрата, Ворошиловской батарее воевать не пришлось. Мощное стратегическое сооружение было необходимо не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

Вероятно, с целью повышения интереса к мемориальному комплексу ее вполне удачно дополнили постройками, представляющими бытовой уклад военных.

Увлекательным будет также исследование легендарной военной техники вдоль и поперек.

Обратный путь традиционно ведет к мосту, у подножия которого со стороны острова расположена Новосильцевская батарея. Ее строительство было начато в 1898 г. и полностью закончено спустя 4 года. Масштабное сооружение представляло собой шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ и две 57-мм пушки Норденфельда.

Во время Русско-Японской войны японская броненосная крейсерская эскадра не рискнула пройти в пролив Босфор-Восточный и отказалась от штурма города, у берегов которого ныне швартуются российские корабли.

Те, что вернулись с дальнего плавания.

Читайте также
26 апреля 2025
178 403