Белая Русь. Бобруйская крепость
Какая же она огромная! — первое впечатление от бастионов Бобруйской крепости, вынырнувших из майского утреннего сумрака. Белорусские бастионы в принципе отличаются масштабностью, но если громада форта Брестской крепости укрыта лесом-дорогами-развалинами, то бобруйская цитадель, стоящая практически в чистом поле, хаотично заполняет взгляд и не дает сосредоточиться- как обойти все это хотя бы за световой день?
Да что там — это громадина смогла выдержать польскую осаду в глубоком тылу наполеоновского нашествия…
Поезд прибыл на станцию «Бабруйск» в начале четвертого утра. После десяти часов активного Гродно требовалось найти место для краткосрочного отдыха — пара часов плацкартного вагона ситуацию не спасала.
От вокзала до крепости — ну очень приличное расстояние. Без карты, со сломанным компасом нашли бастионы каким-то чудом.
Поставить палатку на территории крепости — не проблема.
Палатку, особо не выбирая локации, поставили прямо напротив бастионов, в паре метров от забора прибрежного поселения. К 9 утра под нашим холмиком обосновалась машина ДПС. Никакого беспокойства, туристов игнорируют.
Часть крепости до сих пор используется для нужд минобороны — построены отличные дороги, восстановлены старые казармы.
Из казарменных корпусов сделали военные склады и жилые здания. В помещениях комендатуры расположилась небольшая гостиница.
Картину портит здание ледового дворца, прозванного в народе «Тарелка».
Крепость построили за два года — от 1810 до 1812. Успели как раз к началу наполеоновского вторжения. К 1812-му крепость представляла собой полноценный город на 7 тысяч человек с жилыми домами, соборной площадью, рынками…
Специально для снабжения крепости от реки Березина был прорыт небольшой затон, выстроен порт.
Редьют, подходящий к порту. Вокруг расположились вполне современные деревни.
Короткие сроки строительства крепости объясняются не только инженерным и организационным гением Карла Оппермана, но и наличием достаточного объема строительного материала — старый Бобруйск был попросту разобран на кирпичи, из которых по новому плану на месте городка и были воздвигнуты мощнейшие фортификационные сооружения.
Приличная часть крепости лежит под землей.
Скоро многие сохранившиеся подземелья закроют на замки.
Подземный проход к реке.
«Зал ожидания» — видимо, для солдат.
Все выходы к реке засыпаны — ощущение, что преднамеренно.
А это — естественный оползень.
Кладку можно рассматривать бесконечно.
Вспоминается Черный Лукич —
Из темных темниц, что застенками были,
Устроим для всех подземельные парки,
Чтоб дети в присутствии взрослых глазели
На крепкость камней и на качество сварки.
Самый крупный редьют. Надземный вход. Под ним — тоннель, но тоже засыпанный.
Внутри — удивительно чисто.
Обалденная кладка. Каменные потолки, каменные полы. Никакого дерева. Возможно, поэтому крепость и находится в столь шикарном состоянии.
Выход на крышу слегка осыпался. Заметно, что ступенек здесь не было — ради возможности выката орудий.
Вылезаем…
… и смотрим на порт!
После берегового редьюта осматриваем казармы. Из тех, что еще не отреставрировали и не закрыли.
Вместо шикарной старинной кровли скоро появится новомодная пластиковая черепица.
Во время второй мировой здесь был лагерь. Чтобы не заворачиваться с расстрелами, гитлеровцы просто подожгли запертые казармы. Следы огня местами хорошо заметны.
Под полами казарм — явные пустоты. Во многих местах полы вскрыты, кто-то что-то здесь основательно искал.
Парадный вход в казарму.
Долгое время крепость стояла на балансе воинской части. Как следствие — старинный облицовочный кирпич пошел на декорирование генеральских дач.
Зайти в эти редьюты уже нельзя — разве что залезть на второй этаж.
Инвентарный номер объекта в/ч и последствия деятельности военных.
Неподалеку от крепости — совершенно замечательный памятник деревянной архитектуры 19 века.
Дом купчихи Кацнельсон. По несколько иным источникам — дом раввина.
Не сожгли — и хорошо.
Превед из Бабруйска!
Да что там — это громадина смогла выдержать польскую осаду в глубоком тылу наполеоновского нашествия…
Поезд прибыл на станцию «Бабруйск» в начале четвертого утра. После десяти часов активного Гродно требовалось найти место для краткосрочного отдыха — пара часов плацкартного вагона ситуацию не спасала.
От вокзала до крепости — ну очень приличное расстояние. Без карты, со сломанным компасом нашли бастионы каким-то чудом.
Поставить палатку на территории крепости — не проблема.
Палатку, особо не выбирая локации, поставили прямо напротив бастионов, в паре метров от забора прибрежного поселения. К 9 утра под нашим холмиком обосновалась машина ДПС. Никакого беспокойства, туристов игнорируют.
Часть крепости до сих пор используется для нужд минобороны — построены отличные дороги, восстановлены старые казармы.
Из казарменных корпусов сделали военные склады и жилые здания. В помещениях комендатуры расположилась небольшая гостиница.
Картину портит здание ледового дворца, прозванного в народе «Тарелка».
Крепость построили за два года — от 1810 до 1812. Успели как раз к началу наполеоновского вторжения. К 1812-му крепость представляла собой полноценный город на 7 тысяч человек с жилыми домами, соборной площадью, рынками…
Специально для снабжения крепости от реки Березина был прорыт небольшой затон, выстроен порт.
Редьют, подходящий к порту. Вокруг расположились вполне современные деревни.
Короткие сроки строительства крепости объясняются не только инженерным и организационным гением Карла Оппермана, но и наличием достаточного объема строительного материала — старый Бобруйск был попросту разобран на кирпичи, из которых по новому плану на месте городка и были воздвигнуты мощнейшие фортификационные сооружения.
Приличная часть крепости лежит под землей.
Скоро многие сохранившиеся подземелья закроют на замки.
Подземный проход к реке.
«Зал ожидания» — видимо, для солдат.
Все выходы к реке засыпаны — ощущение, что преднамеренно.
А это — естественный оползень.
Кладку можно рассматривать бесконечно.
Вспоминается Черный Лукич —
Из темных темниц, что застенками были,
Устроим для всех подземельные парки,
Чтоб дети в присутствии взрослых глазели
На крепкость камней и на качество сварки.
Самый крупный редьют. Надземный вход. Под ним — тоннель, но тоже засыпанный.
Внутри — удивительно чисто.
Обалденная кладка. Каменные потолки, каменные полы. Никакого дерева. Возможно, поэтому крепость и находится в столь шикарном состоянии.
Выход на крышу слегка осыпался. Заметно, что ступенек здесь не было — ради возможности выката орудий.
Вылезаем…
… и смотрим на порт!
После берегового редьюта осматриваем казармы. Из тех, что еще не отреставрировали и не закрыли.
Вместо шикарной старинной кровли скоро появится новомодная пластиковая черепица.
Во время второй мировой здесь был лагерь. Чтобы не заворачиваться с расстрелами, гитлеровцы просто подожгли запертые казармы. Следы огня местами хорошо заметны.
Под полами казарм — явные пустоты. Во многих местах полы вскрыты, кто-то что-то здесь основательно искал.
Парадный вход в казарму.
Долгое время крепость стояла на балансе воинской части. Как следствие — старинный облицовочный кирпич пошел на декорирование генеральских дач.
Зайти в эти редьюты уже нельзя — разве что залезть на второй этаж.
Инвентарный номер объекта в/ч и последствия деятельности военных.
Неподалеку от крепости — совершенно замечательный памятник деревянной архитектуры 19 века.
Дом купчихи Кацнельсон. По несколько иным источникам — дом раввина.
Не сожгли — и хорошо.
Превед из Бабруйска!
Читайте также
5 октября 2024
154 526