Белая женщина в племени чёрных масаи. Часть 3. Танзания

часть вторая
http://www.moya-planeta.ru/reports/view/belaya_zhenshhina_v_plemeni_chrnyh_masai_chast_2_tanzaniya_16248/

Знакомство



Оставшись наедине с Монти, я глупо ему улыбалась, не зная, как себя вести.



Он был в таком же состоянии. Открыл навесной замок на двери глиняного дома и пригласил присесть на табуретку. Табуретка была низкой и удобной, вырезана из цельного ствола дерева.



В кромешной тьме рассмотрела очаг на земляном полу, под потолком зазоры, куда просачивался солнечный свет. Перегородки, сделаны из ветвей. Маленькая дыра - окно 10х10 см. виднелась в стене.



Дырявый мешок с канистрой был подвешен на опору. Жилище показалось очень не уютным. Я ещё не знала, где и как буду спать.
Через несколько минут появилась семейная чета, родители Монти. Отец Аргелеси и мама Рахема. Старик 70-ти лет оказался слепым.



Пока Аргелеси был молод, все заботы о большой семье ложились на его плечи. Сейчас "отошёл от дел", доверив пост главы сыну. Мама Рахема 50-ти лет, оказалась скромной женщиной. Получила в подарок от меня коробку конфет и сразу поспешила спрятать в своём доме. Супруги жили в мазанке неподалёку. Их костюм и внешность отвечали всем правилам масаи. Красная клетчатая одежда на папе и синие накидки на маме. Бисерные серьги оттягивали их уши, браслеты на руках и ногах были не многочисленны. Ожерелья на шее не были вызывающими. Головы гладко выбриты. Все украшения масаи делают сами. Для них очень важно себя украшать. Даже дети, только родившись, уже имеют плетёные пояса, браслеты, ожерелья.
Папа Аргелеси имеет две семьи.



Несмотря на то, что масаи православные христиане, в их вере присутствуют элементы языческих верований. Многожёнство, казалось бы, не по - христиански, но для этого народа - обычная вещь. Вызвано оно необходимостью. Одной жене со стадом не справиться, а вдвоём уже легче. Ведь масаи - пастухи и их стада коз и коров требуют ухода. Но семьи папы живут на большом расстоянии друг от друга. Такое случается, если женщины не поладили между собой. В двух семьях имеет десятерых детей.


Аргелеси и сыновья

С каждой семьёй живёт по месяцу, курсируя через лес за 15 км. За ним приходит младший сын лет 16-ти, и, дождавшись, когда отец вымоется, переоденется в чистые одежды, побреет голову, уводил за собой в лес, держа отца за посох.



Через месяц, такого же чистого и бритого, приводил обратно. Сам подросток часто приходил к нам и оставался ночевать в моей общине, то есть в своей.
Пока папа отсутствовал, мама занималась малыми детьми, в которых я так и не смогла разобраться. Племянники они, или внуки, сказать трудно. Детей в общине было много. Хорошо знала только детей Монти.
Сам Монти тоже имел двоих жён. Пока я грустно сидела в мазанке с мамой и папой, обдумывая предстоящую ночь, появились и они.
Две красивые молодые девушки, увешанные украшениями, пришли из леса. За спиной были перекинуты тяжеленные канистры с водой, а сбоку у каждой было подвязано по малому ребёнку.
При виде меня, младшая жена бросила канистру с водой и со страху побежала обратно в лес. Монти окликнул и вернул её, заставив обеих женщин сфотографироваться со мной. Я была первая белая в их жизни.
Взяв на руки детей, две женщины, потупив взгляд, снялись в моём обществе.



Они были совершенно лысые и с бритыми бровями, как и положено здесь. Женщины масаи не носят нижнее бельё, поэтому открытая грудь не считается зазорным и не прячется от мужчин. Даже пожилые женщины не обращали на это внимание. Но, когда рассматривали мои фото папуасских племён с острова Новая Гвинея, то очень удивлялись, что папуасы совершенно голые.
Старшая жена Эста имела четверых мальчиков. Было ей 32 г.



Быстрее всех ко мне привыкла и стала лучшей подружкой. Оказалась очень смышлёная, трудолюбивая и задорно смеющаяся женщина. Все её четверо детей походили на мать. Всем им были присущи белозубые улыбки, задорный смех и практичный склад ума. Я их просто обожала.
Младшая жена очень похожа на старшую. Но не только лицом, а и телом, ростом, манерами. Имела двух сыновей и ей всего 23 г. Носила красивое имя Мириям.



Жёны между собой были очень дружны. Их самые маленькие сыновья были примерно одного возраста и таскали они их сообща, да и грудью кормили попеременно. Но Мириям сильно ревновала Монти и имела с ним проблемы, считая, что он больше времени уделяет Эсте. Это было правдой. Младшую жену вниманием обделял, и всякий раз предлагал вернуться в свою общину, но она не уходила. А Эсте напротив, всегда говорил "анёр", что на языке масаи означает "я тебя люблю". Слова на не знакомом мне языке, я произносила так, как слышала. Иногда вообще произнести не могла, они были не произносимы.

Испытания болью



Пока я знакомилась с жёнами Монти, уже собралась вся община. Люди стояли поодаль, пристально меня рассматривая. Дети к тому моменту осмелели, получив в гостинец конфеты, и бесконечно меня трогали. На них тоже были накидки, на мальчиках - красные, на девочках - синие. Дети в отличие от взрослых имели только по одному платью. Со вступлением во взрослую жизнь надевают второе. Чистотой они не отличались и отдельная тема, конечно, мухи.
Они донимали именно детей, которые настолько к ним привыкли, что даже не отмахивались. Мухи лезли в рот, глаза и уши, при этом и взрослые и дети были совершенно спокойны. Масаи говорят, что мухи с деревьев, но ни как не от коров, ведь загоны для животных находятся на приличном расстоянии от домов, а потому насекомые вреда не причиняют, только укрепляют нервы. Я подивилась такому заявлению, но от детей держалась подальше, всегда имея при себе густую зелёную ветку. Это давалось сложно, дети меня просто преследовали. В любых моих делах они были рядом, трогали руки, волосы, при этом пускали на меня мух. Я, как могла, объяснила им, что ко мне надо подходить с веткой, постоянно обмахивая ею себя и меня заодно, иначе на конфеты могут не рассчитывать.
А ещё я время от времени брызгала дихлофосом их платья и затылок, пока взрослых рядом не было. Мухи исчезали на мгновения и вновь атаковывали детей буквально через несколько минут.



Спасением от мух была только ночь. В темноте они как будто вымирали, но с наступлением лёгкого, едва заметного рассвета, эти мелкие и быстро летающие твари нападали стаями. Нет, они не кусаются, они просто по вам ползают, испытывая ваше терпение и нервы.
Младшая сестра Монти занимала не последнюю ступень в общине. Жила она в доме мамы. Мамелок очень дружила с жёнами брата и во всех делах семьи принимала активное участие. Была чересчур стеснительна, ведь ей только 20 лет, и только прошедшим летом стала взрослой. Теперь у неё есть право выйти замуж. Ведь только после обряда обрезания мальчики и девочки могут заводить семью. А сам обряд совершается по - исполнении подросткам 20-ти лет. Знаю, что в Кении данная экзекуция совершается в 16 лет, но в месте моего пребывания установлен возраст в 20 лет.
Эта жестокая процедура никого не минует. Операцию мальчикам делает мужчина - масаи в лесу. При этом близкие и друзья, кроме женщин, идут с ними, что бы присутствовать рядом. Они танцуют свои танцы и громко поют, пока юноша терпит боль, едва сдерживая стоны. Эта операция совершенно отличается от мусульманского обряда, но чем, я так и не узнала. Жёны Монти впадали в безудержный смех, когда я об этом спрашивала.
Процедуру девочкам проводит женщина - масаи в глинобитном доме. Иногда могут оперировать и на улице. Несколько женщин помогают, освещая дом фонарём, уговаривают девочку и успокаивают. Дают предварительно выпить настойку из трав. Остальные соучастницы "преступления" сидят на улице. Операции подросткам проводят обычным лезвием, которое наши мужчины вставляют в бритвенный прибор. Кстати, у мужчин масаи борода не растёт, как и у истинных индейцев. Лица имеют совершенно гладкие и блестящие.
Надо ли говорить, на сколько болезненны операции? Думаю, каждый может прикинуть на себя. Во время обрезаний надо стараться не издать ни звука, что делает им честь. Конвульсии и судороги - обычное дело, а стонов быть не должно. После этого мужчинам надевают коровьи шкуры в виде юбок, а женщинам перевязка и отдых. Только через четыре месяца они считаются вполне выздоровевшими и могут заводить семью.
Проведение обряда является у масаи большим праздником и проходит в августе - сентябре. В это время режут коров и козлов, устраиваются пиршества. Сопровождаются праздники песнями и танцами. Люди ходят из общины в общину, поздравляют прошедших обрезание, дарят подарки. Я спросила у Эсты, зачем так мучить женщин? Она пояснила, что бы не было искушений и соблазна. К тому же после проведения обряда никто не имеет право отмахнуться от девочки и сказать, что она ребёнок. В этот период на подростков, вступивших во взрослую жизнь, надевают второе платье.
Но это не единственное истязание для людей племени. В шестилетнем возрасте детям протыкают уши острым и тонким куском коровьего рога, предварительно намылив мылом и то и другое. Потом вставляют обычный сучок в полученное отверстие, что бы расширить его. Через какое-то время в уже зажившее отверстие вставляют более широкий сучок для увеличения проёма. Когда отверстие зажило и достаточно широко, в него просовывают серьги из бус и бисера. Поэтому многие дети общины имели в ушах веточки разной толщины. А Мамелок, сестра Монти, имела обычную губку, вставленную в мочку правого уха. Видимо, что бы ночью не мешала спать на правом боку.
Ещё одно испытание проходят дети в семь - восемь лет, когда металлическим цилиндром, раскалённом на костре, штампуют свои лица. Круги диаметром в полтора сантиметра остаются на всю жизнь.



Опять же это не последняя пытка. Два средних зуба вырывают на нижней челюсти тоже в детстве, едва появляются коренные резцы. Все эти порядки заведены далёкими предками и веками исполняются потомками, что бы иметь собственные отличия среди остальных народов Африки. А ещё и для того, что бы быть самыми красивыми в мире. Ведь масаи считают себя избранным племенем, гордым и непоколебимым в своих принципах. Выходцы из Сомали, уже более шести веков населяют земли Танзании и Кении. Ведут полукочевой образ жизни в поисках лучших пастбищ для своих стад. Животноводство - их основное занятие, которому они никогда не изменяли.

часть четвёртая http://www.moya-planeta.ru/reports/view/belaya_zhenshhina_v_plemeni_chrnyh_masai_chast_4_tanzaniya_16423/