Избавляемся от аэрофобии

Большинство людей полёты на самолёте переносят совершенно спокойно, как, скажем, поездку на машине. Они не предают огромного значения звукам в салоне лайнера, перемещениям воздушного судна, турбулентности или выражению лиц стюардесс. Но есть и аэрофобы. Те, для кого ступить на борт подобно смерти. Кто в угоду своему страху крадёт у себя настоящую свободу.

Как фантазия лишает счастья

До недавнего времени страх полётов занимал все мысли. Как и у всех аэрофобов, потели ладони, сбивалось дыхание, накрывал страх – и всё это не выходя из дома, ещё перед предстоящим полётом. Каждое же воздушное путешествие сопровождалось паническими атаками и навязчивым мышлением, выматывая психику сильнее любого стресса.

Уверения близких в абсолютной безопасности не работали – понимать их реальность не получалось. При слове «самолёт» будто срабатывал какой-то щелчок, превращающий вполне здравомыслящего человека в человека полностью лишённого логики. Те, кто наслаждался взлётами и посадками, «убаюкивающей» турбулентностью казались сумасшедшими, ни на грамм не ценящими свою жизнь. 

И если до посадки держать себя в руках удавалось, в самолёте начинался настоящий кошмар: выбор места подальше от окна, где удобно «бояться» – отворачиваешься от окна и закрываешь глаза (давайте поменяемся, пожалуйста?), соблюдение определённых ритуалов (счастливые ли цифры в посадочном?), внимательное изучение состояния обшивки самолёта, закрылков (где антиобледеняющая жидкость?), лиц экипажа и прочее, не объяснимое с позиции нормальной логики.

Закрывать глаза на проблему не получалось, хоть совет «чаще летай – меньше будешь бояться» поначалу казался дельным. Однако ни после второго, ни десятого, ни двадцатого полёта не изменилось ничего. Фантазируя о том, чего наверняка никогда не произойдёт, погружаясь на борту в собственный кинофильм, я давала страху «зелёный свет», осознанно осложняя жизнь себе и тем, кто рядом.

Иллюзия опасности. Метод проб и ошибок

Поначалу я пыталась самостоятельно избавиться от страха полетов, что оказалось несколько проблематично. Однако отрицательный опыт – тоже опыт, который, к тому же, может быть поможет другим. 

Бесполезно: 

1. Научного рода статьи типа «Как перестать бояться и начать наслаждаться». Несмотря на то, что в интернете существует множество подобных ресурсов, в материалах, как правило, приведены лишь причины, симптомы и возможные выходы из ситуации. Никаких четких инструкций, к сожалению, нет.  

2. Нередко в новостях можно увидеть сюжет о том, как пассажиры срывают полёты. Случается это по больше части оттого, что зачастую те, кто боится летать, прибегают не к успокоительным, а, скорее, возбудительным средствам. Например, к алкоголю. Такой способ «расслабится» влечет за собой множество проблем, но именно его чаще всего советуют участники блогов-обсуждалок. 

В топе «лучших» идей алкоголю не уступает и применение транквилизаторов либо снотворных средств, которые можно получить лишь по рецепту врача. Только использовать такую помощь, по советам тех же медиков, можно лишь несколько раз в год, и только при длительных перелетах. Человеку, путешествующему на небольшие расстояния, или летающему часто этим методом не спастись. Общение в сообществах на «аэрофобскую» тему, скорее оставляет больше сомнений и вопросов, нежели было до посещения подобных страниц. 

Реально работает: 

1. Обратиться к специалистам: авиационным психологам, авиаторам. Избавится от «иллюзии опасности» помогут специальные центры по лечению аэрофобии (в России их несколько), познавательные вебинары, видео с комментариями профессиональных пилотов, системная работа над собственными страхами. 

2. Пользоваться современными «помощниками». Чтобы понимать процессы, происходящие в полёте, существует несколько приложений для смартфонов. Например, No fear или Sky guru. Последний в режиме реального времени показывает и рассказывает обо всём, что происходит в настоящий момент, чтобы не давать волю нашей фантазии (погода, прогноз турбулентости, датчик турбулентности, карта маршрута, крен носа, угол наклона крыла и т.п.).

Не каждый решится избавится от аэрофобии – так утверждают специалисты. Но если человек решил навсегда забыть об этом психическом расстройстве (а согласно МКБ - международной классификации болезней это именно так), шанс на его излечение – более 97%. И при правильной, грамотной работе над собой очень легко попасть в эту статистику, и понять, что аэрофобия не имеет ничего общего с рисками или с безопасностью полетов. Её причины иные - генетически заложенная тревожность, подозрительность, мнительность, стрессы, ошибки мышления и многое другое.

Знание – сила

Большинство страхов рождается от незнания – это подтвердит любой психолог. Обладая некоторым багажом фактов об авиации, можно сделать огромный шаг вперёд. После прохождения курса по борьбе с аэрофобией, мне известно, что полёт на самолете – самый безопасный процесс в мире. В лайнере мы защищены наилучшим образом.

Сейчас, например, мне известно, что в самолёте есть четыре тормозные системы и три системы выпуска шасси - они дублируют друг друга на случай отказа. У лайнера как минимум два двигателя, отказ обоих разом маловероятен. Отказ двигателя случается лишь один раз на два миллиона часов налета. К слову, это 228 лет беспрерывной эксплуатации. А если учесть стоимость этого двигателя (около 10 миллионов долларов), можно представить, насколько тщательно за ним ухаживают. 

Мне также известно, что у каждой авиакатастрофы - своя причина, и не одна. Сценарии никогда не повторяются, потому как причины изучают (столь же тщательно, как и ухаживают за двигателем). И в полётные правила тут же вносятся коррективы. За год в самолетах летают около чётырех с половиной миллиардов человек. Каждый год пассажиропоток только увеличивается, число же катастроф - снижается. 

С каждым днем узнается всё больше интересного, на смену страшным фантазиям приходит понимание «устройства» авиации, а паническим атакам – хороший сон в полёте. Возможно, мой опыт будет интересен тем, кто страдает аэрофобией: найдите немного времени для полезного дела, получите, наконец, свой билет на свободу. Чтобы больше не бояться. Это не сложно.