Олег Романов
30 января 2019
2002

Боливия: ведьмы, колдовство и эмбрионы лам

Известно, что Баба-Яга из сказок – это фольклорная зарубка на нашей национальной памяти: «Были, дети, времена, когда баба во всем верховодила и вспоминать об этом без дрожи никак невозможно!». Ну, то есть, сказки про старуху на метле суть еще одно преступление мужских шовинистических свиней против человечества: они (то есть, мы, конечно) оболгали матриархат, превратили блаженные времена Золотого Века человечества в нечто запретное для мысли и непереносимо болезненное для чувств. Баба-Яга, эта племенная праматерь и вождиха (-ца?), символ тысячелетий женского правления и социального доминирования – самое жестоко оклеветанное существо в истории. Слава богу, что ее, скорее всего, не было. Как, вероятно, и матриархата – по крайней мере, так велят считать самые модные из антропологических теорий.

А, между прочим, есть на свете место, где ведьма – это дама уважаемая, столп общества и важнейшая из скреп национальной души. В самом центре боливийского Ла-Паса, на проулочке, что ответвляется от улицы Сагарнага, находится знаменитый Рынок Ведьм, по-испански – Меркадо де лас Брухас. Всё-таки испанский язык даже звучанием передает смыслы: покатайте на языке «брухас», ведь в каждой фонеме – тревога, сила, потустороння жуть, да? Торговки на этом рынке – точно ведьмы: они похожи на окрестные горы – такие же древние, изборожденные ущелистыми морщинами и беспробудно-недвижно спят. Но эти бабы-яги – живые: сквозь смеженные веки поблескивает иногда жгучим лазером зрачок.

Ла-Пас в своем центре застроен веке в XVIII-м, я так понимаю: в каморках с толстыми стенами на первых этажах и торгуют ведьмы. Ассортимент уже лет триста неизменен – с тех пор, как за такую торговлю перестали жечь: зелья в виде жидкостей и мазей (приворотное, отворотное, приваживающее деньги, отваживающее неприятности); корни разных афродизиаков (удивительное дело, продают всюду, но никто не покупает: вестимо, кто на свете страдает половой слабостью демонстративно, прилюдно и на улице? Как только ведьмы не разоряются?). В количестве и разнообразном качестве представлены вяленные эмбрионы лам (альпак, викуний или гуанако, так и не научился их различать). Тут бытует развитая и изощренная могильная эстетика: для одних случаев годятся сивые, для других – каурые, для третьих – вороные зародыши.

Я в животноводстве не силён, но, по всему судя, половина тутошних ламьих стад должна быть занята одним только производством выкидышей, а ветеринары занимаются, не покладая рук, скотоабортированием. Такой высушенный зародыш, по извечной традиции, должен обязательно прикапываться в строительном котловане при закладке здания: на вяленных ламо-эмбрионах стоит весь Ла Пас, да что там – все города и веси Боливии. Как полагается, рядом – сушеные жабы, ящерицы, насекомые. И мешки с листьями коки: ведьмин инвентарь – зрелище дурное; такое примет, крышей не поедет-не протечет, только носитель измененного сознания. Ла-Пас, хотя и меньше перуанских городов, но тоже туристами истоптан-испоганен. В лавках бруховских полно сувенирного ширпотреба – рукавички, половички, тапочки из шерсти лам да их же шкур. Единственно, что нельзя с одобрением не отметить – никакой китайщины: всё честное туземное! А то мне папуасы в Новой Гвинее норовили всучить чуть не шанхайской выделки каменные топоры. И, что не без печали отмечу, попсовеет Меркадо да лас Брухас неуклонно: я там с 2006 раза 3-4 был с многолетними перерывами – первобытности всё меньше. Она есть пока, но убывает, когда-нибудь обнулится и станет тогда рынок тоскливо-сувенирным. Но брухи держатся, а Сагарнага попечением сатаны – не последняя их твердыня. В конце концов, здесь ведовским инвентарем можно всего лишь разжиться – а ведь его следует еще и правильно применить.

Для этих целей надо выбираться в другое место. Что такое боливийское Альтиплано (плоскогорье)? Представьте себе ровную, только голую, как колено, циклопическую площадку для гольфа на высоте в 4 с половиной километра. Посреди, как полагается – стаканообразная лунка, 10-ти километров диаметром. На ее дне – город Ла-Пас, поверху вокруг – Эль Альто, трущобный город. Соединяет их серпантин, вьющийся по стенкам лунки-стакана. Так вот, по обочинам этого серпантина каждые 50 метров горят сутки напролет костры. У каждого волхвует практикующая ведьма. Вечерами выглядит особенно жутко, особенно если едешь в Эль Альто, куда и днем лучше не соваться. Чувствуешь себя так, словно из чистилища тащишься во ад, а по сторонам – уполномоченные диавола с грешниками работают. Котлы побулькивают, то-сё. Туристов я там не видал, и вся придорожная практическая колдовская индустрия на туземцев заточена: из гринго (а в Южной Америке любой, кто не чоло, не местный – обязательно гринго) туда сходить решится только полный отморозок – не опоят, так подрежут, и хорошо, если только кошель.

Но колдовство в Боливии имеет статус официальный – это, фактически, госрелигия. Меня занесло как-то на предвыборный митинг нынешнего президент Эво Моралеса. Эль Альто, тысяч 50 народу. Чуть не каждый второй – карманник: стоят они так впритирку друг к другу и, надо думать, неразменные 50 боливиано из брюк в брюки перекладывают. Тут в толпу на площади вливается новая колонна – ба, да это же наши брухи! В руках - транспарант, горланят лозунги – всё честь по чести. Митинг прошел, как в любой части света положено, а в финале вдруг началось. 100-тысячная на тот момент толпа раздалась и появился посреди нее шаман-колдун. Как полагается – «в парче и меди, в страусовых перьях». Ну, насчет парчи вру, а медь в виде колец в носу была. И перьев торчащих отовсюду хватало.

Этот пожилой джентльмен тотчас же соорудил из каких-то ароматических кореньев костерок, на котором жег последовательно эмбрионы, листья коки, зародышей, коку – и так с десяток итераций. При этом пел и бормотал что-то на языке аймара. Мне объяснили, что колдун просил для президента Моралеса благословения богини Пачамамы. Вроде, выпросил – на второй срок тот избрался. И при этом Пачамама так после этой истории Моралеса полюбила, что отпускать не хочет – конституция быть трижды подряд президентом не велит, а он уже вот-вот, фактически, в четвертый раз избираться будет. Короче, главное ведьм, колдовство и магические практики правильно встроить в ритуалы демократического государства – и всё на лад пойдет. Свобода хотя и приходит нагая, но с постом, как говорится, и с молитовкой.
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
16:50
Магия вкуса. Мясная диета
17:20
Магия вкуса. Рыбный день
17:45
Мнимый больной или путешествие ипохондрика. Лечить по-филиппински. Часть первая
16:35
Чудеса живой природы с Дэвидом Аттенборо. Ориентирование на местности
17:00
Планета кошек. Невская маскарадная
17:30
Планета кошек. Корниш-рекс
Мир – это книга, и те, кто не путешествуют, успевают прочесть лишь первую страницуСт. Августин