Буддийская Бурятия: дацаны и барабаны



Иволгинский дацан



Приехав в Улан-Удэ, мы практически сразу погнали в Иволгинский дацан, посетить который я мечтала ещё в школьные годы. В то время Бурятия казалась мне недосягаемым и очень далёким краем, попасть в которой было очень сложно. Я с трепетом хранила статью из журнала National Geographic, где впервые увидела фотографию главного буддийского монастыря России, и мечтала когда-нибудь посмотреть на него вживую. Тогда я и представить себе не могла, что через двадцать лет прикоснусь к молитвенным барабанам на территории знаменитого дацана и буду рассматривать золотых ланей на Дворце Хамба Ламы Итигэлова. Но обо всём по порядку.

Добраться до дацана очень легко. С площади Банзарова, расположенной в центре Улан-Удэ, до села Иволгинск ходит 130-ая маршрутка. Фиксированного расписания у неё нет, но ездит она с достаточно частым интервалом, отправляясь в село по мере заполнения людьми. Приехав на конечную остановку, следует пересесть на другую маршрутку, которая всего за 20 рублей подбросит прямиком к воротам буддийского монастыря.



Территория дацана впечатляет своими масштабами. Внутри могло бы поместиться небольшое село. Впрочем, дацан во многом и выглядит как бурятское село. Для ориентирования на домах даже есть таблички с номерами – этакая своеобразная адресная система. А иначе, как найти нужного ламу?


Сам Иволгинский дацан представляет собой комплекс, состоящий из 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, оранжереи священного дерева Бодхи, домов лам и одной из главных буддийских святынь – нетленного тела бурятского ламы Итигэлова.

Вообще поклонения мощам, присущего христианству, в буддизме нет, но достижение нетленности тела – редчайший феномен, не поддающийся объяснению. По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и, собрав учеников, дал им последние наставления – навестить и посмотреть его тело через 75 лет. Затем он попросил своих последователей читать специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать молитву. Постепенно ученики присоединились к нему и через некоторое время Итигэлов, находясь в состоянии медитации, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении, в котором находился в момент ухода.


Храмы дацана построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыши. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности. Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — дерево. Это отличает бурятские дуганы (храмы) от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые, и такие вестибюли защищают дуганы от холода.

Над входом многих дуганов находится один из главных символов буддизма – хорло («колесо вечности»). Две лани мужского и женского пола, сидящие в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, символизируют качества истинного ученика Будды. Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения».


Прежде чем зайти в любой храм, нужно совершить священный обход, называемый «гороо». Обход нужно совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке).

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо нельзя торопиться. Во время обхода на пути будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр – один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.



За главными воротами, ведущими в самый центр комплекса, стоят статуи тигров, охраняющих дацан от злых сил во плоти. Тигры придерживают лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама – сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания. По легенде, Будда, гуляющий однажды по джунглям, увидел тигрицу, которая из-за болезни не могла кормить своих детей. Тигрятам грозила смерть. Ради их спасения Будда пожертвовал собственным физическим телом. После этого тигры стали клясться навсегда охранять и защищать учение Будды и не причинять вреда его ученикам.



Кстати, на территории дацана действует также Буддийский университет. Около сотни студентов обучаются на четырех факультетах: философском, тантрическом, медицинском и иконографическом. Занятия ведут, в том числе преподаватели из буддийских монастырей Индии. Срок обучения составляет 5 лет. По окончании выпускники получают диплом и «титул» ламы, то есть религиозного учителя. Самые способные ламы по окончании университета едут в Индию, где учатся еще 16 лет для получения звания «геше», по-нашему – кандидата философских наук.

Иволгинский дацан – место очень колоритное и атмосферное. Когда заходишь внутрь дугана, не покидает ощущение того, что ты попал в другую страну. Единственное, что портит впечатление, так это толпы туристов и немного навязчивые продавцы буддийской атрибутики.



Дацан Ринпоче Багша



После завершения пешего похода по полуострову Святой нос, мы продолжили знакомиться с бурятскими буддийскими монастырями и отправились в дацан Ринпоче Багша.

Ринпоче с тибетского означает «драгоценный», а Багша с бурятского – «учитель». Под учителем имеется в виду основатель дацана – лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что он является одним из проявлений Будды в нашем обыденном мире.


Еше Лодой приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году, поэтому сам дацан совсем новый. Он был открыт в 2004 году, и, в сущности, исторической и архитектурной ценности в себе не несет. Ринпоче Багша представляет собой здание, построенное из красного кирпича, с установленными в стенах пластиковыми окнами. К сожалению, современные храмы в Бурятии строятся именно так – без попыток воспроизвести старину.

Сам дацан расположен на высокой горе, с которой виден почти весь город Улан-Удэ. Место очень колоритное и умиротворяющее. Честно говоря, здесь нам понравилось даже больше, чем в Иволгинском дацане.


Самая знаменитая достопримечательность храма находится внутри – это шестиметровая статуя Золотого Будды, изготовленная и привезенная в Бурятию из Пекина. Выполнена она из бронзы, а сверху покрыта сусальным золотом. Также в дацане находится ещё одна интересная реликвия – Большие чётки. Их вес составляет 350 килограмм, а возраст дерева, из которого их изготовили – 2000 лет! На земле есть всего несколько таких чёток, которые находятся в разных странах. Каждый месяц 28 числа проводятся общие молебны, во время которых монахи перебирают огромные чётки ради процветания добра и счастья во всём мире.

Слева от дацана под навесом расположен колокол Четырех Печатей – самый большой буддийский колокол в России. Считается, что его звук очищает пространство, способствует поддержанию космического порядка и равновесия.


С обратной стороны храма открывается потрясающая панорама гор и тайги. Рядом со смотровой площадкой, на так называемой «тропе долгих лет жизни», находятся статуи 12-ти животных, образующих 12-летний цикл восточного календаря. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать сокровенную мечту.



Чтобы пройти всю тропу длиной в один километр, нужно зайти с левой стороны от дацана и спуститься вниз по лестнице. Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья и дракон, стоящий отдельно от других.

Кстати, совершая обход, я думала о своём заветном желании, которое исполнилось через три месяца – в начале ноября я совершила свой одиночный поход, забравшись на вершину Большого Бермамыта.



Дацан Хамбын Хурэ



В наш последний день в Улан-Удэ мы решили посетить ещё один дацан – Хамбын Хурэ, расположенный в районе Верхней Берёзовки. По сравнению с Иволгинским и Ринпоче Багша, этот комплекс очень маленький, но не менее колоритный.


Дацан представляет собой комплекс, состоящий из нескольких храмов, субурганов, служебных зданий и подсобных помещений.

Один из трёх крупных храмов дацана посвящен буддийскому божеству Калачакре, символизирующему колесо времени. Калачакра – это тайное сокровенное учение, переданное самим Буддой Шакьямуни.

Соприкосновение с этим учением дает неисчерпаемые блага всем живым существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека и убыстряет достижение высшей цели Буддизма – Нирваны.


При храме Калачакры имеется факультет Дуйнхор, где студенты обучаются искусству создания Мандалы. Также в храме находятся уникальные сутры Ганжур – канонические тексты Будды в 108 томах! По буддийской легенде текст Ганжура был вырезан на деревянных досках учениками Будды. Позже эти тексты с давних времен хранились в столице Тибета Лхасе.

Внутри храма располагается чеканная позолоченная скульптура Будды Шакьямуни, резной трон из кедра, подпираемый восемью львами, драгоценные подношения из священных ингредиентов и буддийские иконы (танка), написанные минеральными красками.

Второй крупный храм посвящен Будде Безграничного Света, где имеется изображение Чистой Страны Будды Амитабхи. Поэтому, выходя их храма, вполне можно услышать вопрос: «А в Чистой Стране был?» И получить положительный ответ.
Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.