Бутан: королевство с лингамом

Всё, что ниже – читайте себе спокойно и от детей не прячьте. Уверяю вас, никакого нарушения приличий далее не случится – всё будет академичненько так и нет ни малейшего риска быть накрытым в процессе чтения гормональной волной. Тут даже не я причиной, а общее свойство тибетчины и местной эротики: она какая-то очень умственная, сконструированная что ли – ни душевных порывов, ни пьяно-безумной чувственности. Из всего малокрупноталантливого Войновича, земля ему пухом, застряло в моей памяти только слово «сексуется». Так вот, в Гималаях и, в частности, в Королевстве Бутан именно этот термин, похоже, исчерпывающе описывает все и всяческие человеческие взаимоотношения репродуктивного характера. То есть, ЭТО здесь делается сухо, делово, с кропотливым вычислением пропорций удовольствия и пользы, общественного долга и частного интереса. Я тут на днях прочитал, что тибетцев отличает от прочих людей наличие гена EPAS 1, который возник в связи с проживанием в условиях высокогорья и в вечном жутком холоде – он, этот ген, как-то там влияет на эритроциты и гемоглобин. В общем, горцы, буквально, даже не вполне нам единоприродны: они – инопланетяне. Вот потому дальнейшее вас не смутит, не заденет – это все равно, что читать про сепульки юпитерианцев.
Угадайте, что встречает иностранцев, прибывших в единственный международный аэропорт Королевства Бутан? Ага, он самый – ярко раскрашенный и каких-то совершенно исполинских размеров.

Сами решайте: таит он в себе угрозу, демонстрирует приезжим равнодушие (ну, это, конечно, вряд ли – выглядел бы иначе) либо приглашает проследовать и насладиться гостеприимством? Не знаю – на расспросы местные только ухмыляются и говорят какую-то необязательную чепуху. Надо понимать, что так запросто в страну не попадешь: туда допускают тысяч 10 иностранцев в год после многомесячных согласований и хлопот, а ко въехавшим приставляют гида с армейской выправкой, который вам шагу не даст ступить без присмотра. В общем, этот монументальный лингам – он своего рода правительственный манифест и глубокомысленное Послание. Так а шлют-то вас куда? Вот это и выясним
По правде говоря, я не ожидал, что изображения такого рода – это штука для любого дома в Королевстве обязательная, как у нас – портрет президента в кабинете чиновника. У бутанцев с лингамом, подозреваю, взаимоотношения именно такого сорта – как у госслужащих с верховным правителем: Он не просто есть, но владычествует твоей судьбой и повелевает каждым твоим шагом-вздохом, он – хозяин твоих жизни и смерти; вмешивается Он в твою судьбу непредсказуемо и когда ему … э-э-э…в голову взбредет.
Не уверен, но мне кажется, что Тхимпху (здешняя столица) – это единственное место на Земле, где может появиться книжка вроде «Фаллос: безумная мудрость Бутана». Представляете себе то же, но с заменой на «мудрость Румынии» или там «мудрость ФРГ»? Нет? Кстати, если есть желание прочесть – всего 190 баксов на Амазоне. Мои читатели-нищеброды (мне под стать) могут списаться с автором в фейсбуке. Правда, Карма Чоден пишет только на дзонг-кэ, бутанском языке, но онлайн-переводчики вполне справляются – купите «Ф:Б.М.Б.» за десятку нгултрумов. «Безумная мудрость Бутана» - солидный такой культурологический опус, написанный очаровательной юной … как это сейчас полагается писать? …писателькой. Ну, то есть, раз она сумела академически объективировать мужчин (обычно это мужчин обвиняют в сексуальной объективации), значит, она – суфражистка и феминистка, торжествующая и убежденная, и уж точно не писательНИЦА (это слово здесь надо произносить с тем же отвращением, с каким украинцы говорят «пи-и-и-иво»). В своем «опус магнум» она зафиксировала и проанализировала формы, тэксэть, лингамизации (по-русски даже не знаю как - не «охренения» же, в самом деле?) Бутана. Я там, конечно, тоже многое повидал, но меня это больше смешило и, пфуй, шокировало, а она беспристрастно наблюдала и анализировала. В общем, далее – рассказываю о личных впечатлениях с опорой на последние достижения науки.
Вот видеорассказ о том же: там, кстати, можно лайкнуть и подписаться - не упустите возможность:)


Нельзя сказать, чтобы ЭТОТ предмет был прежде в Бутане неизвестен, но прославление его стало здесь повсеместным лет 500 тому назад. Сюда прибыл из Лхасы некто Друкпа Канлей – его зовут «богоблагословенный безумец»: т.е. что-то вроде мусульманского «дивана» или нашего «юродивого». Мы в большинстве своем – приземленные прагматики, где-то даже агностики и скептики: нам совершенно невозможно понять – как это вообще возможно? Пришел его препохабие сумасшедший и научил туземцев марать стены всяким непотребством, а его восславили как святого, его науку полагают мистической, и унаследованные от него повсеместные члены – боговдохновенными и прекрасными.

Вот замените эти стены на наши заборы или дверцы туалетных кабинок – ощущаете мистический трепет? Наполняют вас душеочистительные эманации? Сам Дуркпа прославился своей святой жизнью (что бы это ни значило, с учетом специфики его увлечений) и основал множество монастырей. Бутан, собственно, и есть страна дзонгов – крепостей, которые служили храмами и приютами для отрешившихся от мирской суеты. Регион этот был дик и беден, но лежал на пути из Китая в Индию, что как бы обязывало: врагов – тутошнее население грабить, местных – ото всех видов насилия защищаться. И бутанцы, вооружившись премноговыосокмогучим лингамом, победоносно давали отпор всем поползновениям. И самая драгоценная из здешних святынь – безусловно, паломнический посох св. Дуркпы: это бамбуковый шест, украшенный серебряным навершием в форме понятно чего.

В храм, где этот мистический артефакт хранится, совершаются многодневные паломничества – прикосновение посоха (или к посоху) делает человека гиперфертильным и необыкновенно везучим. Я бы, по прочтении этого, может, и представил себе какой-нибудь сюжет из Бокаччо или Рабле – где простофилю охаживает палками человек, который только что наставил ему рога, – но мне доводилось видеть тамошних паломников: зрелище они собой представляют ничуть не легкомысленное и нимало не смешное. Представьте себе человека в наколенниках-налокотниках, с колодками, привязанными ремнями к ладоням – он эдакой гусеницей преодолевает перевалы и десятки километров, что разделяют какие-то важные для него храмы. Мы проехали мимо такого по дороге к дзонгу (черт знает к какому, спутались они в памяти), а часов через пять возвращались – наш ходжа за это время честно прополз где-то километр. Ну, цель его, с нашей точки зрения, может, и комична – припасть к бамбуковому лингаму, но чувства и целеустремленность вызывают уважение.

Раскрепощенная фантазия – она буквально-таки творит чудеса: волшебные лингамы начали находить во всем, что видели окрест. В деревьях и скалах, в реках и облаках, в живом и мертвом: в камнях, например. Особая составляющая культа – поклонение «саморастущим лингамам», которые обнаруживаются в намытой реками гальке. То есть, и наш глаз распознает знакомое, если показать и разъяснить – но у бутанцев зрак фантастически намётан: они за версту видят божественные лингамы в любых природных объектах.

Живость воображения – просто как у рядового срочной службы, чесслово, только что видится разное. Будучи найден, такой камень становится местночтимой святыней – каковая есть в каждой деревне, на каждом хуторе, практически в каждом доме. А в день обретения драгоценного лингама в населенном пункте устраивают праздник – с пьянством, гульбой, всякого рода непотребством и всеобщим неукротимым сквернословием.

Длинно выходит, опубликую в двух частях