Часть VI. Удивительный город Тбилиси. Древние остатки крепости

 

От площади Колхозной, где мы чуть было не пустились в пляс с персонажами праздника Берикаоба (писала в предыдущем репортаже), пошли по проспекту Бараташвили к площади Свободы, а дальше к парку Рике, где располагается станция канатной дороги,  чтобы подняться к крепости Нарикала. 

Прогулка по этому маршруту оказалась очень познавательной и интересной. Здесь наше  внимание привлекла  стена, а прямо на ней построены современные дома. 

 

Оказывается, в 60-х годах прошлого столетия при ведении застройки и реконструкции, тут отрыли стены древней крепости. Наследие прошлого нужно ведь беречь, и поэтому было принято решение не строить высотки, а восстановить древнюю стену с башнями, а жилые дома встроить прямо в нее. Смело, однако! А получилось, ведь, интересно. Это был проект архитектора города Шота Кавлашвили. Он не преследовал цель восстановить исторически точную копию, т.к. сведения о том, как выглядела укрепленная часть города, были давно утрачены. Тбилиси стал столицей Грузии в V веке, когда Вахтанг Гогргасали  перенес ее из Мцхеты, и примерно в то же время началось строительство городской стены. Правда есть сведения, что поселение здесь существовало еще, аж, в V веке до нашей эры, и, наверняка, тогда уже были крепостные стены и укрепления. Но во все времена каждый враг, подступающий к столице, считал своей обязанностью разрушить город до основания и сжечь его до тла, плюс землетрясения случались неоднократно. Каждый раз  стены возводились вновь и вновь. К началу XIX века южной границей стены являлась крепость Нарикала, к которой мы обязательно поднимемся. 

 Поэтому главный архитектор города со своей командой и  приняли  решение воплотить в жизнь художественное представление: как бы это могло выглядеть в прошлом. И вот, благодаря фантазии авторов, появился такой вид древней стены с домами и, опять же, красивыми балконами, увитыми плющом. 

И всей этой воплощенной фантазии всего-то пол века. Автор проекта архитектор Шота Кавлашвили увековечен в памятнике, возле воссозданной стены.

 


В нескольких метрах от памятника архитектору на фоне всё  той же стены увидели  ещё один памятник. Это Иоанэ Петрици, грузинский философ XI—XII веков, современник царя Давида Строителя.

 


Проспект Бараташвили плавно перетекает в улицу Пушкина. Николоз Бараташвили известный грузинский поэт, современник Пушкина. Может так задумано специально: невидимая поэтическая связь двух стран  через соединение этих улицы. Или просто совпадение? Здесь на этой улице  квартировался Пушкин, когда в 1829 году посещал Тифлис. Правда, дом не сохранился, но память увековечена: есть и сквер, и бюст Пушкину.  А памятник Бараташвили установлен на противоположном берегу Куры, немного в стороне от одноименного моста.

 


На улице Пушкина встречается вот такая вырытая огромная яма. При строительстве подземного перехода в 2002 году опять обнаружили  остатки древней стены. Спустя 40 лет. Стали вести археологические раскопки. Расчистили фундамент стены и сняли несколько культурных слоев, начиная с IX-X веков, так называемого арабского периода, и заканчивая XIX веком. Тут не стали ничего восстанавливать, просто место огородили, соорудили мостики и получилась прогулочная историческая зона, а проезжая часть сузилась до одной полосы. Тротуар по четной стороне вообще пришлось ликвидировать.

 

А ещё увидели взбирающегося по лестнице человека. Это памятник лампионщику. Я не оговорилась: тут эта профессия называлась не фонарщик, а лампионщик. До 1927 года дважды в день  эти люди, преимущественно персы по национальности (это видно по тапочкам с загнутыми носами и персидской шапочке), вечером зажигали лампы, а утром гасили их. Они были неотъемлемой частью жизни целого города. Но после электрификации города, профессия ушла в небытие, а милый образ лампионщика остался в памяти людской и был воплощен в виде городской скульптуры. Рядом стоит конка (старый вагончик), где расположен информационный туристический центр.

 


Тут же ещё встретился огромный кусок древней стены. Стоит на пути пешеходов неприкаянной глыбой. А вокруг оживленный город.

 

Площадь Свободы мы сразу узнали по высоченному монументу. На массивной  колонне посередине площади стоит памятник Георгия Победоносца. Почему-то монумент носит название Свободы. Зураб Церетели сотворил его в 2006 году. А до этого, на этом самом месте, стоял вождь революции товарищ Ленин. 

 

С площади Свободы к парку Рике шли по улице сплошь усаженной огромными платанами. Дошли  до Сионского сквера. 

 

Здесь среди роскошных платанов стоит памятник замечательной актрисе Софико Чаурели. Любима актриса не только в Грузии, но и в России. Она, единственная из советских актрис, семь раз была удостоенная приза "За лучшую женскую роль" на международных конкурсах. Очень интересный  образ Софико. Бронзовый бюст актрисы, созданный на основе кадра из фильма Параджанова «Цвет граната», дополняют фигурки, изображающие роли актрисы — Фуфала из кинофильма «Древо желания», прачка Вардо из фильма «Мелодии Верийского квартала», дворничиха из спектакля «Во дворе злая собака», а также исполняющая танец кинтаури. 

 


Вот мы и вернулись в парк Рике, где были уже утром. Ищем станцию канатной дороги, чтобы "проплыть" в кабинке над старым Тбилиси, над рекой Курой и сверху увидеть то, что мы исходили уже вдоль и поперек. Нет, конечно, не всё! Разве всё исходишь за несколько часов? Гулять по Тбилиси можно бесконечно.