Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть II
4.
Улыбка Севера уцелевшим - дуга Северного Сияния в полнеба! И мы на асфальте!
Нас встречают представители администрации. Мотоциклы в гараж. Нас же везут на турбазу.
Рассвело. Валимся спать в высококомфортных номерах - подгон от Ямал-Тура и его руководства.
Утро нас встретило солнцем и Ямальским телевидением. Словно пришельцев из другого мира, нас опрашивали в студии, предварительно попудрив носик и закрепив кому прическу, а кому и бороду, лаком. Хорошо, что не вся братва это видела и знает!
Весь день был посвящен осмотру столицы Ямала. Погодa благоприятствовала, словно компенсировала часы пребывания во вьюжном плену.
Салехард, столица Ямало-Ненецкого АО - единственный город, расположенный непосредственно на Полярном круге. Народу живет в нем немного меньше, чем в Надыме, Ноябрьске и Новом Уренгое, около 42000.
Когда-то любимое место для ссылки политических, Обдoрск, так Салехард назывался до 1933 года, а потом он получил ненецкое имя - Город на мысу (Сале-Харн).
Сама Обдoрская крепость появилась в 1595 году, будучи крупным форпостом России на Севере. Именно Обдорская ярмарка являлась источником цивилизованных товаров для местных охотников. Именно Обдoрский острог и крепость одновременно заявляли о принадлежности Севера России и взимали в казну пошлины от иноземцев.
Интересно древнее святилище Усть-Полуй, один из древнейших следов человечества на земле.
Для нас, жителей Европы, практически обидно слышать, что уже в 14 веке здесь был город и цивилизация, город звался -Мангазея или Златокипящий город. И не потому, что там было богатство сказочное, а потому, что огромное количество белого меха сверкало на солнце, отражая его лучи.
Сам город насчитывал в 15 веке более 200 домов и 60! административно-военных построек!
В рукописи "Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных" конца 15 века, встречающемся в рукописях с 16 по 18 век, и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за "Югорской землей", сообщается «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые- молгонзеи. А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…"
Администрация устроила нам настоящую культурную программу!
Мы красиво выехали в город, к стеле, символизирующей Северное сияние и обозначающую географическую точку Полярного круга.
Прикольно то,что ее устанавливали дважды! В 1980 году немного промахнулись с определением координат и она до 2003 года стояла как бы рядом с Полярным кругом. Но теперь-то все в порядке и прямо на этом месте мы получили сертификаты, подтверждающие наше путешествие за Полярный круг! Причем вручил их нам Ямальский Дед Мороз, Ямал Ири, как кличет его внучка, Ямал Герла.
Мне было особенно приятно,а то как то, в последние несколько лет, я стал меньше верить в существование Дедов Морозов….
Седой ненец с бубном и плясками заманил нас в свой шаманский хоровод, а затем попросил немного покатать на мотоцикле! Все дружно мы решили, что 2е правило мототуризма не распространяется на Дедов Морозов.
По странному капризу мироздания недалеко от полярной стелы протекает река Шайтанка и установлен памятник.
Мемориал, посвященный строителям 501-й – паровоз, как иллюстрация печально известной стройки. Говорят, это тот самый паровоз, который в конце 40х, накануне 7 ноября, когда было положено рапортовать о трудовых победах ко дням Октябрьской революции, практически вплавь добрался до Салехарда.
А было это так.
На лед Оби уложили шпалы и рельсы. Лагерное начальство выделило машиниста из зеков, пообещав вольную тому, кто перегонит паровоз на тот берег, по еще не совсем вставшему льду….подбрaсывая в топку уголька, поддавая пару ЗК домчался до середине реки, но лед стал гулять и общаться с внешним миром, издавая стоны и треск…. Обская пучина, словно поглощая шпалы, рельсы, пыталась заглотить и паровоз… Но желание Свободы сильнее всех природных преград… Было слышно, как плакал ЗК, обнимая замороженный берег реки… Он сделал это! А начальство отрапортовало о новой трудовой победе на 501-й стройке.
Надпись на табличке: "... Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен... Строительство №501 ЧУМ-ЛАБЫТНАНГИ-САЛЕХАРД-ИГАРКА ГУЛЖДС МВД СССР 1947-1953 гг. Дела и судьбы не забыты…"
Так и продолжает жить ледовая переправа Салехард-Лабытнанги. Переправа шириной более 2 км! С раздельными полосами для движения грузовиков и легковушек. С очень четкой организацией движения и летом и зимой.
Ну и теперь главное - по организации движения в Салехадре.
В городе ВСЕ строго соблюдают ПДД! Даже ненцы на оленях, которые передвигаются по тротуарам, как пешеходы. Более того, опрос местного населения показал, что гаишники взяток не берут! И не вымогают! А еще они делают предупреждения за незначительные нарушения ПДД! И улыбаются! И машут руками мотоциклистам! И мне хотелось жать им руки и говорить совершенно другие слова вместо тех, что привычно срываются, на подсознании, при встрече с ними на остальной части суши России.
Организованная экскурсия в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского.
Самым уникальным экспонатом музея можно считать мамонтёнка Любу. Эта целиком сохранившееся чучело мамонтёнка, девочки, я так понял. Выглядит немного по-некрофильски, но интересно.
Удивляет размером скелет того самого Мамонта, я надеюсь, скульптура которого стоит на въезде в Город, со стороны Переправы. Хотя, может быть, это просто его сосед по стаду или месту замораживания.
На въезде - Митя, в музее - Люба, а еще где-то бродит с учеными - Дима… Очень легко девушкам в Салехарде, на вопрос о вероятности встречи с доисторическим чудищем, они смело говорят - 100 процентов!
И спорить с ними бессмысленно! Как, впрочем, и везде…
Экскурсия по музею внесла в наше путешествие коррективы.
Теперь мы представляем уклад жизни местного населения. Знаем, что они не только ненцы, но и ханты, и селькупы, причем данные представители малых народов - отличные кузнецы (помня о Монголии, решил, что и сварщики - вдруг пригодится!?) )
Основная формула построения семьи вечна - очаг-женщина-дети-дрова-огонь-олени.
Пополнив словарный запас словами: ягушка - женская одежда, малица - мужская, аргиша - караван из связки нарт, пимы - обувь, оленя - олень, ю - река, поинтересовались и именами аборигенов.
Евдейка - новенькая, Мерите - быстрый, Пэдэво - трудолюбивый… похоже, таких среди нас не было...
Поразило название тундры - ВЫ (грубо, гортанно, с любовью).
На вопрос, как называется Снег, нас спросили - Какой?!
Нет просто снега! Есть наст (хав), хрустящий, свежий, белый, сладкий, на солнце, ночью, в мороз, подтаявший (лим), топтанный оленями (чиегар), желтый….и еще несколько десятков названий!
Вроде, нелатхире - довольно тонкий мягкий снег, хав - тонкая корка на мягком снеге, йомца - мягкий пушистый снег, лов - мягкий пушистый осенний снег, марико - гладкий плотный снег, с которого ветром сдуло порошу, мири - снег, смешанный с водой, нир - весенний, затвердевший снег на поверхности льда, хавс - тонкий твердый снег, лежащий на мягком снеге и легко проваливающийся (бывает под весну), идти по такому снегу для оленей очень утомительно!!
А мы понимаем только одно - Снег -Сыра...
Малые народы Севера живут в гармонии с окружающей их природой, как и их предки сотни лет назад. Многие начали пользоваться лишь снегоходами, мобильными телефонами, дизельными генераторами и телевидением. Многие приезжают в город на центральный рынок, где продают оленину и рыбу, разные полезные тёплые вещи на оленьем меху.
Раньше, в стародавние времена, они просто обменивали рыбу, меха, оленину на нужные товары. За последние несколько сотен лет образ жизни, да и промысла, существенно не изменился, кроме того, что теперь они не тупо обменивают добычу на водку и никотин, а благодаря насаженным знаниям русского народа и, соответственно, возросшего правосознания коренных жителей Севера, работают на принципиально новом уровне - теперь они сначала меняют оленину и рыбу на деньги, а уже потом цивилизованно обменивают все эти деньги на водку и сигареты…или еще чего полезного типа сотовых телефонов или модных девайсов.
Там мы и выменяли на полезные вещи для хозяйства ненцев пояса, сняли прямо с охотников. Вместе с камнем для аркана, медвежьим зубом для удачи и множеством кожаных завязок для напоминания.
Красиво украшенный латунными фигурками пояс пропах салом и свежей кровью оленей, жизнью чума, наполнив впоследствии квартиру аутентичным духом экспедиции.
Очень важно было узнать в неформальной беседе с ненцами об их отношении к своей национальной истории, о Родине, о взгляде на продолжение развития своей национальной идентичности.
Ненцы спрашивали, а скорее рассказывали, про душу тундры - про места, где должен остановиться каждый и что-то оставить… А если вы не знаете про Это место, то Оно само вам поможет его почувствовать... Священное место…
Тех, кто не останавливается, останавливают нгылека (вредоносные духи). Олени, машины неожиданно останавливаются и дальше не идут, снегоходы останавливаются и не заводятся… Нужно что-то оставить на этом месте и тогда путь нормально продолжается. Я вспомнил об этом рассказе, когда вдруг у меня заглох мотоцикл и не хотел заводиться до тех пор, пока я не накормил духов конфетой!
А еще рассказали, что в этих местах ходит ненка в белой ягушке, очень красивая… иногда людей за собой зовет, заманивает. Если кто за ней увяжется, то пропадает.
Тундра любит тишину, не ругайте погоду, не бросайте мусор, не гоняйте без надобности живность, рекомендовали они…
Понятно, что шумы строек и приход газового гиганта на Север, сильно повлияли на быт и культуру оленеводов, чей жизненный уклад не менялся веками. Очень много, повторюсь, много ненцев, хантов, селькупов после получения образования в городах России, возвращаются к своей, стойбищно-кочевой жизни, помогая своим сородичам интегрироваться в современный мир. Непонятно для нас, как бы временно (в голове так точно) проживающих в своей стране, стремящихся уехать в лучшие страны… Их выбор не только достоин уважения, но и пример для подражания, повод задуматься - что дает человеку его малая Родина. Председатель общины, пастух, оленевод в малице - выпускник МГУ… 8 лет в Москве… 14 лет в тундре…
А еще говорят, что это русская пословица - где родился, там и пригодился!
Даже игрушки для детей сделаны из кусочков природы: куколки из утиных клювов, тележки из бересты и веток - не потому, что нет пластмассовых,а потому что так дети развивают свою фантазию и учатся уважать природу и жить в тесном,дружелюбном соприкосновении с ней.
Только одно отравляет жизнь коренным нациям - наша зависть! Пришлые, пришедшие с большой земли люди завидуют моральному и материальному благополучию оленеводов. С каким-то раздражением рассказывают о доходе от оленины, о получении снегоходов, о том, что они могут приглянувшемуся человеку подарить дорогой телефон или еще что-то…
Они, завистники, забыли о том, что "Большой Белый Брат" забрал у них их земли и все, что там есть - нефть, газ и т.д.
Но действительно, коренные стали жить лучше, здесь советской власти есть чем гордиться, численность населения увеличилась более, чем в 6 раз!
Жители стойбищ свободно перемещаются по городу и на снегоходах и на олених упряжках. За много лет снегоход прочно вошел в быт любителей оленей, их можно встретить везде и всюду, даже, казалось бы, в самых нежилых местах тундры.
Перемещаются они крайне уверенно и, скорее, по наитию, чем по карте.
Максим, встреченный в метели под Аксаркой, сказал нам, сирым и немощным покорителям тундры на мотоциклах - как я могу вам объяснить дорогу, вы же не поймете! Как вам описать, что налево повернуть около дерева, рядом с которым олени дальнего чума не едят ягель?! А прямо и не сворачивать до тех пор,.пока снег не измениться на сладкий?!!!! Выросшие в цивилизации, покорившие айфоны и айпады, различающие сорта масла для мотора, мы не понимаем окружающую нас природу, видя в ней только грязь, снег, дождь, горы…
КАКИМИ УБОГИМИ СТАЛИ НАШИ ДУШИ И тела….!!!!!!
Салехард в ночное время суток буквально горит. Все улицы подсвечены и дома, выкрашенные в веселые цвета, подмигивают окнами. Похоже, это сделано для поддержания психики людей в длинные зимние месяцы, ведь от созерцания снега в течение 8 месяцев, думаю, любой может спрыгнуть с здравомыслия.
Но суровые будни путешественников прекрасно раскрасил висящий над городом, на мосту ресторан "Ямал". Кухня, конечно, не самая разнообразная, но оленина, муксун, язь, напитки в ассортименте присутствуют.
Да и люди здесь крайне позитивны и активны. Их энтузиазм просто всеобъемлющ! В городе Лабытнанги (Лабытки, как ласково называют его местные, впрочем, так же называется и местная зона…где все еще есть заключенные) большая секция мотоспорта, мальчишки из нее на ведущих позициях в стране. Снегоходчики - вообще чемпионы мира! Удивительно, но именно администрация города им помогает!
В Красноселькупе, где население менее 5000 человек, а длина дороги в поселке около 200 метров, наш друг Виталий ведет мото секцию, а мотоциклы им выдала администрация, 8 новеньких японцев!
Жаль вот только, сообщение с местными ребятами возможно лишь на вертолете, самолете или зимой. Дорог нет. Большой бизнес - маленькая забота о людях…
Население этих мест характеризует памятник-стела «Романтикам 70-х», романтическую эпоху комсомольско-молодежного задора на Северах. Именно романтики сделали Север пригодным для жизни и начали разрабатывать недра, вложив заряд оптимизма и надежды в последующее развитие региона. Ведь простой, нормальный, человек не поедет добровольно в эти суровые, а порой и жесткие места.
А как же внешний, наш, мир?! Ну, летом народ грузит свои авто на баржу-паром (20000 руб с авто) и веселым кагалом следует по реке до Приобья. Говорят,отдыхают на ней не по-игрушечному!
Но есть и более приличный способ - платформа до Москоу, всего-то 70000 руб за 2-3 авто… Вот мы и узнали, куда северяне тратят свои немноготыщи.
Вместе с этими романтиками мы и обсуждали наше дальнейшее передвижение в сторону Воркуты. Здесь от представителя ЯмалДорСтроя мы узнали о существовании практически частного зимника вдоль Трубы, но они пообещали нам содействовать в разрешении выйти на эту Колею.
Долгие созвоны не внесли особой ясности о качестве зимника, но главное мы узнали - дороги НЕТ и никто там не ездит. Тем интереснее стали развиваться события! Мы нашли отличного парня - Женю Сказку, фамилия такая, который в качестве дружеского подгона вызвался нас немного сопроводить и рассказать о Зимнике.
Весь вечер мы рисовали карту на четвертушке листа…на ней появились 2а поворота на 90 км, одно схематичное изображение жд путей и надпись - Полярный Урал…
Что нас ждет дальше, за Полярным Уралом, высказывалось только в качестве предположения и догадок. Типа, вот 2е недели назаааад… а в прошлом годууууу….
Принимаем решение - если не поедем, то так и не узнаем, что там за высокими горами Полярного Урала!
Записываемся в МЧС, такой порядок, кроме этого получено разрешение от ФСБ на въезд в пограничную зону…ЗОНА…одно слово..
Кто, Куда, Зачем, Как и Когда. Простые вопросы, ответы на которые мы не знаем сами.
- На каких, нах, мотоциклах, мы здесь, бл, работаем, а не в клоунах играем…примерно так должны были отреагировать дежурные МЧС по региону… Но он подсобрался и очень вежливо поинтересовался состоянием здоровья (головы?) участников экспедиции - я думаю, это стандартный вопрос для выезжающих на Зимник… 5.
Утром мы все-таки выезжаем!
Солнце! Мороз! Асфальт 30 км до Харпа…
Олени, недоуменно вглядывающиеся в диковинных представителей цивилизации, пригласили пообщаться с ними поближе. Думаю, они приняли наши шлемы за разновидность рогов, а совместную композицию с мотоциклом за новую породу лосей. Но мы оказались пугливы - зато очень быстры!
Поговорить особо не удалось, однако смысл был понятен - не лезьте к нашим бабам - самкам (сырица), отелившимся (важенка), молодым (вонделка), старым (хаптарка) и т.д, видимо, по запаху определили, что мы давно в пути.
-28 плавно превращается в - 38…!!???!!!
Делаем разные движения (в основном, возвратно-поступательные по некоторым частям тела).
В Харпе нас встречает глава администрации и вручает памятную медаль с гербом города.
Мы узнаем про рудники, про зону, про людей… но не про Дорогу, никто тудой не ехает )) Но рассказывают, что в брошенном поселке Полярный, 110 км, живет человек, давно. И у него, возможно... в домике...можно будет...если что…если он еще там…если еще есть электричество….тепло…если есть…попробовать переночевать.
Но когда уже полпути позади, то - Алга (что у нас, у татар, значит Вперед!)!
И вот - настоящий Зимник! Дикий, практически неезженный, еще в лесу, еще с небольшими подъемами, еще со штанами, полными задора и самоуверенности.
Вот тут-то и проявились недостатки подготовки. Мы узнали, что шиповать резину надо двойным рядом и длиной не менее 5-7мм! А широкие колеса крайне желательны! Более того, обычная (не зимняя), просто зашипованная резина становиться хрупкой и ломкой, как пластмасса. Провода, подверженные изгибам, перекручиваниям,трениям и другим воздействиям ломаются, как зубочистки, независимо от толщины. Эффект низких температур сильно заметен от -37… Подогревы стекол шлема, ручек, одежды оставались без питания.
А ехать с поднятым визором в -38 не самое приятное занятие.
Но мы едем!
Рыхлый, местами достаточно глубокий снег позволяет играть в тяни-толкай (кстати, так называлась сцепка паровозиков на 501 стройке, так как они не имели возможности разворачиваться и были присоединены друг к другу попками).
Солнечная погода даже в мороз бодрит и заряжает позитивом! Мотоцикл демонстрирует преимущество полного привода, фототехника - отсутствие фокусировки, похоже, замерзла смазка. Батарея в перчатке, но на морозе возможно снимать 3-5 минут, потом фотоаппарат отключается. Тот, кто придумает морозоустойчивую батарейку - разбогатеет!
Интенсивность мускульного движения такова, что я все время потею! И это при -38! Хорошо, что не надел одежду с подогревом! Но плохо, что визор греется плохо, поднимаю стекло и через 2-3 минуты глаза начинают мерзнуть. Как это?!
А попробуйте включить вентилятор, засунуть голову в холодильник, голым сесть на бетонный балкон… Попробовали?! Ну, в общем, совсем не так!)
Движение неравномерное, горки заставляют держать дистанцию, чтобы брать их с хода, но это добавляет пеших прогулок к застрявшим мотоциклам. Рыхлый снег начинаешь понимать в движении, он податлив и коварен, направляя колеса в ту сторону, которая практически не совпадает с задаваемой тобою траекторией. Это не песок и скорость прохождения заносов важна только для самого себя, ты просто красиво взбиваешь тучи снега и думаешь, что борешься со стихией, а на самом деле вязнешь все дальше, создавая проблемы по извлечению из снежной засады. Моторы стрекочут, как вертолеты, в верхнем регистре нотной азбуки.
Я свой звук не узнаю. Но он напоминает о том, что все в порядке и у тебя есть шанс добраться до…до...до чего?! До своего собственного Я, вновь подтвердив себе, что ты - мужчина, воин.
Пейзаж достоин кисти не реалиста, но фантаста. Небольшие елки, солнечное гало (оптический феномен, когда вокруг солнца образуется радужный круг) и искрящийся снег вместе со странно предлагающей себя дорогой, наполняет мозг картинками из фантастических романов про Уран, снег, лед, солнце…холод.
И, что характерно, когда-то в старину разнообразным гало, как и другим небесным явлениям, приписывалось мистическое значение знамений (как правило, дурных!!!!) Например, в «Слове о полку Игореве» рассказывается, что перед наступлением половцев и пленением Игоря «четыре солнца засияли над русской землей», что было воспринято как знак надвигающейся большой беды… А чувашские народные приметы сообщают, гало - к похолоданию…
Но кто из этих смелых и сильных парней верит в приметы?!!!!
Мы на верном пути!
Нас невозможно сбить с пути…нам все равно, куда идти… Но сейчас наша цель - Северный Ледовитый Океан! А путь к нему только через Полярный Урал, мороз, снег, ветер и себя.
Ветер становиться осязаемым всеми частями организма…он рубит,словно деревянным гладиаторским мечом по рукам и ногам. Иногда достается голове, но мы в шлемах! Немного усилий и сотряс от порыва медленно подкатывает к горлу…тошнит…обжигает… БИТВА!
Между гор ползет караван мотоциклов. Всадники неуклюже, гарцуя, держатся в колее. Тень скрывает внутренние усилия и тяжесть руководства машинами… Остановки дышат паром от наших разогретых тел.
-37! Спина не высыхала уже 4 часа. Обогрев не включен. Щеки обморожены. Глаза саднит. Слезы замерзли. Солнце безжалостно суживает зрачки. БИТВА….
Нехватка 20% кислорода в глотаемом тобой воздухе ощущается не сразу, просто начинаешь понимать, что дышишь чаще и глубже, но воздух словно наполнен твердыми частицами и, обжигая, царапает легкие...
Вот странный пар прямо по курсу. Солнечный день и туман?! Может быть, кто-то забыл выключить чайник? Может быть, это вы на пороге SPA салона? Тогда где же девочки?!
Ответ лежит на поверхности, на поверхности ручья, чьей силы хватает сопротивляться морозу.
-37…..? Неужели справимся и мы?! Колеса стоят на изумрудном льду. Лед шершав и приятен на ощупь… Ледяные наплывы волн, превратившиеся в изгибы тела, прочны, если трогать их глазами… Что же скажут колеса?!
Пешком! Только пешком! Только ногами ты можешь узнать верность своей дороги! Первый, кого не жалко, робко трогает подошвами переправу.
Мотоцикл. Газ. Рев. Прыжок. Букс. Рев. Букс. Толчок и по изящной траектории мы на другом берегу! Да и вовсе не страшно было. Кто-то закуривает. Кто-то писает. Кто-то ест шоколадку. Не страшно было….Кому!?
Между гор движется караван. Солнечные лучи выхватывают несколько чумов. Нарты запаркованы рядом. Дым. Хозяева на месте.
Подъезжаем. Спешиваемся. Радушный прием, вопросы-ответы. И удивительная просьба - хотите фото, платите. Это же наши, российские, люди! И вот так, на тебе!
Мы опешили, но здравый смысл подсказывает - это экзотика для нас, а ведь мы отрываем их от дел и они чувствуют себя, как в зоопарке… Поставьте себя на их место! Вы бы захoтели пустить кого-то в дом, разрешили фотографировать своих детей, трогать свои вещи - даже за деньги?! Странное ощущение, не правда ли?
Но очень приятная беседа и отношение быстро загладили сии непонятки. Покупаем оленину. 200 руб за кг. Но по итогу 150. Корм есть!
У Николая стадо оленей в несколько сотен голов. Говорит, что сам он из оленьего рода! И знает в лицо всю свою семью, стадо. Не похоже, что врет. Рассказывает, что они, олени, его родственники, так же, как и люди имеют каждый свои особенности -рога, походку, улыбку и голос. Даже имена! Правда, эти имена нам не запомнить, как и лица. Кто из вас сможет запомнить несколько сотен имен такого рода - Быстрый с обломанным хвостом, Которая родилась в пургу, Широкий прыжок в сторону или Ласковые губы в морозный день?! При этом еще знать их в лицо!? Нет, нам, убитым цивилизацией, этого не осилить.
Время обеда наступило по требованию начальника экспедиции, по времени, а не по пробегу и точкам на карте. Мы уже научились уважать Север. Никакой дерготни, суеты и спешки.
Становимся и достаем припасы. Греем еду горелками. Пока горит огонь, еда приобретает вид и качество еды. Пока пытаешься положить ее в тарелку, она превращается в некую субстанцию, по виду напоминающую корм. Тушенку можно крошить молотком. А мороженое из язя в масле вполне себе ничего. Звенящий на морозе лук тает во рту. Вода делает вид, что хочет закипеть уже 10 минут.
-38. Наши попытки нарушить законы физики и все разогреть, как следует, терпят полное фиаско. Грызем оленину, лук, чай, хлеб. Все это похоже на заправку организма, а не на вкушение яств.
-38… Вот это отдых!!! Мусор забираем с собой. Ни у кого не поднимается рука бросить даже фантик на белоснежное покрывало тундры. Кто-то до нас бросил красную бочку из под масла прямо здесь, рядом с зимником… Выглядит так, как будто кто-то безжалостно лишил тундру девственности, обесчестил и бросил… Люди! Вы кто?! Зачем?!! Девочки! Воздействуйте на мальчиков! Вы же знаете как Это! Это ответственность! Это навсегда…
Местами белоснежные куропатки взлетают прямо из-под колес! Их десятки, если не сотни! А вот песец или лисица ( я не настоящий зоолог) выглядывает из-за сугроба и что-то показывает лапкой у виска. Похоже, мы ему любопытны больше, чем он нам. Тундра живет!
Человек с лыжами, одетый в малицу, шел мне навстречу. О! Лыжник! - подумал я. Увидев человеков на мотоциклах, человек с лыжами подумал - Странные существа (что на его языке звучало как "Человеки, которым дома не сидится и здравый смысл выветрен ветрами, но они имеют некоторые части тела, сделанные из металла, как кажется на первый взгляд" ))
Однако это существо, каким-то образом доносило свою мысль, в которой содержался вопрос про Дорогу, прямо в мозг ненца.
- Очень похож на человека, однако!
- Странная круглая голова безо рта, ушей, но глаза…какие грустные глаза!
- Может быть, это специальная порода, недавно выведенная в закрытых учреждениях для заселения северных территорий вместо оленей?
- Однако давно я не был на Большой Земле! - подумал человек в малице.
- Mожет, надо будет заглянуть хотя бы в интернет… И пошел дальше в тундру…
А я, сильно похожий на мотоциклиста, однако, стал расшифровывать его знаки, оставленные на снегу чем-то желтым.
Улыбка Севера уцелевшим - дуга Северного Сияния в полнеба! И мы на асфальте!
Нас встречают представители администрации. Мотоциклы в гараж. Нас же везут на турбазу.
Рассвело. Валимся спать в высококомфортных номерах - подгон от Ямал-Тура и его руководства.
Утро нас встретило солнцем и Ямальским телевидением. Словно пришельцев из другого мира, нас опрашивали в студии, предварительно попудрив носик и закрепив кому прическу, а кому и бороду, лаком. Хорошо, что не вся братва это видела и знает!
Весь день был посвящен осмотру столицы Ямала. Погодa благоприятствовала, словно компенсировала часы пребывания во вьюжном плену.
Салехард, столица Ямало-Ненецкого АО - единственный город, расположенный непосредственно на Полярном круге. Народу живет в нем немного меньше, чем в Надыме, Ноябрьске и Новом Уренгое, около 42000.
Когда-то любимое место для ссылки политических, Обдoрск, так Салехард назывался до 1933 года, а потом он получил ненецкое имя - Город на мысу (Сале-Харн).
Сама Обдoрская крепость появилась в 1595 году, будучи крупным форпостом России на Севере. Именно Обдорская ярмарка являлась источником цивилизованных товаров для местных охотников. Именно Обдoрский острог и крепость одновременно заявляли о принадлежности Севера России и взимали в казну пошлины от иноземцев.
Интересно древнее святилище Усть-Полуй, один из древнейших следов человечества на земле.
Для нас, жителей Европы, практически обидно слышать, что уже в 14 веке здесь был город и цивилизация, город звался -Мангазея или Златокипящий город. И не потому, что там было богатство сказочное, а потому, что огромное количество белого меха сверкало на солнце, отражая его лучи.
Сам город насчитывал в 15 веке более 200 домов и 60! административно-военных построек!
В рукописи "Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных" конца 15 века, встречающемся в рукописях с 16 по 18 век, и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за "Югорской землей", сообщается «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые- молгонзеи. А еда их — мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…"
Администрация устроила нам настоящую культурную программу!
Мы красиво выехали в город, к стеле, символизирующей Северное сияние и обозначающую географическую точку Полярного круга.
Прикольно то,что ее устанавливали дважды! В 1980 году немного промахнулись с определением координат и она до 2003 года стояла как бы рядом с Полярным кругом. Но теперь-то все в порядке и прямо на этом месте мы получили сертификаты, подтверждающие наше путешествие за Полярный круг! Причем вручил их нам Ямальский Дед Мороз, Ямал Ири, как кличет его внучка, Ямал Герла.
Мне было особенно приятно,а то как то, в последние несколько лет, я стал меньше верить в существование Дедов Морозов….
Седой ненец с бубном и плясками заманил нас в свой шаманский хоровод, а затем попросил немного покатать на мотоцикле! Все дружно мы решили, что 2е правило мототуризма не распространяется на Дедов Морозов.
По странному капризу мироздания недалеко от полярной стелы протекает река Шайтанка и установлен памятник.
Мемориал, посвященный строителям 501-й – паровоз, как иллюстрация печально известной стройки. Говорят, это тот самый паровоз, который в конце 40х, накануне 7 ноября, когда было положено рапортовать о трудовых победах ко дням Октябрьской революции, практически вплавь добрался до Салехарда.
А было это так.
На лед Оби уложили шпалы и рельсы. Лагерное начальство выделило машиниста из зеков, пообещав вольную тому, кто перегонит паровоз на тот берег, по еще не совсем вставшему льду….подбрaсывая в топку уголька, поддавая пару ЗК домчался до середине реки, но лед стал гулять и общаться с внешним миром, издавая стоны и треск…. Обская пучина, словно поглощая шпалы, рельсы, пыталась заглотить и паровоз… Но желание Свободы сильнее всех природных преград… Было слышно, как плакал ЗК, обнимая замороженный берег реки… Он сделал это! А начальство отрапортовало о новой трудовой победе на 501-й стройке.
Надпись на табличке: "... Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен... Строительство №501 ЧУМ-ЛАБЫТНАНГИ-САЛЕХАРД-ИГАРКА ГУЛЖДС МВД СССР 1947-1953 гг. Дела и судьбы не забыты…"
Так и продолжает жить ледовая переправа Салехард-Лабытнанги. Переправа шириной более 2 км! С раздельными полосами для движения грузовиков и легковушек. С очень четкой организацией движения и летом и зимой.
Ну и теперь главное - по организации движения в Салехадре.
В городе ВСЕ строго соблюдают ПДД! Даже ненцы на оленях, которые передвигаются по тротуарам, как пешеходы. Более того, опрос местного населения показал, что гаишники взяток не берут! И не вымогают! А еще они делают предупреждения за незначительные нарушения ПДД! И улыбаются! И машут руками мотоциклистам! И мне хотелось жать им руки и говорить совершенно другие слова вместо тех, что привычно срываются, на подсознании, при встрече с ними на остальной части суши России.
Организованная экскурсия в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского.
Самым уникальным экспонатом музея можно считать мамонтёнка Любу. Эта целиком сохранившееся чучело мамонтёнка, девочки, я так понял. Выглядит немного по-некрофильски, но интересно.
Удивляет размером скелет того самого Мамонта, я надеюсь, скульптура которого стоит на въезде в Город, со стороны Переправы. Хотя, может быть, это просто его сосед по стаду или месту замораживания.
На въезде - Митя, в музее - Люба, а еще где-то бродит с учеными - Дима… Очень легко девушкам в Салехарде, на вопрос о вероятности встречи с доисторическим чудищем, они смело говорят - 100 процентов!
И спорить с ними бессмысленно! Как, впрочем, и везде…
Экскурсия по музею внесла в наше путешествие коррективы.
Теперь мы представляем уклад жизни местного населения. Знаем, что они не только ненцы, но и ханты, и селькупы, причем данные представители малых народов - отличные кузнецы (помня о Монголии, решил, что и сварщики - вдруг пригодится!?) )
Основная формула построения семьи вечна - очаг-женщина-дети-дрова-огонь-олени.
Пополнив словарный запас словами: ягушка - женская одежда, малица - мужская, аргиша - караван из связки нарт, пимы - обувь, оленя - олень, ю - река, поинтересовались и именами аборигенов.
Евдейка - новенькая, Мерите - быстрый, Пэдэво - трудолюбивый… похоже, таких среди нас не было...
Поразило название тундры - ВЫ (грубо, гортанно, с любовью).
На вопрос, как называется Снег, нас спросили - Какой?!
Нет просто снега! Есть наст (хав), хрустящий, свежий, белый, сладкий, на солнце, ночью, в мороз, подтаявший (лим), топтанный оленями (чиегар), желтый….и еще несколько десятков названий!
Вроде, нелатхире - довольно тонкий мягкий снег, хав - тонкая корка на мягком снеге, йомца - мягкий пушистый снег, лов - мягкий пушистый осенний снег, марико - гладкий плотный снег, с которого ветром сдуло порошу, мири - снег, смешанный с водой, нир - весенний, затвердевший снег на поверхности льда, хавс - тонкий твердый снег, лежащий на мягком снеге и легко проваливающийся (бывает под весну), идти по такому снегу для оленей очень утомительно!!
А мы понимаем только одно - Снег -Сыра...
Малые народы Севера живут в гармонии с окружающей их природой, как и их предки сотни лет назад. Многие начали пользоваться лишь снегоходами, мобильными телефонами, дизельными генераторами и телевидением. Многие приезжают в город на центральный рынок, где продают оленину и рыбу, разные полезные тёплые вещи на оленьем меху.
Раньше, в стародавние времена, они просто обменивали рыбу, меха, оленину на нужные товары. За последние несколько сотен лет образ жизни, да и промысла, существенно не изменился, кроме того, что теперь они не тупо обменивают добычу на водку и никотин, а благодаря насаженным знаниям русского народа и, соответственно, возросшего правосознания коренных жителей Севера, работают на принципиально новом уровне - теперь они сначала меняют оленину и рыбу на деньги, а уже потом цивилизованно обменивают все эти деньги на водку и сигареты…или еще чего полезного типа сотовых телефонов или модных девайсов.
Там мы и выменяли на полезные вещи для хозяйства ненцев пояса, сняли прямо с охотников. Вместе с камнем для аркана, медвежьим зубом для удачи и множеством кожаных завязок для напоминания.
Красиво украшенный латунными фигурками пояс пропах салом и свежей кровью оленей, жизнью чума, наполнив впоследствии квартиру аутентичным духом экспедиции.
Очень важно было узнать в неформальной беседе с ненцами об их отношении к своей национальной истории, о Родине, о взгляде на продолжение развития своей национальной идентичности.
Ненцы спрашивали, а скорее рассказывали, про душу тундры - про места, где должен остановиться каждый и что-то оставить… А если вы не знаете про Это место, то Оно само вам поможет его почувствовать... Священное место…
Тех, кто не останавливается, останавливают нгылека (вредоносные духи). Олени, машины неожиданно останавливаются и дальше не идут, снегоходы останавливаются и не заводятся… Нужно что-то оставить на этом месте и тогда путь нормально продолжается. Я вспомнил об этом рассказе, когда вдруг у меня заглох мотоцикл и не хотел заводиться до тех пор, пока я не накормил духов конфетой!
А еще рассказали, что в этих местах ходит ненка в белой ягушке, очень красивая… иногда людей за собой зовет, заманивает. Если кто за ней увяжется, то пропадает.
Тундра любит тишину, не ругайте погоду, не бросайте мусор, не гоняйте без надобности живность, рекомендовали они…
Понятно, что шумы строек и приход газового гиганта на Север, сильно повлияли на быт и культуру оленеводов, чей жизненный уклад не менялся веками. Очень много, повторюсь, много ненцев, хантов, селькупов после получения образования в городах России, возвращаются к своей, стойбищно-кочевой жизни, помогая своим сородичам интегрироваться в современный мир. Непонятно для нас, как бы временно (в голове так точно) проживающих в своей стране, стремящихся уехать в лучшие страны… Их выбор не только достоин уважения, но и пример для подражания, повод задуматься - что дает человеку его малая Родина. Председатель общины, пастух, оленевод в малице - выпускник МГУ… 8 лет в Москве… 14 лет в тундре…
А еще говорят, что это русская пословица - где родился, там и пригодился!
Даже игрушки для детей сделаны из кусочков природы: куколки из утиных клювов, тележки из бересты и веток - не потому, что нет пластмассовых,а потому что так дети развивают свою фантазию и учатся уважать природу и жить в тесном,дружелюбном соприкосновении с ней.
Только одно отравляет жизнь коренным нациям - наша зависть! Пришлые, пришедшие с большой земли люди завидуют моральному и материальному благополучию оленеводов. С каким-то раздражением рассказывают о доходе от оленины, о получении снегоходов, о том, что они могут приглянувшемуся человеку подарить дорогой телефон или еще что-то…
Они, завистники, забыли о том, что "Большой Белый Брат" забрал у них их земли и все, что там есть - нефть, газ и т.д.
Но действительно, коренные стали жить лучше, здесь советской власти есть чем гордиться, численность населения увеличилась более, чем в 6 раз!
Жители стойбищ свободно перемещаются по городу и на снегоходах и на олених упряжках. За много лет снегоход прочно вошел в быт любителей оленей, их можно встретить везде и всюду, даже, казалось бы, в самых нежилых местах тундры.
Перемещаются они крайне уверенно и, скорее, по наитию, чем по карте.
Максим, встреченный в метели под Аксаркой, сказал нам, сирым и немощным покорителям тундры на мотоциклах - как я могу вам объяснить дорогу, вы же не поймете! Как вам описать, что налево повернуть около дерева, рядом с которым олени дальнего чума не едят ягель?! А прямо и не сворачивать до тех пор,.пока снег не измениться на сладкий?!!!! Выросшие в цивилизации, покорившие айфоны и айпады, различающие сорта масла для мотора, мы не понимаем окружающую нас природу, видя в ней только грязь, снег, дождь, горы…
КАКИМИ УБОГИМИ СТАЛИ НАШИ ДУШИ И тела….!!!!!!
Салехард в ночное время суток буквально горит. Все улицы подсвечены и дома, выкрашенные в веселые цвета, подмигивают окнами. Похоже, это сделано для поддержания психики людей в длинные зимние месяцы, ведь от созерцания снега в течение 8 месяцев, думаю, любой может спрыгнуть с здравомыслия.
Но суровые будни путешественников прекрасно раскрасил висящий над городом, на мосту ресторан "Ямал". Кухня, конечно, не самая разнообразная, но оленина, муксун, язь, напитки в ассортименте присутствуют.
Да и люди здесь крайне позитивны и активны. Их энтузиазм просто всеобъемлющ! В городе Лабытнанги (Лабытки, как ласково называют его местные, впрочем, так же называется и местная зона…где все еще есть заключенные) большая секция мотоспорта, мальчишки из нее на ведущих позициях в стране. Снегоходчики - вообще чемпионы мира! Удивительно, но именно администрация города им помогает!
В Красноселькупе, где население менее 5000 человек, а длина дороги в поселке около 200 метров, наш друг Виталий ведет мото секцию, а мотоциклы им выдала администрация, 8 новеньких японцев!
Жаль вот только, сообщение с местными ребятами возможно лишь на вертолете, самолете или зимой. Дорог нет. Большой бизнес - маленькая забота о людях…
Население этих мест характеризует памятник-стела «Романтикам 70-х», романтическую эпоху комсомольско-молодежного задора на Северах. Именно романтики сделали Север пригодным для жизни и начали разрабатывать недра, вложив заряд оптимизма и надежды в последующее развитие региона. Ведь простой, нормальный, человек не поедет добровольно в эти суровые, а порой и жесткие места.
А как же внешний, наш, мир?! Ну, летом народ грузит свои авто на баржу-паром (20000 руб с авто) и веселым кагалом следует по реке до Приобья. Говорят,отдыхают на ней не по-игрушечному!
Но есть и более приличный способ - платформа до Москоу, всего-то 70000 руб за 2-3 авто… Вот мы и узнали, куда северяне тратят свои немноготыщи.
Вместе с этими романтиками мы и обсуждали наше дальнейшее передвижение в сторону Воркуты. Здесь от представителя ЯмалДорСтроя мы узнали о существовании практически частного зимника вдоль Трубы, но они пообещали нам содействовать в разрешении выйти на эту Колею.
Долгие созвоны не внесли особой ясности о качестве зимника, но главное мы узнали - дороги НЕТ и никто там не ездит. Тем интереснее стали развиваться события! Мы нашли отличного парня - Женю Сказку, фамилия такая, который в качестве дружеского подгона вызвался нас немного сопроводить и рассказать о Зимнике.
Весь вечер мы рисовали карту на четвертушке листа…на ней появились 2а поворота на 90 км, одно схематичное изображение жд путей и надпись - Полярный Урал…
Что нас ждет дальше, за Полярным Уралом, высказывалось только в качестве предположения и догадок. Типа, вот 2е недели назаааад… а в прошлом годууууу….
Принимаем решение - если не поедем, то так и не узнаем, что там за высокими горами Полярного Урала!
Записываемся в МЧС, такой порядок, кроме этого получено разрешение от ФСБ на въезд в пограничную зону…ЗОНА…одно слово..
Кто, Куда, Зачем, Как и Когда. Простые вопросы, ответы на которые мы не знаем сами.
- На каких, нах, мотоциклах, мы здесь, бл, работаем, а не в клоунах играем…примерно так должны были отреагировать дежурные МЧС по региону… Но он подсобрался и очень вежливо поинтересовался состоянием здоровья (головы?) участников экспедиции - я думаю, это стандартный вопрос для выезжающих на Зимник… 5.
Утром мы все-таки выезжаем!
Солнце! Мороз! Асфальт 30 км до Харпа…
Олени, недоуменно вглядывающиеся в диковинных представителей цивилизации, пригласили пообщаться с ними поближе. Думаю, они приняли наши шлемы за разновидность рогов, а совместную композицию с мотоциклом за новую породу лосей. Но мы оказались пугливы - зато очень быстры!
Поговорить особо не удалось, однако смысл был понятен - не лезьте к нашим бабам - самкам (сырица), отелившимся (важенка), молодым (вонделка), старым (хаптарка) и т.д, видимо, по запаху определили, что мы давно в пути.
-28 плавно превращается в - 38…!!???!!!
Делаем разные движения (в основном, возвратно-поступательные по некоторым частям тела).
В Харпе нас встречает глава администрации и вручает памятную медаль с гербом города.
Мы узнаем про рудники, про зону, про людей… но не про Дорогу, никто тудой не ехает )) Но рассказывают, что в брошенном поселке Полярный, 110 км, живет человек, давно. И у него, возможно... в домике...можно будет...если что…если он еще там…если еще есть электричество….тепло…если есть…попробовать переночевать.
Но когда уже полпути позади, то - Алга (что у нас, у татар, значит Вперед!)!
И вот - настоящий Зимник! Дикий, практически неезженный, еще в лесу, еще с небольшими подъемами, еще со штанами, полными задора и самоуверенности.
Вот тут-то и проявились недостатки подготовки. Мы узнали, что шиповать резину надо двойным рядом и длиной не менее 5-7мм! А широкие колеса крайне желательны! Более того, обычная (не зимняя), просто зашипованная резина становиться хрупкой и ломкой, как пластмасса. Провода, подверженные изгибам, перекручиваниям,трениям и другим воздействиям ломаются, как зубочистки, независимо от толщины. Эффект низких температур сильно заметен от -37… Подогревы стекол шлема, ручек, одежды оставались без питания.
А ехать с поднятым визором в -38 не самое приятное занятие.
Но мы едем!
Рыхлый, местами достаточно глубокий снег позволяет играть в тяни-толкай (кстати, так называлась сцепка паровозиков на 501 стройке, так как они не имели возможности разворачиваться и были присоединены друг к другу попками).
Солнечная погода даже в мороз бодрит и заряжает позитивом! Мотоцикл демонстрирует преимущество полного привода, фототехника - отсутствие фокусировки, похоже, замерзла смазка. Батарея в перчатке, но на морозе возможно снимать 3-5 минут, потом фотоаппарат отключается. Тот, кто придумает морозоустойчивую батарейку - разбогатеет!
Интенсивность мускульного движения такова, что я все время потею! И это при -38! Хорошо, что не надел одежду с подогревом! Но плохо, что визор греется плохо, поднимаю стекло и через 2-3 минуты глаза начинают мерзнуть. Как это?!
А попробуйте включить вентилятор, засунуть голову в холодильник, голым сесть на бетонный балкон… Попробовали?! Ну, в общем, совсем не так!)
Движение неравномерное, горки заставляют держать дистанцию, чтобы брать их с хода, но это добавляет пеших прогулок к застрявшим мотоциклам. Рыхлый снег начинаешь понимать в движении, он податлив и коварен, направляя колеса в ту сторону, которая практически не совпадает с задаваемой тобою траекторией. Это не песок и скорость прохождения заносов важна только для самого себя, ты просто красиво взбиваешь тучи снега и думаешь, что борешься со стихией, а на самом деле вязнешь все дальше, создавая проблемы по извлечению из снежной засады. Моторы стрекочут, как вертолеты, в верхнем регистре нотной азбуки.
Я свой звук не узнаю. Но он напоминает о том, что все в порядке и у тебя есть шанс добраться до…до...до чего?! До своего собственного Я, вновь подтвердив себе, что ты - мужчина, воин.
Пейзаж достоин кисти не реалиста, но фантаста. Небольшие елки, солнечное гало (оптический феномен, когда вокруг солнца образуется радужный круг) и искрящийся снег вместе со странно предлагающей себя дорогой, наполняет мозг картинками из фантастических романов про Уран, снег, лед, солнце…холод.
И, что характерно, когда-то в старину разнообразным гало, как и другим небесным явлениям, приписывалось мистическое значение знамений (как правило, дурных!!!!) Например, в «Слове о полку Игореве» рассказывается, что перед наступлением половцев и пленением Игоря «четыре солнца засияли над русской землей», что было воспринято как знак надвигающейся большой беды… А чувашские народные приметы сообщают, гало - к похолоданию…
Но кто из этих смелых и сильных парней верит в приметы?!!!!
Мы на верном пути!
Нас невозможно сбить с пути…нам все равно, куда идти… Но сейчас наша цель - Северный Ледовитый Океан! А путь к нему только через Полярный Урал, мороз, снег, ветер и себя.
Ветер становиться осязаемым всеми частями организма…он рубит,словно деревянным гладиаторским мечом по рукам и ногам. Иногда достается голове, но мы в шлемах! Немного усилий и сотряс от порыва медленно подкатывает к горлу…тошнит…обжигает… БИТВА!
Между гор ползет караван мотоциклов. Всадники неуклюже, гарцуя, держатся в колее. Тень скрывает внутренние усилия и тяжесть руководства машинами… Остановки дышат паром от наших разогретых тел.
-37! Спина не высыхала уже 4 часа. Обогрев не включен. Щеки обморожены. Глаза саднит. Слезы замерзли. Солнце безжалостно суживает зрачки. БИТВА….
Нехватка 20% кислорода в глотаемом тобой воздухе ощущается не сразу, просто начинаешь понимать, что дышишь чаще и глубже, но воздух словно наполнен твердыми частицами и, обжигая, царапает легкие...
Вот странный пар прямо по курсу. Солнечный день и туман?! Может быть, кто-то забыл выключить чайник? Может быть, это вы на пороге SPA салона? Тогда где же девочки?!
Ответ лежит на поверхности, на поверхности ручья, чьей силы хватает сопротивляться морозу.
-37…..? Неужели справимся и мы?! Колеса стоят на изумрудном льду. Лед шершав и приятен на ощупь… Ледяные наплывы волн, превратившиеся в изгибы тела, прочны, если трогать их глазами… Что же скажут колеса?!
Пешком! Только пешком! Только ногами ты можешь узнать верность своей дороги! Первый, кого не жалко, робко трогает подошвами переправу.
Мотоцикл. Газ. Рев. Прыжок. Букс. Рев. Букс. Толчок и по изящной траектории мы на другом берегу! Да и вовсе не страшно было. Кто-то закуривает. Кто-то писает. Кто-то ест шоколадку. Не страшно было….Кому!?
Между гор движется караван. Солнечные лучи выхватывают несколько чумов. Нарты запаркованы рядом. Дым. Хозяева на месте.
Подъезжаем. Спешиваемся. Радушный прием, вопросы-ответы. И удивительная просьба - хотите фото, платите. Это же наши, российские, люди! И вот так, на тебе!
Мы опешили, но здравый смысл подсказывает - это экзотика для нас, а ведь мы отрываем их от дел и они чувствуют себя, как в зоопарке… Поставьте себя на их место! Вы бы захoтели пустить кого-то в дом, разрешили фотографировать своих детей, трогать свои вещи - даже за деньги?! Странное ощущение, не правда ли?
Но очень приятная беседа и отношение быстро загладили сии непонятки. Покупаем оленину. 200 руб за кг. Но по итогу 150. Корм есть!
У Николая стадо оленей в несколько сотен голов. Говорит, что сам он из оленьего рода! И знает в лицо всю свою семью, стадо. Не похоже, что врет. Рассказывает, что они, олени, его родственники, так же, как и люди имеют каждый свои особенности -рога, походку, улыбку и голос. Даже имена! Правда, эти имена нам не запомнить, как и лица. Кто из вас сможет запомнить несколько сотен имен такого рода - Быстрый с обломанным хвостом, Которая родилась в пургу, Широкий прыжок в сторону или Ласковые губы в морозный день?! При этом еще знать их в лицо!? Нет, нам, убитым цивилизацией, этого не осилить.
Время обеда наступило по требованию начальника экспедиции, по времени, а не по пробегу и точкам на карте. Мы уже научились уважать Север. Никакой дерготни, суеты и спешки.
Становимся и достаем припасы. Греем еду горелками. Пока горит огонь, еда приобретает вид и качество еды. Пока пытаешься положить ее в тарелку, она превращается в некую субстанцию, по виду напоминающую корм. Тушенку можно крошить молотком. А мороженое из язя в масле вполне себе ничего. Звенящий на морозе лук тает во рту. Вода делает вид, что хочет закипеть уже 10 минут.
-38. Наши попытки нарушить законы физики и все разогреть, как следует, терпят полное фиаско. Грызем оленину, лук, чай, хлеб. Все это похоже на заправку организма, а не на вкушение яств.
-38… Вот это отдых!!! Мусор забираем с собой. Ни у кого не поднимается рука бросить даже фантик на белоснежное покрывало тундры. Кто-то до нас бросил красную бочку из под масла прямо здесь, рядом с зимником… Выглядит так, как будто кто-то безжалостно лишил тундру девственности, обесчестил и бросил… Люди! Вы кто?! Зачем?!! Девочки! Воздействуйте на мальчиков! Вы же знаете как Это! Это ответственность! Это навсегда…
Местами белоснежные куропатки взлетают прямо из-под колес! Их десятки, если не сотни! А вот песец или лисица ( я не настоящий зоолог) выглядывает из-за сугроба и что-то показывает лапкой у виска. Похоже, мы ему любопытны больше, чем он нам. Тундра живет!
Человек с лыжами, одетый в малицу, шел мне навстречу. О! Лыжник! - подумал я. Увидев человеков на мотоциклах, человек с лыжами подумал - Странные существа (что на его языке звучало как "Человеки, которым дома не сидится и здравый смысл выветрен ветрами, но они имеют некоторые части тела, сделанные из металла, как кажется на первый взгляд" ))
Однако это существо, каким-то образом доносило свою мысль, в которой содержался вопрос про Дорогу, прямо в мозг ненца.
- Очень похож на человека, однако!
- Странная круглая голова безо рта, ушей, но глаза…какие грустные глаза!
- Может быть, это специальная порода, недавно выведенная в закрытых учреждениях для заселения северных территорий вместо оленей?
- Однако давно я не был на Большой Земле! - подумал человек в малице.
- Mожет, надо будет заглянуть хотя бы в интернет… И пошел дальше в тундру…
А я, сильно похожий на мотоциклиста, однако, стал расшифровывать его знаки, оставленные на снегу чем-то желтым.
Читайте также
26 декабря 2024
166
25 декабря 2024
433