День третий. Суровый Бикин



Циклон, властвовавший в этих краях вчера, сегодня их оставил, забрав с собой знатно потрепавший нас дождь. Безоблачное бикинское небо сегодня не проявляло ни одного признака грядущей непогоды: лишь бесконечная синева и яркое солнце властвовали над рекой и нами в ее объятиях.



Утреннее солнце не добавило нашему путешествию по реке комфортности: от солнечных бликов, заполнивших водную гладь, приходилось постоянно щуриться, что мешало любоваться окружавшей нас великолепной природой. Немало дискомфорта доставлял и пробирающий до костей холодный ветер. На фоне общего похолодания, которое обычно происходит после дождя, сегодняшний спутник был ничуть не лучше вчерашнего.



Другим сегодня был и сам Бикин. От спокойной реки не осталось и следа: беспокойные буруны и волны, еще вчера встречавшиеся только в районе заломов и перекатов, сегодня были повсюду, заставляя взрезающую их лодку прыгать и дрожать при каждом соприкосновении. Заскочив на одну из встречных волн или получив в борт от боковой, плавсредство иногда осыпало нас холодными брызгами. Река как будто намекала, что не отпустит нас сухими и сегодня.

Километр за километром менялась береговая природа. Все чаще в частоколе деревьев, усыпавших бикинские берега и склоны прибрежных сопок, показывалась типичная "северянка" — лиственница. По мере нашего продвижения вверх это хвойное дерево постепенно захватывало лидерство в береговом древесном наборе.



За каждым поворотом перед нами открывался новый пейзаж очередной разноцветной сопки, раскрашенной в осенние цвета. Огромные массивы, где сосны, ели и кедры-великаны делили территорию с березами, ясенями и осинами показывали свою красоту и мощь.



Трагичнее и грандиознее стали кладбища топляков на косах и у берегов. Могучие дерева, павшие жертвами большой воды, как будто призваны были напоминать всем, кто их видит, о могуществе великой реки в своей полной силе. Выдранные с корнями березы и осины, ясени и дубы, ели и кедры — свирепый "старший брат" в буйстве своем не пощадил никого, не взирая ни на возраст, ни на ценность древесины.



Вскоре мы причалили к одной из кос, чтобы приготовить обед. Выбранный нами кусочек суши, как и множество других речных островков на Бикине, представлял из себя галечную насыпь посреди реки. Эти разных размеров речные островки состоят преимущественно из обкатанной рекой разнокалиберной гальки, но встречаются и другие каменные породы, среди которых преобладает вулканический туф.



В разгар сезона многие косы становятся местом обитания туристов, решивших сэкономить на оплате проводника или не нашедших свободного зимовья. Чаще всего любителей рыбалки вместе с вещами и лодкой забрасывают на Бикин вертолетом. Винтокрылые машины приземляются прямо на выбранную туристами косу, где и оставляют их вместе с багажом, чтобы через некоторое время отсюда же и забрать. Все это удовольствие не из дешевых (полетный час частного вертолета стоит в среднем 80-90 тысяч рублей), но, по всей видимости, недостатка клиентов у владельцев частных вертолетов нет. Поверьте на слово: не проходит и получаса, чтобы очередная винтокрылая машина не наполнила бикинское небо звуком своих двигателей, готовясь высадить или забрать кудесников удочки.



Выбранная для остановки коса была свободна, но уже через несколько минут после начала приготовления обеда, наше одиночество нарушила группа туристов, причалившая к островку на лодке, управляемой аборигеном. Новыми знакомыми оказались рыбаки из Хабаровска. Как рассказал один из них, на Бикин они ездят ежегодно ради хорошей рыбалки. То, что рыбалка здесь и правда хорошая, он там тут же продемонстрировал, в течение нескольких минут вытащив из воды двух среднего размера ленков. Одна рыбина в качестве угощения была презентована нам. Через мгновение она очутилась в руках Константина, который несколькими ловкими движениями ножа почистил и разделал ее. Порезав полученное филе на маленькие кусочки, он посыпал их солью и в таком виде предложил отведать нам. Так мы впервые попробовали "талу" — блюдо из сырой рыбы. Нужно сказать, что это очень вкусно.



Пообедав, мы двинулись дальше. Вскоре нам предстояло поближе познакомиться с еще одной особенностью бикинской природы — заломами. Залом — это нагромождение принесенных большой водой топляков, образовавшееся в одной из нескольких проток реки. Эти хаотичные свалки древесины, образующиеся после половодья, становятся большой проблемой для речного судоходства. Порой древесиной оказываются завалены все речные проходы и, чтобы пройти дальше, местные жители возят в лодках бензопилу, которую пускают в ход, когда становится ясно, что деревянную преграду не пройти, не нарушив ее целостности.

Встретился такой непроходимый залом и нам, чему мы были несказанно рады. Благо бензопила в нашей лодке имелась и без промедления была использована по назначению. Наш проводник со знанием дела сделал несколько пропилов в перекрывших протоку бревнах и, взяв нужный разгон, мы играючи преодолели преграду.Но так бывает далеко не всегда. На реке встречаются такие заломы, которые не возьмет никакая бензопила. Именно в таких случаях на помощь экипажу лодки приходят так называемые "дырки". "Дырками" на Бикине называют сеть мелких проток, образующихся после очередной большой воды. Найти правильную "дырку" не всегда удается даже опытным проводникам — река постоянно меняет свои лабиринты. И там, где еще вчера была полноценная протока, уже через месяц может не быть даже ее следа. Нередко выбранный коридор заканчивается тупиком или своим непроходимым заломом, и приходится возвращаться обратно и искать другую дорогу.



Движение вверх по реке продолжалось. Мы пристально разглядывали берега и косы в надежде увидеть хоть кого-нибудь из обитателей окружающей нас девственной тайги, пытаясь разглядеть в пестром море осенних деревьев хоть какое-то движение, кроме дрожания потрепываемой ветром листвы. Но, будто сговорившись, представители местной фауны не спешили открывать нам свое присутствие, и, как оказалось позже, совсем не зря.Уже на подходе к финальной точке нашего дневного пути — поселку Охотничий — я вдруг услышал сзади приглушенный свист Константина, который, резко сбросив газ, таким способом пытался привлечь мое внимание.



"Пусть достаёт камеру, там зверь", — прошептал Константин, указав рукой на заводь слева от нас. Еще не успел я передать это послание Саше, а он, в свою очередь, приготовить фотоаппарат к предстоящей съемке, как в руках удэгейца уже оказался карабин. На медленном ходу мы заходили в заводь, где зоркий глаз потомственного охотника обнаружил добычу...

В этот момент я вспомнил, как на большой земле нас предупреждали, что удачная охота удэгейца может обернуться задержкой или вовсе досрочным окончанием экспедиции. Объясняли это тем, что настоящий удэгеец никогда не бросит добытое им животное в лесу и обязательно найдет способ доставить его домой, пока мясо не испортилось. И если ему придется выбирать из того, вывезти ли тушу или продолжить сопровождать туриста, высока вероятность того, что выберет он первый вариант.

Такая перспектива мне не нравилась, но в тот момент ни я, ни Саша, уже не могли повлиять на ход событий. И когда я мысленно приготовился к тому, что вот-вот сзади раздастся выстрел, а над головой пролетит смертоносная пуля, оказалось, что стрелять Константин не будет. Зайдя в заводь, мы не обнаружили там никого, кто бы мог стать мишенью для нашего проводника. Зверь или успел вовремя уйти, или его в этом месте не было вовсе, а Константину просто показалось. Как бы там не было, я остался доволен таким исходом, а вот Константин, было видно, очень расстроился неудавшейся охоте. При этом он не стал упаковывать карабин обратно в чехол, видимо надеясь на новую встречу со зверем.



Вырулив из заводи, мы продолжили путь в Охотничий, до которого оставалось не больше 10 километров. Повернув на реку Светловодная (Улунга), через несколько минут пути мы причалили к частной турбазе, с которой начинается Охотничий. В одном из домиков этой базы, принадлежащей некоему Титову, мы остановились на ночлег. Следующий день мы решили посвятить этому интересному месту и его обитателям. О том, что нам удалось узнать читайте в следующем репортаже.




Видео с третьего дня нашего путешествия




Промо-ролик нашего путешествия




Продолжение следует...