Дудутки, или где живут домовуха с печурником
В Беларуси, недалеко от Минска, есть место, где интересно и взрослым, и детям. Это музей народных промыслов и технологий Дудутки. Около часа езды на машине или рейсовом автобусе – и оказываешься гостем огромной усадьбы. Существовавшее с 1600 года шляхетское имение, переходящее от одной зажиточной шляхетской семьи к другой, затем разрушенное в 1917 году и получившее новую жизнь в1994 году, с радостью встречает своих гостей.
Здесь погружаешься в удивительную атмосферу быта и ремесел, фольклора, традиций народа, знакомишься с верой его в духов-помощников.Итак, куплен билет, и начинается осмотр комплекса. Согласно народным поверьям, оберегает всю усадьбу дворовик. Это небольшой змей с петушиной головой. Под его защитой все строения, все службы, все хозяйственные дела. У него множество помощников, о которых дальше и пойдет речь.
Заходим в хозяйский дом. Здесь правит дух дома - домовуха. Это толстенькая низенькая женщина средних лет. Она помогает женщинам вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми. Когда дети болеют, лечит их заговорами. Сама чистенькая и аккуратная, не любит нерадивых и неаккуратных хозяек, и подкидывает им в еду «свирепку», ведущую к домашним ссорам. Ее любимая еда - картошка и квас. Специально еда не выставляется, ведь она сама и есть хозяйка дома и может брать все, что захочет. Если картошки в чугунке становится меньше, то домовуха доброжелательна к хозяйке. Рядом с ней живет воструха. Она защищает дом от пропаж. Воструха остро смотрит не только за домом, но отвечает за справедливость и целомудрие в семье. А теперь заглянем за печку. Здесь сидит еще один "защитник" - печурник, своим видом напоминающий кота. Он предупреждает хозяев дома о надвигающихся неприятностях, разбивая посуду и сдвигая мебель. Ему нужно оставлять на ночь немного молока, чтобы всегда иметь достоверную информацию. В самой же печке, иногда невидимый, иногда показывающийся людям, евник, маленький человечек в черной, запачканной печной сажей одежде. Он следит за тем, чтобы печь хорошо горела, еда не пригорала и была вкусной. Он отвечает в принципе за тепло дома и за просушку зерна и льна.
Если билет куплен с экскурсией, то в избе - обязательная дегустация хлеба, меда и травяного чая. Понравилось – тут же все покупаем как сувенир.
Если билет куплен с экскурсией, то в избе - обязательная дегустация хлеба, меда и травяного чая. Понравилось – тут же все покупаем как сувенир.
А теперь осматриваем хозяйственные постройки. Они знакомят с ткачеством, гончарным ремеслом, изготовлением валенок и вещей из соломки. Здесь же продаются интересные аутентичные сувениры.
Следующая наша остановка в кузнице. Издавна в Беларуси кузнецы имеют славу чародеев. И не мудрено. Ведь они считаются посредниками между земным и небесным миром, им подчиняется железо. А железо - универсальный оберег и универсальный лекарь. По поверьям,чтобы не болела голова, нужно постучать по ней и сказать: «Железная голова». Избежать головной боли на весь год можно, положив во время первого в году грома на голову железный предмет. В кузнице ярко горит огонь в печи, а на столах расставлены уже выкованные вещи. Замки и ключи, купленные из рук кузница издавна славятся как мощные обереги...
Продолжаем осмотр и приходим на сыроварню. Сыр с древних времен в Беларуси считается сакральным продуктом. С ним в фольклоре связывают рождение детей и женские инициационные обряды. После первой брачной ночи, если невеста была целомудренна, молодому мужу дарили завернутый в холстину сыр. Дегустация сыра входит в стоимость билета, и независмо от экскурсии,все гости усадьбы могут отдать ему должное.
Выходим за ворота усадьбы и идем минут десять на ветряную мельницу, которой более 100 лет. С мельницами также связано множество верований. Одно из распространенных - днем мелят муку люди, а ночью – нечистая сила. Сами мельники также сильные колдуны. Даже бог грома Перун мог сжечь мельницу только после смерти ее владельца. Но для этого мельникам нужно было приносить в жертву куриц и домашних животных, обязательно черного цвета. Для вызывания ветра для ветряной мельницы мельнику просто бросал несколько жменей муки. Но,чтобы не утратить свою силу, ему запрещалось делать что либо бесплатно и разговаривать с односельчанами. Осматриваем мельницу, взбираясь по ступенькам до самого ее верха.
Выходим за ворота усадьбы и идем минут десять на ветряную мельницу, которой более 100 лет. С мельницами также связано множество верований. Одно из распространенных - днем мелят муку люди, а ночью – нечистая сила. Сами мельники также сильные колдуны. Даже бог грома Перун мог сжечь мельницу только после смерти ее владельца. Но для этого мельникам нужно было приносить в жертву куриц и домашних животных, обязательно черного цвета. Для вызывания ветра для ветряной мельницы мельнику просто бросал несколько жменей муки. Но,чтобы не утратить свою силу, ему запрещалось делать что либо бесплатно и разговаривать с односельчанами. Осматриваем мельницу, взбираясь по ступенькам до самого ее верха.
Все изучив, возвращаемся снова на территорию усадьбы. Находим новое развлечение – посещение конюшни и катание на лошадях. Хотим верхом - можно верхом. Хотим в коляске – пожалуйста, вот коляска. Здесь царство возилы – покровителя лошадей. Его представляют в человеческом образе, только с лошадиными ушами и копытами. Он заботится о лошадях, их размножении, защищает от болезней.
Разумеется, такая прогулка, на коляске или верхом, пробуждает аппетит. Значит, нам прямая дорога в шинок, небольшую белорусскую аутентичную закусочную. Из закусок важнейший специалитет - колбасы сыровяленные и сырокопченые. Колбаса издавна у белорусов считается символом зажиточности, возможности хорошо питаться: «есть от пуза». Ей посвящены народные поговорки, символизирующие «золотой век»: «Минули тыя часы, што летали каубасы» (минуло то время, когда летали колбасы), «Не будь ласы на чужыя каубасы» (не желай чужой колбасы). Кроме колбас – другие мясные деликатесы и самогон. Тут же можно зайти в помещение и посмотреть процесс его изготовления. Опять таки, билет с экскурсией включает дегустация мясных специалитетов и самогона.
Разумеется, такая прогулка, на коляске или верхом, пробуждает аппетит. Значит, нам прямая дорога в шинок, небольшую белорусскую аутентичную закусочную. Из закусок важнейший специалитет - колбасы сыровяленные и сырокопченые. Колбаса издавна у белорусов считается символом зажиточности, возможности хорошо питаться: «есть от пуза». Ей посвящены народные поговорки, символизирующие «золотой век»: «Минули тыя часы, што летали каубасы» (минуло то время, когда летали колбасы), «Не будь ласы на чужыя каубасы» (не желай чужой колбасы). Кроме колбас – другие мясные деликатесы и самогон. Тут же можно зайти в помещение и посмотреть процесс его изготовления. Опять таки, билет с экскурсией включает дегустация мясных специалитетов и самогона.
Разумеется, кроме шинка на территории музея есть замечательное кафе с большим разнообразным меню и демократичными ценами. Хорошо подкрепившись, возвращаемся в Минск с прекрасным настроением от посещения интересного, немного сказочного места и свежего загородного воздуха.
Читайте также
5 октября 2024
154 430