Феодосия. Богом данная
Бывалые курортники обычно доезжают до Феодосии с целю сделать пересадку и отправиться дальше – в Коктебель, Судак… А ведь менее 100 лет назад он был в почете и на пике популярности. В культурной истории Крыма Феодосия занимает особое место. Пожалуй, нет такого другого города, в котором бы так интенсивно, особенно в конце XIX - первой четверти XX века, процветала литературно-художественная жизнь
Более 2,5 тысяч лет назад, в VI веке до н. э., греческими купцами-мореходами из малоазийского города Милета был основана Феодосия, что в переводе означает «Богом данная».
В Средние века уже генуэзские купцы выкупили крымский город у Золотой Орды и назвали его Кафа. Он служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Поскольку город был расположен очень удобно, феодосийская бухта принимала множество кораблей из разных концов света. Город рос. Его населяли люди многих национальностей, разных конфессий. Население превышало 70 тысяч человек, в нем действовали филиал банка Святого Георгия и театр. Имелся свой монетный двор, где чеканились монеты.
К середине XV века Кафа превзошла по размерам Константинополь – крымский город переживал свой расцвет...
После присоединения Крыма к России в 1783 году городу было возвращено прежнее название - Феодосия. К слову, это единственный город в Крыму, который имеет своё первоначальное название.
В 1874-ом Симферополь соединили с Александровском (Запорожье) железной дорогой. Статус Феодосии стал резко падать. В это время в городе жил и работал Иван Константинович Айвазовский.
Местные жители гордятся не только тем, что их Феодосия – родина талантливого художника, великого мариниста, но и тем, что Айвазовский – достойный и почетный Гражданин: оказывается и один человек может изменить жизнь города к лучшему.
Иван Константинович лично ходатайствовал перед царем о строительстве железной дороге. Его просьба была услышана и в 1892-ом провели железнодорожную ветку из Джанкоя. Данный факт и некоторые другие события способствовали экономическому развитию и росту города. Более того, сюда потянулась российская богема – писатели, поэты, художники. Жизнь бурлила, особенно в курортный сезон, - она была насыщенна разнообразными культурными мероприятиями.
Айвазовский продолжал писать и творить добрые дела.
Еще при жизни в собственном доме художника открылись выставочные залы. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти Айвазовского в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу.
Адрес музея: Галерейная, 2. Время работы — с 10:00 до 17:00, вторник – до 13.00, выходной день - среда
Феодосия пытается чтить память сестер Цветаевых. На домах, где жили сёстры, установлены памятные доски. В мемориальном музее бережно сохраняют фотографии, воспоминания, записки Марины и Анастасии, устраивают литературные вечера, проводят замечательные экскурсии, но…
Музей Марины и Анастасии Цветаевых находится в доме, где в 1913-1914 годах снимала жилье Анастасия Цветаева с сыном. В то же время Марина Цветаева с семьей (мужем Сергеем Эфроном и дочкой Алей) поселились на даче художника-фотографа Редлиха, ныне ул. Шмидта, 14.
...Но… Дом-музей совсем небольшой, при этом часть дома и та комната, где жила Цветаева, принадлежат по-прежнему хозяйствующим городским структурам. Музейщики с их фондами ютятся в двух крошечных служебных комнатах и даже в коридоре установлены ценные экспозиции. Жилой интерьер феодосийского дома конца XIX - начала XX века воспроизведен в одной центральной комнате, где находятся пять мемориальных уникальных предметов - мебельный гарнитур (диван, кресло и столик) от 1904 года, стереоскоп и ручка от калитки… По воспоминаниям домочадцев, кресло было любимым местом отдыха Марины Цветаевой.
Юношеский, феодосийско-коктебельский период творчества Марины Цветаевой был необыкновенно насыщенным. Итогом стал сборник от 1914 года "Юношеские стихи", но свет он увидел только в 1976 году.
Крохотный видеоролик о музее сестер Цветаевых. Стихотворение Марины Цветаевой читает обворожительная Алиса Фрейндлих.
Адрес музея: ул. Коробкова, 13. Время работы — с 10:00 до 16:00, пятница – с 12.00 до 20.00, выходной день - понедельник
Анастасия Цветаева:
Литературно-мемориальный музей Александра Грина был открыт в Феодосии 9 июля 1970 года. По этому адресу Грин с супругой жили с сентября 1924 по апрель 1929 года. Лучше всего писатель рассказывает о доме словами своего героя из повести «Бегущей по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком,— место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня»
Небольшой одноэтажный дом, построенный в 1891 году, удачно сохранился, хотя внутри, конечно, все оформлено в необычном стиле – дань мечтам, фантазиям и желаниям писателя, его «блистающему миру». Наверно, ему бы нынешний дом, похожий на символический парусный корабль, понравился. «Здесь белые стены обшиты темным деревом и канатом. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия: Трюм фрегата, Каюта капитана Геза, Клиперная, Ростральная, Каюта странствий»
В музее только одна комната − кабинет Александра Грина − восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя. Обстановка ее очень скромная. В углу - ломберный стол, покрытый зеленым сукном, и с фотографией любимой жены. За ним Грин писал. На книжных полках - небольшая подборка русской и зарубежной беллетристики. В стенном шкафу - многотомный словарь Брокгауза и Эфрона, любимое чтение последних лет. Сундук для рукописей, два венских стула… Стены украшены репродукциями старинных гравюр с изображениями морских пейзажей.
Да, и в музее есть комната, где собраны почти все изданные книги Грина. Кстати, именно в этом доме были написаны «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана», множество рассказов...
Сюда приходят и приезжают поклонники творчества писателя. Говорят, что пик его популярности пришелся на 60 – 70-ые годы прошлого столетия. Те, кто в свое время зачитывался книгами Грина, нынче приводят в музей детей и внуков, чтобы вновь пережить «пленительные минуты своей юности», вернуться в пору мечтаний.
С. Бродский при посещении музея написал:
Адрес музея: Феодосия, ул. Галерейная, 10
Время работы с 1 июня по 1 октября - 09.00 - 17.00, с 1 октября по 1 июня - 09.00 - 17.00, перерыв 13.00 - 14.00. Выходной – понедельник. Санитарный день – первая пятница каждого месяца.
В Феодосии жили и творили поэты Максимилиан Волошин (единственный поэт, которому поставлен памятник в Париже при жизни), Осип Мандельштам…, художники Константин Богаевский, Лев Лагорио – первый ученик Айвазовского… Отдыхали и были проездом Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Антон Чехов, Алексей Горький…
P.S. Вашему вниманию:
- обзор, где речь идет о конкретных практических сведениях и некоторых наблюдениях,
- заключительный репортаж «Короткие встречи в пути » и видеоролик "Свои люди по всему Крыму": самый главный итог недолгого путешествия по Крыму - встречи, беседы, разговоры…
Немного истории
Более 2,5 тысяч лет назад, в VI веке до н. э., греческими купцами-мореходами из малоазийского города Милета был основана Феодосия, что в переводе означает «Богом данная».
В Средние века уже генуэзские купцы выкупили крымский город у Золотой Орды и назвали его Кафа. Он служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Поскольку город был расположен очень удобно, феодосийская бухта принимала множество кораблей из разных концов света. Город рос. Его населяли люди многих национальностей, разных конфессий. Население превышало 70 тысяч человек, в нем действовали филиал банка Святого Георгия и театр. Имелся свой монетный двор, где чеканились монеты.
К середине XV века Кафа превзошла по размерам Константинополь – крымский город переживал свой расцвет...
Второй расцвет случился на границе двух столетий – XIX – XX
После присоединения Крыма к России в 1783 году городу было возвращено прежнее название - Феодосия. К слову, это единственный город в Крыму, который имеет своё первоначальное название.
В 1874-ом Симферополь соединили с Александровском (Запорожье) железной дорогой. Статус Феодосии стал резко падать. В это время в городе жил и работал Иван Константинович Айвазовский.
Местные жители гордятся не только тем, что их Феодосия – родина талантливого художника, великого мариниста, но и тем, что Айвазовский – достойный и почетный Гражданин: оказывается и один человек может изменить жизнь города к лучшему.
Иван Константинович лично ходатайствовал перед царем о строительстве железной дороге. Его просьба была услышана и в 1892-ом провели железнодорожную ветку из Джанкоя. Данный факт и некоторые другие события способствовали экономическому развитию и росту города. Более того, сюда потянулась российская богема – писатели, поэты, художники. Жизнь бурлила, особенно в курортный сезон, - она была насыщенна разнообразными культурными мероприятиями.
Айвазовский продолжал писать и творить добрые дела.
Еще при жизни в собственном доме художника открылись выставочные залы. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти Айвазовского в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу.
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и а память обо мне, Айвазовском, завещаю городу Феодосии, моему родному городу
Адрес музея: Галерейная, 2. Время работы — с 10:00 до 17:00, вторник – до 13.00, выходной день - среда
Музей сестер Цветаевых
Феодосия пытается чтить память сестер Цветаевых. На домах, где жили сёстры, установлены памятные доски. В мемориальном музее бережно сохраняют фотографии, воспоминания, записки Марины и Анастасии, устраивают литературные вечера, проводят замечательные экскурсии, но…
Музей Марины и Анастасии Цветаевых находится в доме, где в 1913-1914 годах снимала жилье Анастасия Цветаева с сыном. В то же время Марина Цветаева с семьей (мужем Сергеем Эфроном и дочкой Алей) поселились на даче художника-фотографа Редлиха, ныне ул. Шмидта, 14.
...Но… Дом-музей совсем небольшой, при этом часть дома и та комната, где жила Цветаева, принадлежат по-прежнему хозяйствующим городским структурам. Музейщики с их фондами ютятся в двух крошечных служебных комнатах и даже в коридоре установлены ценные экспозиции. Жилой интерьер феодосийского дома конца XIX - начала XX века воспроизведен в одной центральной комнате, где находятся пять мемориальных уникальных предметов - мебельный гарнитур (диван, кресло и столик) от 1904 года, стереоскоп и ручка от калитки… По воспоминаниям домочадцев, кресло было любимым местом отдыха Марины Цветаевой.
Юношеский, феодосийско-коктебельский период творчества Марины Цветаевой был необыкновенно насыщенным. Итогом стал сборник от 1914 года "Юношеские стихи", но свет он увидел только в 1976 году.
Крохотный видеоролик о музее сестер Цветаевых. Стихотворение Марины Цветаевой читает обворожительная Алиса Фрейндлих.
Адрес музея: ул. Коробкова, 13. Время работы — с 10:00 до 16:00, пятница – с 12.00 до 20.00, выходной день - понедельник
Музей Грина
Анастасия Цветаева:
В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей... Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...
Литературно-мемориальный музей Александра Грина был открыт в Феодосии 9 июля 1970 года. По этому адресу Грин с супругой жили с сентября 1924 по апрель 1929 года. Лучше всего писатель рассказывает о доме словами своего героя из повести «Бегущей по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком,— место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня»
Небольшой одноэтажный дом, построенный в 1891 году, удачно сохранился, хотя внутри, конечно, все оформлено в необычном стиле – дань мечтам, фантазиям и желаниям писателя, его «блистающему миру». Наверно, ему бы нынешний дом, похожий на символический парусный корабль, понравился. «Здесь белые стены обшиты темным деревом и канатом. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия: Трюм фрегата, Каюта капитана Геза, Клиперная, Ростральная, Каюта странствий»
В музее только одна комната − кабинет Александра Грина − восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя. Обстановка ее очень скромная. В углу - ломберный стол, покрытый зеленым сукном, и с фотографией любимой жены. За ним Грин писал. На книжных полках - небольшая подборка русской и зарубежной беллетристики. В стенном шкафу - многотомный словарь Брокгауза и Эфрона, любимое чтение последних лет. Сундук для рукописей, два венских стула… Стены украшены репродукциями старинных гравюр с изображениями морских пейзажей.
Да, и в музее есть комната, где собраны почти все изданные книги Грина. Кстати, именно в этом доме были написаны «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана», множество рассказов...
Сюда приходят и приезжают поклонники творчества писателя. Говорят, что пик его популярности пришелся на 60 – 70-ые годы прошлого столетия. Те, кто в свое время зачитывался книгами Грина, нынче приводят в музей детей и внуков, чтобы вновь пережить «пленительные минуты своей юности», вернуться в пору мечтаний.
С. Бродский при посещении музея написал:
Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике немного отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена
Адрес музея: Феодосия, ул. Галерейная, 10
Время работы с 1 июня по 1 октября - 09.00 - 17.00, с 1 октября по 1 июня - 09.00 - 17.00, перерыв 13.00 - 14.00. Выходной – понедельник. Санитарный день – первая пятница каждого месяца.
В Феодосии жили и творили поэты Максимилиан Волошин (единственный поэт, которому поставлен памятник в Париже при жизни), Осип Мандельштам…, художники Константин Богаевский, Лев Лагорио – первый ученик Айвазовского… Отдыхали и были проездом Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Антон Чехов, Алексей Горький…
P.S. Вашему вниманию:
- обзор, где речь идет о конкретных практических сведениях и некоторых наблюдениях,
- заключительный репортаж «Короткие встречи в пути » и видеоролик "Свои люди по всему Крыму": самый главный итог недолгого путешествия по Крыму - встречи, беседы, разговоры…
Читайте также