Городская скульптура Элисты.Часть I. Белый старец и Лу.
Элиста - город, где буквально на каждом шагу встречаются городские скульптуры. Они повсюду: на улицах, в парках, скверах. Ни в одном городе я не встречала такого количества изваяний от малых размеров до больших.
Всё дело в том, что в Элисте в 1997-1998 годах проходил Международный симпозиум скульпторов. В рамках симпозиума было проведено четыре конкурса (биеннале) под названиями "Великий шелковый путь", "Человек и природа глазами Востока", "Мир Давида Кугультинова", "Планета Каисса". В рамках этого симпозиума Элиста приобрела более пятидесяти скульптур, которые и разместили на туристических маршрутах города. Так что мимо не пройдете. Это и исторические персонажи, и персонажи из калмыцкого фольклора, эпоса "Джангар", буддизма. Многие изваяния несут в себе философскую нагрузку. Возле каждой скульптуры табличка с названием работы, именем автора и qr-кодом, который можно считать с помощью телефона и послушать, что скульптор выразил в своем творении. Очень занимательный и познавательный процесс.
В парке Дружбы на Аллее Героев, недалеко от золотых ворот Алтн Босх стоит Цаган Аав (Белый старец) - мифологическое божество. Этот персонаж особо почитаемый не только как покровитель народа, но и всего живого на земле. Он символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия, национальной самобытности. Он хранитель семейного благополучия, богатства и изобилия. Особенно был чтим у калмыков во времена тенгрианства — доббудийской народной религии. К слову сказать, тенгрианство почитают калмыки и по сей день, придерживаются ее канонов. Например, следуя ему, ни в коем случае нельзя быть в печали, унынии, охать и страдать. Доброжелательность - главное. И это, действительно, ощущаешь, находясь здесь.
Правая рука Белого старца лежит на спине волка. Волк - символ неподкупности. Спутники старца орел и сайгак, жители калмыцких степей, символы Калмыкии. В руке старец держит посох, на плечах накинута сутана-лавшаг, голова покрыта шапкой-гюрсн. На тыльной стороне скульптуры изображён элемент калмыцкого орнамента, который символизирует вечное движение и бессмертие Вселенной. Этим орнаментом украшены и все фонари Элисты.
Скульптура Белого старца стоит и у входа в Золотую обитель Будды Шакьямуни. А здесь на Аллее славы рядом со старцем установлена скульптура Будды. Вот ведь, уживаются два верования у этого народа: одновременно поклоняются калмыки и Будде, и Цаган Ааве.
Если остановитесь в центральной гостинице "Элиста", то каждый день вас будет приветствовать огромный дракон Лу - Покровитель Востока. Тувинский скульптор Х. Донгак сотворил это мифологическое священное животное в древних традициях резьбы по тувинскому камню — зеленоватому агальмолиту.
Это чудище хочется рассматривать. Посмотрите, как рельефно выделены глаза, ноздри, широкий рот с высунутым языком, изогнутые назад лировидные рожки, между ними пучок волос. Тело изображено волнообразно. По внешнему верхнему контуру туловища вздыбленные волосы, переходящие плавно в приподнятый хвост в обрамлении стилизованных волос. Дракон сидит на четырех коротких лапах. Колени в верхней части украшены завитком, ниже рельефно вылеплены трехпалые ноги. Мы, глядя на его позу, гадали: он приземлился только что или собирается взлетать. А дракон, как бы читая наши мысли, улыбается. Очень милое существо. В восточной мифологии - спаситель мира, обладает непостижимым счастьем и также, как и счастье, нереален, неуловим. Тут же установлены часы, тоже декорированны, как и фонари, характерным народным орнаментом.
Все скульптуры, которые встречались на пути сфотографировала, поэтому не буду долго утомлять вас рассказом о них в этом повествовании. Продолжение следует...