Храм-крематорий Пашупатинатх в Катманду и ритуал кремации в Непале

При планировании поездки в Непал предполагалось, что самые сильные впечатления будут связаны с Гималаями — ведь именно в Непале находятся 8 из 14 «восьмитысячников». Интернет заполнен фотографиями туристов в Катманду и Покхаре, снятых на фоне снежных пиков.

Однако из-за дождливой и туманной погоды настоящих гор мы так и не увидели, поэтому сейчас я расскажу о том, что поразило меня сильнее всего, в отсутствие заснеженных вершин. Речь пойдет о кремациях — самом распространенном способе погребения в индуистской культуре.

Кстати, помимо кремаций, индуисты также практикуют такие более экзотические способы погребения (хотя это слово и не совсем подходит), как раздирание тела хищными птицами.
Важно понимать, что кремация в строгом смысле слова в индуистской культуре не является траурным ритуалом. Ведь каждый человек живет много жизней, проходя по разным этапам «сансары» (множества перерождений), и если человек жил правильно, то в следующей жизни он как бы переходит на следующий этап.

Больше всего индуисты мечтают однажды не родиться, перейдя в состояние «мокши» — завершению этого цикла перерождений и освобождению от тягот материального мира. Мокша — это практически синоним буддистской нирваны: высшее состояние, конечная цель человеческих стремлений. Считается, что одним из способов увеличить шансы достичь мокши является погребение в правильном, самом священном месте. В Индии таким местом является город Варнаси, в Непале — храм Пашупатинатх в Катманду. Из-за этого он притягивает индуистов с разных концов страны и мира (гид рассказывал, что довольно часты случаи, когда для кремации сюда привозят тела индуистов из США или ОАЭ).



Я еще в деталях расскажу об обряде кремации несколько ниже в этой статье, сначала же давайте посмотрим на главную непальскую святыню поподробнее.

Описание храмового комплекса Пашупатинатх


Пашупатинатх — это храм в честь одной из реинкарнаций бога Шивы — в обличии Пашупати, царя животных. Его название «Pashupatinath» происходит от трех санскритских слов: «пашу» (животное), «Пати» (защитник) и «Натх» (владыка). Храм расположен на берегу священной реки Багмати, которая, в свою очередь, впадает в еще более священный Ганг. Именно поэтому остатки кремированных тел спускаются в Багмати, здесь же омывается тело усопшего, здесь же купаются, смывая с себя грязь и все мирское, родственники умерших.

При нас в Багмати купались мальчишки — прямо напротив мест для кремации. Правда, насколько я могу судить, в Багмати не затапливают трупы тех, кому не хватило денег на кремацию, поэтому состояние реки несколько лучше, чем у Ганга.

Пашупатинатх является главным индуистским храмом Непала и самым знаменитым храмом в честь бога Шивы в мире. Вот изображение Шивы на входе в главную часть храма:


Изображение бога Шивы в одной из его реинкарнаций

Пашупатинатх впервые упоминается в источниках в 477 году, однако к тому времени здесь уже давно проводили обряды в честь Шивы. Современный главный храм построен в XIX веке, а самым древними постройками на территории храмового комплекса являются статуя Будды VII века (в конце кремационных гатов, у храма Радж Раджешвари) и лингам (символ мужского начала в индуизме) аж V века, расположенный на террасах восточного берега реки.

Комплекс сам по себе огромный и располагается на двух берегах реки Багмати:


Карта храмового комплекса Пашупатинатх (Катманду)


На следующем фото изображен мост, соединяющий оба берега Багмати между собой:


Мост через реку Багмати (Катманду)

Все основные храмы комплекса находятся на западном берегу Багмати (слева на карте). Там же, вдоль реки расположены квадратные постаменты для погребальных костров — гхаты (вверх и вниз от моста). Между ними — ступеньки для омовения живых людей. Наклонные спуски — гхаты для омовения мертвых. На противоположном берегу располагаются круглые гхаты — площадки для поминальной трапезы. На них умещается 3-4 человека и еда раскладывается прямо на постаменте.

Тысячи паломников-индуистов из Непала и Индии ежедневно приходят сюда в надежде получить благословение Шивы. Здесь же собираются странствующий йоги — садху (на фото — старик справа):




По всему храмовому комплексу расположены 108 небольших «беседок», к которым приходят молиться о рождении ребенка бездетные пары. Внутри каждой такой беседки расположен лингам (символизирующий женское начало), а снаружи — лягушка, символизирующая мужское начало:


Лягушка, призывно смотрящая на лингам внутри беседки

На территорию комплекса приходят старики доживать свои дни (многочисленные астрологи подвизаются на том, что предсказывают им дату смерти, и они заранее готовятся к кремации именно в этом священном месте). Здесь устроено что-то наподобие «богадельни»: непривычно прямо на ступенях храма видеть постиранное белье и стариков, которые живут прямо в соседних кельях-домах:




Также комплекс знаменит тем, что в нем живет огромное количество обезьян:




Как добраться до Пашупатинатха



Храм расположен близко к международному аэропорту Катманду. Самый простой способ добраться на него — на такси. Из Тамеля (туристический центр Непала) такси до Пашупатинатха стоит 400-600 рупий (одна рупия - это примерно 60 копеек РФ на сентябрь 2018 года).

Вход в храм стоит 1000 рупий с человека, причем билет не дает права входить внутрь собственно храма неиндуистам (можно лишь попробовать заглянуть за ворота).

Если хотите сэкономить и не инвестировать 500 рублей в экономику Непала :), любой гид проведет вас бесплатной тропой в храмовый комплекс, с другого берега Багмати: от главного входа налево, сразу как перейдёте речку по правую руку будут сначала одни ступеньки вверх, потом вторые. Поднимаетесь по вторым проходите немного вдоль заборчика и спускаетесь в Пашупати, там местных так много ходит, не заблудитесь, как бонус — получите отличный вид сверху на комплекс.


Обряд кремации



Чтобы реинкарнация произошла правильно, душа должна освободиться от плоти, а та – быть достойно уничтожена. Это очень важно, так как иначе дух покойного будет неупокоен и его злая участь (вечное блуждание между мирами живых и богов) отразится на членах всего рода. Поэтому процесс погребения тела очень важен и имеет множество деталей и нюансов.



Интересные факты о кремации в Непале:
- Кремация так привлекательна для индуистов, поскольку переносит остатки тела во все пять важных для индуизма стихий: воду, воздух, землю, огонь и эфир (дух). Именно поэтому оставшийся после кремации пепел частично развеивается, частично смывается в реку.

- Кремации подлежат не все индуисты — так, она не применяется для маленьких детей (т.к. считается, что дети и так безгрешны), и их просто спускают в реку или закапывают. Также не кремируются тела отшельников-садхов (они также просто закапываются).

- Кремация — это довольно дорогое удовольствие. Цена доходит до 200 долларов, что является совершенно неподъемной суммой для подавляющего большинства жителей Непала. Высокая цена обусловлена популярностью места, а также высокой стоимостью дров. Те, кто не могут себе позволить кремацию в Пашупатинатх, кремируются с меньшим пафосом, в менее святых местах. Также есть практика, когда бедняки собирают остатки дров из чужих погребальных костров. В свою очередь, представители богатых семей могут использовать для кремации дорогие сорта деревьев (например, сандаловое дерево).

- Мало заплатить деньги — нужно еще и дождаться своей очереди на кремацию, поскольку умерших гораздо больше, чем площадок для сожжения. Поэтому на территории комплекса не так давно был построен электрокрематорий, кремация в котором стоит в десять раз дешевле. Однако он мало популярен, поскольку такая кремация теряет свой основной смысл, который заключается в возвращении тела в пять породивших его стихий.

- Тела покойных представителей высших каст сжигают к северу от моста через Багмати, а для членов королевского рода существует специальный постамент. К югу от моста постаменты для низших каст — именно они изображены на главной фотографии поста.

- В Пашупатинатхе, в отличие от знаменитого индийского Варанаси, кремации идут все же с меньшим размахом, поэтому нет такого ощущения ужаса и другой реальности. Запах жженого мяса практически не заметен (во всяком случае, я не особо почувствовал), также нет каких-то остатков тел (рук, ног, голов), про которые рассказывают все посетившие Варанаси.

- Цвет траура в индуизме — белый, поэтому все участники носят одежду из белых тканей. В знак траура в течение года после смерти «главный родственник» умершего носит белую одежду (это может быть вдова или старший сын).

Ритуал кремации довольно сложен и включает в себя целую цепочку последовательных событий. Я не подходил очень близко к гатхам, поэтому не могу проиллюстрировать свой рассказ фотографиями:

- Все начинается с омовения каждого участника погребальной церемонии. По традиции, омовение нужно совершать в реке, однако она довольно грязная и заиленная, поэтому у каждого гатха есть специальные краны с водой, под которыми ополаскиваются все участники процедуры.

- Пока тело дожидается своей очереди на кремацию, родственники кладут его возле воды, так, чтобы она касалась ступней покойного. Это символизирует очищение от грехов, которые он накопил при жизни.

- После омовения с умершего срезают одежду и заворачивают в белую ткань. Остатки одежды спускают в Бадмати, откуда ее с удовольствием вылавливают местные мальчишки.


Местные мальчишки, купающиеся в Багмати, прямо напротив погребальных костров. Круглые постаменты на левом берегу предназначены для "поминок".

- К началу церемонии все участники-мужчины переодеваются в белую одежду. Женщины обычно не принимают участия в активной части процесса и выступают лишь в роли наблюдателей.

- Покойному, который до этого замотан в ярко-желтую ткань, открывают лицо, и родственники руками по пять раз поливают его водой. Один из мужчин семейства бреется наголо, оставляя лишь прядь волос на затылке, и облачается в белые одежды. Если умер отец, это делает старший сын, если мать — младший сын, если жена — муж. Он поджигает от священного огня ветки и обходит с ними вокруг тела пять раз (потому что тело уходит в пять стихий), после чего родственники садятся рядом с площадкой смотреть на костер.

- Разжигать костер можно только естественным способом (именно поэтому электрокрематорий не популярен). Если умерла женщина, полностью не сжигают ее таз, если мужчина — оставляют ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Бадмати и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли, когда все заканчивается. Затем он собирает остатки пепла покойного, заходит в реку и лопатой рассеивает по воде или зарывает в ил.

- Обычно в процедуре всегда участвует профессиональный «сжигатель трупов» — он относится к касте неприкасаемых, подкаста «дом-раджа». Их судьба — нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста «дом-раджа» имеет деньги, на что намекает даже элемент «раджа» в названии.

- Для костра специальным образом раскладываются дрова, к которым обязательно добавляется рисовая солома. Именно она обеспечивает сильный дым, но это — обязательный элемент ритуала.




- Каждый день эти люди чистят территорию, просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт с целью найти драгоценности, которые родственники не имеют права снимать с умершего.

- При грамотном подходе тело полностью сгорает на костре за 3-4 часа. Родственники могут не досиживать до конца, и зачастую окончание кремации наблюдает лишь нанятый представитель касты «дом-раджа». Остатки пепла и дров смываются в реку.

- После проведения церемонии погребения родственники умершего не должны ни с кем говорить, встречаться и даже прикасаться друг к другу, поскольку все они на время становятся «грязными», неприкасаемыми. Только после проведения ритуала очищения и отпущения грехов через 11 дней они вновь смогут вернуться к обычной жизни. Ритуал проводится здесь же, в Пашупатинатхе, в специально отведенных для этого домиках-беседках.

Такая вот история. Очень грустная и печальная для нашей культуры, но совершенно по-другому воспринимаемая в индуизме. За время подготовки этого поста я прочитал множество отзывов о кремации, написанных разными людьми. Все они единодушны в том, что сама процедура проходит довольно благостно, родственники с заботой и любовью совершают все описанные выше действия, выражая тем самым свою любовь к умершему и вкладывая в нее всю свою душу.

"Истории моих путешествий" ilmelnik.ru.
Комментарии
Эгамберды Кабулов
6 ноября 2018, в 07:36

Было интересно. Я сам там был, фотографировал. Но должен признать, что ваш репортаж лучше.

Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.