Играй, балалайка!
«Black and White», а еще «The Earth Song» короля поп-сцены Майкла Джексона знают все, а вот как эти хиты звучат в исполнении фолк-группы – далеко не каждый слышал. Владимирские музыканты рискнули, и удивили новым взглядом на классику жанра.
Причем, в главной роли музыкального эксперимента была… балалайка, а точнее – талантливый музыкант Сергей Малёнкин, который играет в составе популярного фолк-коллектива из Владимира - «Колокол».
материал о сольном концерте фолк-бэнд "Колокол" в эфире Владимирского областного телеканала
Сергей исколесил с гастролями и балалайкой за плечами чуть ли не всю Европу. С трудом вспоминает, в каких городах не был. В родном Владимире – самом центре Золотого кольца страны, (популярный туристический маршрут, к слову, в этом году отметил полвека) – его музыкальный талант всерьез востребован.
Мало того, что наш герой - участник сразу нескольких коллективов, успевает и преподавать, и воспитывать вместе с супругой Оксаной Иващук (вокалисткой фолк-бэнд «Колокол») двух сыновей. В прошлом году во Владимире прошел большой сольный концерт «Колокола». Фолк плюс джаз, фанк, фьюжн и этно-хаус…. Музыканты презентовали новую программу, в которую вошли народные и авторские песни.
О том, какой он – современный народный исполнитель? О грядущем новом альбоме группы, а еще о секретах из детства: как и почему над маленьким Сережей Малёнкиным и его балалайкой посмеивались друзья, как не стал баянистом и комбайнёром …
Сергей Малёнкин с семьей
Эксклюзивное интервью популярного владимирского музыканта Сергея Малёнкина Клубу путешественников телеканала «Моя Планета».
Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала «Моя Планета»
В материале использованы фото из личных архивов Сергея Малёнкина
- Сереж, привет!
- Привет, Наташа!
- Начнем с главного: твоя музыкальная мечта?
- Сейчас - это записать альбом с дорогим мне коллективом, фолк-бэндом «Колокол». Вроде договорились: и по цене, и по студии. Знаешь, все не так просто. Важен человеческий фактор в таком деле – многие задействованы в процессе. Понимаешь?
Важно, чтобы смогли вместе собраться. Опять же: процесс записи очень непростой! Делать будем 12-14 песен. Они должны быть идеально записаны.
- Каким, на твой взгляд, не должен быть народный музыкант сегодня?
- Он не должен быть закостенелым в одной форме - обязан быть гибким и ищущим! Сейчас огромная масса музыки, и, чтобы из этой массы выделиться, надо постоянно удивлять! Постоянно! Делать что-то такое, что еще никто делал и не слышал. Не забывая, конечно, о высочайшей эстетической планке.
- Твоя гастрольная жизнь очень разнообразна! Исколесил всю Европу. Расскажи о последних поездках…
- Поездки были удивительные, колоритные, классные! Первая - в Польшу, с ансамблем «Владимирские рожечники» (прим.: ансамбль является лауреатом и дипломантом международных и всероссийских конкурсов. В частности, в 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал победителем Владимирской областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства). Это была полноценная фестивальная гастрольная поездка: себя показали, других посмотрели.
Еще одна поездка случилась - в республику Коми. Ездил с ансамблем «Колокол». Там нам повезло с погодой! (улыбается) Было тепло, много человек пришли на концерт.
Нельзя не вспомнить поездку в Феодосию, в Крым, но уже с коллективом «Хор русской песни» Владимирского областного музыкального колледжа, где тоже имею счастье работать. Фестиваль называется - «Бархатные встречи». Тоже классно показали себя. Были хедлайнерами везде. Плюс: море, погода – просто замечательно.
- Поздравляю! О Европе поподробнее прошу…
- Мне повезло: у меня были длительные гастроли по Европе. В течение почти четырех лет! В Германию ездил. Очень плодотворно попутешествовал, поиграл на балалайке, попел в хоре. Очень мало стран, где не был. И каждый день - новый город, новая церковь (мы именно на таких площадках выступали). Жизнь в дороге. Но! Это было здорово, забыть невозможно. Видел многое: и Лазурный берег Франции, и север Германии, был Голландии, Чехии, Польше... Там есть традиция – слушать русские песни, там это любят. К счастью!
- Поделись, почему – балалайка?
материал о Сергее Малёнкине в эфире Владимирского областного телеканала
- С детства! Был такой давний коллектив во Владимире - «Русские потешки». Там впервые увидел балалайку. Балалайка мне очень понравилась. Родители это заметили, купили мне сувенирный инструмент. Я на ней выучил пару «блатных» аккордов. Песенки какие-то играл – потом повесил на стенку. Она висела-висела… И потом снова проявил интерес к инструменту. Начал понемногу играть. И где-то ... лет в 9-10 ... родители меня спрашивают: «А пойдешь в школу музыкальную?» Я согласился. Посадили сначала за баян.
- Вот это да!
- Правда! Но баян не пришелся по душе. Отдали учиться игре на балалайке. Все совпало: балалайка была и дома, балалайка была и в школе музыкальной. Вот, с тех пор и пошла моя «музыкальная» дорожка. Окончил школу, потом мой друг настоял, мол, пойдем в колледж музыкальный … Я: «Ну, что ж, пойдем!» Хотя, когда учился в старших классах, мечтал быть трактористом или комбайнером.
- Да ты что! (обалдевшая)
- Ага! Хотел в Новоалександровский техникум поступать, но товарищ настоял, и мы поехали учиться музыке.
Отучились, поступили во владимирский вуз, защитили дипломы и благополучно отправились в плавание – с песней по жизни. С балалайкой не расставался, слава Богу, за это время. У меня не было творческих перерывов.
- Подшучивали в школе, мол, «балалаечник»?
- Еще бы! (улыбается) Естественно, поначалу были такие «ломания». Я сначала не понимал, что это – фишка на самом деле! Что отличаюсь от других… Вот сейчас это молодым исполнителям говорю. Они иногда комплексуют, вот, мол, я с балалайкой – это же не модно! Говорю, что в городе пять или шесть человек, которые играют на балалайке.
А Владимир – это 400 тысяч жителей. Представляешь, как ты можешь отличаться от других музыкантов! Что самое главное сегодня? Верно - выделиться из толпы. В этом как раз - ценность человека, когда ты можешь что-то показать людям! Да, когда-то бывало и посмеивались надо мной. Сейчас я могу посмеяться (смеется)
- Система образования сегодня дотягивает до уровня, который диктует современный ритм и время?
- В России очень сильна наша «балалечная» школа, и, к сожалению, про это мало, кто знает. Есть направление академическое, а есть направление эстрадное. В эстрадном направлении известны имена Алексея Архиповского и Дмитрия Калинина, а из «академистов» не знают никого. Это обидно. А там - огромная плеяда музыкантов, которые делают с балалайкой просто немыслимые вещи. Играют все: и симфонические произведения, классику, сложнейшие авторские произведения для балалайки. Но они «варятся» в своеобразном вакууме. Выступают в консерваториях, филармониях – на концертной площадке редко увидишь. Исполнители есть потрясающие.
Впрочем, по себе сужу, люди поворачиваются лицом к культуре. Наверное, научились зарабатывать, появилась возможность духовно обогащаться. Люди слушают музыку и к русской культуре, мне кажется, интерес растет. Все больше фольклорных проектов рождаются и музыканту есть, где работать.
- В прошлом году - большой сольный концерт, в этом – альбом! А в зале – всегда аншлаг! В чем «фишка» фолк-бэнда «Колокол»?
- Мы стараемся быть самобытными. Есть такое понятие, как «клюква». Слышала?
- Поясни…
- Это такое «показушное» исполнение, «махровое» что ли… «Колокол» старается быть другим – иметь свой почерк. Мы существуем уже четыре года, за это время поняли, что народу нравится, что нравится нам. Есть у команды эстетическая планка, ниже которой мы не опускаемся. Добротно делаем свое дело: бережно берем тему, аранжируем. Проверено многими концертами, что нашим зрителям такой подход по душе.
А сначала мы увлекались инструментальной музыкой – это было ошибкой. Если брать песню, допустим, шесть куплетов, они вроде бы быстро должны пройти, да? А мы туда «напихивали» столько «инструментала», ты не представляешь! Мы же в коллективе все инструменталисты, кроме нашей вокалистки - Оксаны Иващук. А людям, как выяснилось, все же нравится слышать голос.
- Народная музыка становится «попсовее»?
- Конечно. И я нисколечко не стесняюсь этого. Потому что многие, назовем их «академистами», закостенелые в своем жанре. Они считают, что этот жанр вот такой, и из него нельзя «вылетать» никуда! А я, наоборот, придерживаюсь мнения, что надо пробовать, не бояться экспериментов … Можно и «Мурку» играть так, что любой консерваторский профессор скажет: «Молодец!»
По себе могу сказать, что участие в фолк-бэнд «Колокол» - это использование балалайки в современном звучании. Состав наш: ударная установка, клавиши, бас и балалайка... Помню, был спецзаказ нам – сыграть Майкла Джексона с этим набором инструментов.
- Ого!
- Мы сначала, конечно, покрутили пальцем, а потом подумали: почему бы и нет?! Песня «Black and White», помнишь, вступление (напевает) – там же гитара «вступает», а мы переделали и главной героиней стала балалайка. А «The Earth Song» - опять же исполнял я на балалайке! Мы сделали попурри на тему Майкла Джексона. Классно же!
Даже шансон играл, знаешь! (смеемся) К шансону отношусь скептически, потому что тексты бывают очень некрасивые. Не приемлю в музыке мат, нецензурную лексику. А все остальное… даже и рэпчик можно (смеемся), и электронную музыку – все можно, но разумно!
- Запиши сольную пластинку с балалайкой, а?
- Эти мысли постоянно возникают, признаюсь тебе! Но, чаще всего, сводится все к тому, что играешь мелодии-хиты. Они нравятся всем. До своего дело – если совсем уж честно – не доходит. Со своей музыкой очень тяжело пробиться.
Вот я бы хотел привести пример: есть такой состав - "Оркестр Куш". Классная музыка - своя музыка - но не знаю, насколько они популярны в медийной среде, потому что играют исключительно свой материал. С ним очень тяжело популяризировать коллектив.
- Однако, было бы здорово с таким материалом в больших тв-проектах песенных пробовать свои силы… Нет?
- На этот вопрос здорово ответила своим творчеством Тина Кузнецова с проектом – «Zventa Sventanа». Очень качественный фолк, с джазовыми импровизациями. Тина в фольклорной манере исполняла такие вещи, которые стали очень классной «фишкой». Взять песню «Ваня» - типичные девичьи страдания, но она сделала ее так, что трек превратился в шикарное современное произведение.
Смотря еще, в какой манере сочинять. Я больше к народной музыке тянусь, но есть такая штука, как импровизация. Это - сплошное сочинительство! Если ты импровизируешь на площадке, то это уже ТВОЯ музыка: здесь и сейчас.
- Получается, тебе комфортно творить здесь – во Владимире?
- Да! Здесь сама земля наполнена историей, ты никуда от нее не денешься. Вот мы с тобой сидим - перед нами Дмитриевский собор XII века. Вот он - и есть история. И традиция исполнительства на музыкальных инструментах здесь сильна. Тут это любят и помнят. В мегаполисе очень много путей-дорожек, по которым можно идти, забрести не туда – в тех краях искусство немного, но рафинированное. А здесь – вышел в поле, играешь на дудке, как это было 200 или 300 лет назад. Красота! То же самое с балалайкой! (задумчиво смотрит вдаль и улыбается…)
Состав фолк-бэнд "Колокол":
- первый ряд: Сергей Малёнкин - главный по балалайке и разным народным инструментам, Оксана Иващук - вокалистка;
- второй ряд (слева направо): Дмитрий Бугаков - бас-гитара, автор песен; Станислав Фёдоров - клавиши; Сергей Крайнов - перкуссия; Олег Васильев - ударные.
- первый ряд: Сергей Малёнкин - главный по балалайке и разным народным инструментам, Оксана Иващук - вокалистка;
- второй ряд (слева направо): Дмитрий Бугаков - бас-гитара, автор песен; Станислав Фёдоров - клавиши; Сергей Крайнов - перкуссия; Олег Васильев - ударные.
Причем, в главной роли музыкального эксперимента была… балалайка, а точнее – талантливый музыкант Сергей Малёнкин, который играет в составе популярного фолк-коллектива из Владимира - «Колокол».
материал о сольном концерте фолк-бэнд "Колокол" в эфире Владимирского областного телеканала
Сергей исколесил с гастролями и балалайкой за плечами чуть ли не всю Европу. С трудом вспоминает, в каких городах не был. В родном Владимире – самом центре Золотого кольца страны, (популярный туристический маршрут, к слову, в этом году отметил полвека) – его музыкальный талант всерьез востребован.
Мало того, что наш герой - участник сразу нескольких коллективов, успевает и преподавать, и воспитывать вместе с супругой Оксаной Иващук (вокалисткой фолк-бэнд «Колокол») двух сыновей. В прошлом году во Владимире прошел большой сольный концерт «Колокола». Фолк плюс джаз, фанк, фьюжн и этно-хаус…. Музыканты презентовали новую программу, в которую вошли народные и авторские песни.
О том, какой он – современный народный исполнитель? О грядущем новом альбоме группы, а еще о секретах из детства: как и почему над маленьким Сережей Малёнкиным и его балалайкой посмеивались друзья, как не стал баянистом и комбайнёром …
Сергей Малёнкин с семьей
Эксклюзивное интервью популярного владимирского музыканта Сергея Малёнкина Клубу путешественников телеканала «Моя Планета».
Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала «Моя Планета»
В материале использованы фото из личных архивов Сергея Малёнкина
- Сереж, привет!
- Привет, Наташа!
- Начнем с главного: твоя музыкальная мечта?
- Сейчас - это записать альбом с дорогим мне коллективом, фолк-бэндом «Колокол». Вроде договорились: и по цене, и по студии. Знаешь, все не так просто. Важен человеческий фактор в таком деле – многие задействованы в процессе. Понимаешь?
Важно, чтобы смогли вместе собраться. Опять же: процесс записи очень непростой! Делать будем 12-14 песен. Они должны быть идеально записаны.
- Каким, на твой взгляд, не должен быть народный музыкант сегодня?
- Он не должен быть закостенелым в одной форме - обязан быть гибким и ищущим! Сейчас огромная масса музыки, и, чтобы из этой массы выделиться, надо постоянно удивлять! Постоянно! Делать что-то такое, что еще никто делал и не слышал. Не забывая, конечно, о высочайшей эстетической планке.
- Твоя гастрольная жизнь очень разнообразна! Исколесил всю Европу. Расскажи о последних поездках…
- Поездки были удивительные, колоритные, классные! Первая - в Польшу, с ансамблем «Владимирские рожечники» (прим.: ансамбль является лауреатом и дипломантом международных и всероссийских конкурсов. В частности, в 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал победителем Владимирской областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства). Это была полноценная фестивальная гастрольная поездка: себя показали, других посмотрели.
Еще одна поездка случилась - в республику Коми. Ездил с ансамблем «Колокол». Там нам повезло с погодой! (улыбается) Было тепло, много человек пришли на концерт.
Нельзя не вспомнить поездку в Феодосию, в Крым, но уже с коллективом «Хор русской песни» Владимирского областного музыкального колледжа, где тоже имею счастье работать. Фестиваль называется - «Бархатные встречи». Тоже классно показали себя. Были хедлайнерами везде. Плюс: море, погода – просто замечательно.
- Поздравляю! О Европе поподробнее прошу…
- Мне повезло: у меня были длительные гастроли по Европе. В течение почти четырех лет! В Германию ездил. Очень плодотворно попутешествовал, поиграл на балалайке, попел в хоре. Очень мало стран, где не был. И каждый день - новый город, новая церковь (мы именно на таких площадках выступали). Жизнь в дороге. Но! Это было здорово, забыть невозможно. Видел многое: и Лазурный берег Франции, и север Германии, был Голландии, Чехии, Польше... Там есть традиция – слушать русские песни, там это любят. К счастью!
- Поделись, почему – балалайка?
материал о Сергее Малёнкине в эфире Владимирского областного телеканала
- С детства! Был такой давний коллектив во Владимире - «Русские потешки». Там впервые увидел балалайку. Балалайка мне очень понравилась. Родители это заметили, купили мне сувенирный инструмент. Я на ней выучил пару «блатных» аккордов. Песенки какие-то играл – потом повесил на стенку. Она висела-висела… И потом снова проявил интерес к инструменту. Начал понемногу играть. И где-то ... лет в 9-10 ... родители меня спрашивают: «А пойдешь в школу музыкальную?» Я согласился. Посадили сначала за баян.
- Вот это да!
- Правда! Но баян не пришелся по душе. Отдали учиться игре на балалайке. Все совпало: балалайка была и дома, балалайка была и в школе музыкальной. Вот, с тех пор и пошла моя «музыкальная» дорожка. Окончил школу, потом мой друг настоял, мол, пойдем в колледж музыкальный … Я: «Ну, что ж, пойдем!» Хотя, когда учился в старших классах, мечтал быть трактористом или комбайнером.
- Да ты что! (обалдевшая)
- Ага! Хотел в Новоалександровский техникум поступать, но товарищ настоял, и мы поехали учиться музыке.
Отучились, поступили во владимирский вуз, защитили дипломы и благополучно отправились в плавание – с песней по жизни. С балалайкой не расставался, слава Богу, за это время. У меня не было творческих перерывов.
- Подшучивали в школе, мол, «балалаечник»?
- Еще бы! (улыбается) Естественно, поначалу были такие «ломания». Я сначала не понимал, что это – фишка на самом деле! Что отличаюсь от других… Вот сейчас это молодым исполнителям говорю. Они иногда комплексуют, вот, мол, я с балалайкой – это же не модно! Говорю, что в городе пять или шесть человек, которые играют на балалайке.
А Владимир – это 400 тысяч жителей. Представляешь, как ты можешь отличаться от других музыкантов! Что самое главное сегодня? Верно - выделиться из толпы. В этом как раз - ценность человека, когда ты можешь что-то показать людям! Да, когда-то бывало и посмеивались надо мной. Сейчас я могу посмеяться (смеется)
- Система образования сегодня дотягивает до уровня, который диктует современный ритм и время?
- В России очень сильна наша «балалечная» школа, и, к сожалению, про это мало, кто знает. Есть направление академическое, а есть направление эстрадное. В эстрадном направлении известны имена Алексея Архиповского и Дмитрия Калинина, а из «академистов» не знают никого. Это обидно. А там - огромная плеяда музыкантов, которые делают с балалайкой просто немыслимые вещи. Играют все: и симфонические произведения, классику, сложнейшие авторские произведения для балалайки. Но они «варятся» в своеобразном вакууме. Выступают в консерваториях, филармониях – на концертной площадке редко увидишь. Исполнители есть потрясающие.
Впрочем, по себе сужу, люди поворачиваются лицом к культуре. Наверное, научились зарабатывать, появилась возможность духовно обогащаться. Люди слушают музыку и к русской культуре, мне кажется, интерес растет. Все больше фольклорных проектов рождаются и музыканту есть, где работать.
- В прошлом году - большой сольный концерт, в этом – альбом! А в зале – всегда аншлаг! В чем «фишка» фолк-бэнда «Колокол»?
- Мы стараемся быть самобытными. Есть такое понятие, как «клюква». Слышала?
- Поясни…
- Это такое «показушное» исполнение, «махровое» что ли… «Колокол» старается быть другим – иметь свой почерк. Мы существуем уже четыре года, за это время поняли, что народу нравится, что нравится нам. Есть у команды эстетическая планка, ниже которой мы не опускаемся. Добротно делаем свое дело: бережно берем тему, аранжируем. Проверено многими концертами, что нашим зрителям такой подход по душе.
А сначала мы увлекались инструментальной музыкой – это было ошибкой. Если брать песню, допустим, шесть куплетов, они вроде бы быстро должны пройти, да? А мы туда «напихивали» столько «инструментала», ты не представляешь! Мы же в коллективе все инструменталисты, кроме нашей вокалистки - Оксаны Иващук. А людям, как выяснилось, все же нравится слышать голос.
- Народная музыка становится «попсовее»?
- Конечно. И я нисколечко не стесняюсь этого. Потому что многие, назовем их «академистами», закостенелые в своем жанре. Они считают, что этот жанр вот такой, и из него нельзя «вылетать» никуда! А я, наоборот, придерживаюсь мнения, что надо пробовать, не бояться экспериментов … Можно и «Мурку» играть так, что любой консерваторский профессор скажет: «Молодец!»
По себе могу сказать, что участие в фолк-бэнд «Колокол» - это использование балалайки в современном звучании. Состав наш: ударная установка, клавиши, бас и балалайка... Помню, был спецзаказ нам – сыграть Майкла Джексона с этим набором инструментов.
- Ого!
- Мы сначала, конечно, покрутили пальцем, а потом подумали: почему бы и нет?! Песня «Black and White», помнишь, вступление (напевает) – там же гитара «вступает», а мы переделали и главной героиней стала балалайка. А «The Earth Song» - опять же исполнял я на балалайке! Мы сделали попурри на тему Майкла Джексона. Классно же!
Даже шансон играл, знаешь! (смеемся) К шансону отношусь скептически, потому что тексты бывают очень некрасивые. Не приемлю в музыке мат, нецензурную лексику. А все остальное… даже и рэпчик можно (смеемся), и электронную музыку – все можно, но разумно!
- Запиши сольную пластинку с балалайкой, а?
- Эти мысли постоянно возникают, признаюсь тебе! Но, чаще всего, сводится все к тому, что играешь мелодии-хиты. Они нравятся всем. До своего дело – если совсем уж честно – не доходит. Со своей музыкой очень тяжело пробиться.
Вот я бы хотел привести пример: есть такой состав - "Оркестр Куш". Классная музыка - своя музыка - но не знаю, насколько они популярны в медийной среде, потому что играют исключительно свой материал. С ним очень тяжело популяризировать коллектив.
- Однако, было бы здорово с таким материалом в больших тв-проектах песенных пробовать свои силы… Нет?
- На этот вопрос здорово ответила своим творчеством Тина Кузнецова с проектом – «Zventa Sventanа». Очень качественный фолк, с джазовыми импровизациями. Тина в фольклорной манере исполняла такие вещи, которые стали очень классной «фишкой». Взять песню «Ваня» - типичные девичьи страдания, но она сделала ее так, что трек превратился в шикарное современное произведение.
Смотря еще, в какой манере сочинять. Я больше к народной музыке тянусь, но есть такая штука, как импровизация. Это - сплошное сочинительство! Если ты импровизируешь на площадке, то это уже ТВОЯ музыка: здесь и сейчас.
- Получается, тебе комфортно творить здесь – во Владимире?
- Да! Здесь сама земля наполнена историей, ты никуда от нее не денешься. Вот мы с тобой сидим - перед нами Дмитриевский собор XII века. Вот он - и есть история. И традиция исполнительства на музыкальных инструментах здесь сильна. Тут это любят и помнят. В мегаполисе очень много путей-дорожек, по которым можно идти, забрести не туда – в тех краях искусство немного, но рафинированное. А здесь – вышел в поле, играешь на дудке, как это было 200 или 300 лет назад. Красота! То же самое с балалайкой! (задумчиво смотрит вдаль и улыбается…)
Читайте также
9 декабря 2024
322