Индия. Гималаи. Путешествие в Долину Богов. По рериховским местам

Усадьба Рерихов. Первые впечатления
В 2014 году мы с моим мужем Алексеем совершили путешествие по северу Индии. А попали мы туда по приглашению Международного центра Рерихов (г. Москва) и Международного Мемориального Треста Рерихов, который находится в городе Наггар в штате Химачал-Прадеж в живописнейшей долине Кулу, которую считают Долиной Богов.
Алексей, сотрудник Оренбургского института степи УРО РАН, а также член Русского географического общества заинтересовался философией и творчеством семьи Рерихов, летом 2014 года он связался с сотрудниками Международного центра Рерихов и был приглашен в октябре этого же года на научную конференцию город Наггар.
Вместе с нами в Индию ездили еще два сотрудника Международного центра Рерихов – ответственный секретарь МЦР Павел Михайлович Журавихин и Анатолий Андреевич Лебеденко – заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного центра Рерихов.
И вот после перелета из Москвы в Дели и утомительного 12-ти часового ночного переезда на автобусе из Дели, большая часть которого проходила по горному серпантину, мы наконец прибыли в Наггар. Заселившись в гостиницу, спустились вниз на дорогу и подошли к усадьбе Рерихов.

Тем временем, москвичи и местные рериховцы куда-то ушли во главе с российским куратором Международного Мемориального треста Рерихов Ларисой Вениаминовной Сургиной.
Мы побродили в окрестностях усадьбы, выйдя на дорогу, обнаружили еще одну тропу, ведущую наверх в гору, там стоял указатель «Урусвати».
Поднявшись чуть-чуть по тропинке, мы обнаружили полянку, а на ней сцену. Для зрителей были выставлены пластиковые стульчики. Там вовсю шла подготовка к концерту. Все так мило, по-простому, без всякого пафоса, на лоне красивейшей природы!
Никого не обнаружив, мы вернулись к усадьбе. Здесь опять встретились с рериховцами, но им уже было совершенно не до нас. Как раз в это время на дороге остановился «БМВ» представительского класса с российскими флажками на капоте. Приехал Чрезвычайный и полномочный посол России в Индии Александр Кадакин. С ним был еще российский консул в Мумбае и работники посольства. Поздоровавшись с Ларисой Вениаминовной и рериховцами, все направились к месту за заборчиком, где стояла статуя Гуга Чохан – древнего индийского князя. Статуя эта служила натурой для Николая Рериха.

Н.К.Рерих писал: «Берега Беаса связаны с Риши Вьясой, собирателем Махабхараты и с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки. Здесь проходили и Будда, и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна и другие Пандавы... Сохраняется предание, что здесь захоронены священные книги во времена тибетского иконоборца Лангдармы. Покровитель долины иногда показывается в виде старца в белом. Гуга Чохан, старый раджпутский раджа, тоже почитается хранителем долины».
Возле этого хранителя посла и консула посадили на стульчики, сами рериховцы и девочки из ансамбля русского народного танца расселись прямо на земле на подстилках. Внутри заборчика места хватило не всем, поэтому мы с Алешей остались стоять снаружи.

Началась шанти пуджа, молитва о мире, без которой не начинается здесь, и вообще в Индии, ни одно мероприятие. Пуджу вел местный брахман.
После молитвы посла пригласили на поднятие флагов. Здесь вышел конфуз. Индийцы, прикреплявшие флаги, повесили российский вверх ногами. Это, конечно же, заметил Алеша, он еще и специалист по флагам и разной другой геральдике.

Международного скандала по этому поводу не вышло, посол оказался истинным дипломатом и сделал вид, что ничего не заметил, а флаг быстренько перевесили.
Таким образом, на флагштоке развевалось три флага индийский, российский и Знамя Мира – белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, символизирующими триединство науки, искусства и религии.

Дальше последовали открытие для осмотра выставки картин внутри усадьбы и автомобиля Рерихов с разрезанием ленточек. После чего официальная часть праздника завершилась.
Осмотрев выставку и усадьбу снаружи, в помещения, в которых непосредственно жили Рерихи, не пускали, мы направились на концертную площадку. Продолжение праздника ожидалось там.
На сцене после официальных речей приглашенных гостей, начался концерт.
В нем участвовал ансамбль русского народного танца из Краснодара и воспитанники местной детской Академии искусств имени Н. Рериха.
Дети пели индийские песни и даже спели «Катюшу» на русском языке в сопровождении индийских инструментов. Такое не каждый день услышишь!

Как и все представления в Индии концерт шел неспешно и долго, почти до вечера.
Но, когда же будут кормить?! Нигде поблизости мы не обнаружили ни кафе, ни торговцев едой. Мы ели последний раз только в самолете, если не считать пакета чипсов и чашки массала-чая по дороге. И голод довольно сильно давал о себе знать.
Наконец концерт кончился и к нам подошла Лариса Вениаминовна Сургина и сотрудники ММТР, поинтересовались, как мы устроились и все ли у нас хорошо.
Нас познакомили с переводчицей Аней, работавшей в ММТР. Она повела нас на ужин, который был организован в ресторанчике при ММТР. Там было что-то вроде шведского стола. Все блюда были вегетарианскими и напичканы какими-то специфическими специями. Из напитков была только чистая вода. Блюда не сказать, что сильно острые, но на вкус, мягко скажем, так себе. Индийская еда мне не понравилась еще в Пакистане. Если бы я не была настолько голодна, вообще бы не стала это есть. Первый раз в жизни я ела невкусную еду только ради того, чтобы не умереть от голода и даже взяла добавки. Мужу еда тоже не понравилась, но он все уплетал по той же самой причине. Вот до чего довела нас любимая Индия!
На вопрос Ани нравится ли еда, я уклончиво ответила, что все очень специфическое и непривычное.
Мемориал Святослава Рериха
На второй день экспедиции в Наггар я, по примеру здешних женщин, нарядилась в шальвар-камиз, купленный во время поездки в Пакистан. На этот день была запланирована экскурсия на водопад и в деревню Румсу Мы опаздывали ко времени, назначенному вчера москвичами, и уже торопились, хотя я заверила Алешу, что в Индии опаздывать – это совершенно нормально и вовремя здесь не является абсолютно никто. И оказалась совершенно права. Москвичи еще и не думали собираться. Ну ладно индийцы, но эти-то когда нахватались здешних нравов?! Пока их ждали, мы успели погулять по усадьбе.
Спустившись ниже по склону, обнаружили небольшой домик-музей с картинами Святослава Рериха.
Институт "Урусвати"
В институт можно попасть, поднявшись от усадьбы вверх в гору. Туда ведет живописная тропинка, проложенная прямо среди леса. Вдоль дорожки стоят лавочки, где можно посидеть, отдохнуть, полюбоваться природой.

На горе находятся два здания, в одном собственно институт с лабораториями и рабочими кабинетами.
Институт «Урусвати» был основан в 1928 году на материалах Центрально-Азиатской экспедиции с целью комплексного изучения обширных территорий Азии, ее племен и народов, древнейших культур, их исключительного влияния на развитие мировой культуры; изучения природных особенностей, истории, археологии, философии, лингвистики гималайского региона. Название института «Урусвати» в переводе с санскрита означает «свет утренней звезды».
Институт включал в себя археологический отдел (секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики, филологии), отдел естественных наук (секции ботаники, зоологии, метеорологии, изучения космических лучей в высокогорных условиях), отдел медицины (секция изучения древне-тибетской медицины и фармакопеи, биохимическая лаборатория по исследованию методов лечения рака), научную библиотеку, музей для хранения экспедиционных коллекций.
Мы прошлись по коридору института, где вывешены картины Н.Рериха.
Осмотрели зал с большим надувным вращающимся глобусом, утыканным маленькими флажками «Знамени Мира».

В зале звучит красивая классическая музыка, выставлены различные фотографии, посвященные войне, миру, фотокопии картин.
Там же лежит большая книга отзывов. Мы тоже оставили свой, от имени Института степи, Русского географического общества, Оренбургского казачьего войска и ансамбля «Сарасвати».

Осмотрели еще один зал с фотографиями достопримечательностей Индии и индийских политических лидеров.

И собственно говоря,… это все.
И лаборатории и кабинеты были закрыты. Институт законсервирован. Никто там сейчас не работает, не проводит научные исследования. А ведь когда-то институт «Урусвати» обеспечивал публикациями, энтомологическими и зоологическими коллекциями, коллекциями семян, гербариями и другим материалом 285 институтов, университетов, музеев, библиотек, научных обществ в различных странах.
Во время своих путешествий Рерихи заходили во многие монастыри и общались с ламами. Монахи, обычно закрытые для европейцев, охотно делились с путешественниками древними знаниями. В основном сведения, полученные Рерихами от восточных мудрецов, касались рецептур медицинских препаратов, а также тайн внутренней энергетики человеческого тела и сознания и их взаимодействия с внешней средой. Такие знания были необычны тогда и таковыми они остаются и по сей день. Рерихи оказались тогда, по их воспоминаниям, на пороге совершенно необычных открытий. Они намеревались ни много ни мало перевернуть взгляды на мировую науку и открыть новый эволюционный путь развития человеческой цивилизации. Однако амбициозным планам в полной мере не суждено было сбыться. В 1937 году началась война в Китае, надвигалась Вторая мировая. И в 1938 году институт, а вместе с ним и все проводившиеся исследования были законсервированы. Как говорится, до лучших времен.
Юрий Рерих писал: «В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление… В долине Кулу… воплощен земной рай, который неподвластен пониманию человека, живущего настоящим моментом, но который раскрывается во всей своей первозданной красоте тому, кто осознает сущность многовекового союза человека и природы. В Азии не так много мест, подобных долине Кулу, – мест, в которых сохранился глубокий след, оставленный прошлым».
Действительно, долина Кулу – это особая природная зона, являющаяся сама по себе естественной исследовательской лабораторией. Сочетание различных факторов, таких как вода, космическая пыль, отложения соды, электромагнитные волны, по мнению основателей «Урусвати», давало уникальные возможности для будущих научных наблюдений. В сердце гималайских гор, как считал Николай Рерих, сосредоточена душа мира.
Изначально «Урусвати» замышлялся как город знаний. Николай Рерих был уверен в том, что нельзя заниматься каждой наукой обособленно, поскольку все они взаимосвязаны.
Но, несмотря на то, что во время нашего визита сюда намечалось открытие новой химической лаборатории, судя по настроениям сегодняшнего руководства ММТР, возрождение институту пока не светит. Руководство Треста взяло курс не на науку, а на изобразительное и прикладное искусство. Во втором здании института сейчас располагается выставка народного творчества и речь о возобновлении научных исследований даже не ведется.
По информации, найденной мной в интернете, причина, вероятно, кроется в том, что финансирование Треста, и хорошее финансирование, осуществляется индийской стороной, на уровне Правительства Индии. А кто платит, тот и «заказывает музыку». Насколько я понимаю, индийская сторона не заинтересована в возрождении работы института, ее вполне устраивает создание музейного комплекса.
Ом Рам
На 9 октября были назначены мероприятия по поводу празднования Дня Рождения Николая Константиновича Рериха.
Начиналось все, по традиции, с шанти-пуджи, которая была назначена на 10 часов утра. Потом планировалось открытие химической лаборатории в институте «Урусвати» и концерт.
Мы позавтракали, как всегда, в кафе гестхауса. День был солнечный и с веранды открывались великолепные виды на заснеженные хребты, хотя еще пару дней назад снега на них не было.

На пуджу мы безнадежно опоздали и к тому же не сразу смогли ее найти. На этот раз она проходила не возле статуи Гуга Чохан, а на месте кремации Н. Рериха, которое находилось ниже от усадьбы по склону.

На месте кремации установлен камень с надписью на хинди. Надпись гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

Место кремации Николая Рериха со стороны холма обрамлено пышными статными липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами. Именно здесь, под липами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани – жена Святослава Рериха, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха.

На месте захоронения установлена каменная плита со знаком «Ом» и её именем.

Рядом находится небольшое углубление, где пуджари развел огонь. Когда мы пришли, пуджа как раз закончилась, и все уже расходились, нам от пуджари достались сладости-прасад. Пуджари после молитвы еще долго не уходил, болтал по мобильнику, сидя возле священного костра. Выглядело это довольно забавно, и мы втихаря запечатлели этот момент на фотоаппарат.

Увидев нас, он поставил нам на лоб тики и повязал красные ниточки на запястье.

Где писалась "Живая этика"
В день отъезда Лариса Вениаминовна любезно согласилась показать нам святая святых – внутренние помещения усадьбы, где жили Рерихи. Туристов туда не пускают, доступна для посещения только одна комната, где висят картины, все остальное можно посмотреть, только заглянув в окошки.
После завтрака, в назначенное время мы подошли к усадьбе и вместе с москвичами в сопровождении Ларисы Вениаминовны пошли осматривать особняк.

Нам показали все комнаты, где Рерихи трудились и отдыхали. Обстановка в них простая без роскоши и изысков.
А на втором этаже находится святая святых место, где, как с придыханием сказал Журавихин, писалась «Живая этика». Нас попросили не фотографироваться в этом святом для каждого рериховца месте. Нам показали комнату, куда к Елене Рерих приходил Махатма Мория или как его еще называли «Великий учитель», кресло в котором Елена Рерих с ним общалась. Махатма Мория был представителем, так называемого Белого Братства, обитель которого находится в легендарной Шамбале. Учение «Живой этики» возникло именно в процессе общения с ним. Судя по дневниковым записям Елены Рерих, он не являлся ей в образе человека. Она общалась с ним телепатически. На первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо, дальнейшие записи были получены путём яснослышания.
Там же мы увидели большие кристаллы горного хрусталя. Какую функцию они выполняли? Были ли они для Рерихов только украшениями или у них есть иное назначение? Для современной науки не секрет, что кристаллы по самой своей структуре являются уникальными природными хранилищами информации. Кое-кто из ученых даже высказывал мысли о том, что в будущем кристаллы будут использоваться именно как носители информации.
Зная о способностях кристаллов аккумулировать в себе информацию и энергию, можно предположить, что кристаллы из коллекции Рерихов имеют не только декоративное значение. Скорее всего, эти кристаллы были действительно насыщены духовной энергией Ашрамов Братства, а затем и самих Рерихов. И можно представить себе, какое психическое воздействие они несут в себе.
Лариса Вениаминовна сказала, что в этих комнатах она часто ощущает какой-то очень приятный запах.
В комнатах усадьбы находятся старинные книги, принадлежавшие семье Рерихов. Лариса Вениаминовна рассказала, как они ведут борьбу за сохранение этих книг. В здешнем климате им угрожают в первую очередь термиты, которые также подъедают деревянные балки дома. Усадьба, как и большинство построек в долине сложена из чередующихся слоев деревянных балок и каменной кладки без раствора, что позволяет ей не разрушиться во время землетрясений. Часть балок уже пришлось заменять кирпичами. А вот книги не восстановишь. Работники ММТР поддерживают определенную температуру в помещениях и обрабатывают их специальными химикатами.
Читайте также