Как индусы увековечивают память кремированных тел знати
После кремации от умерших остаётся всего лишь пепел. Но как сохранить людскую память на долгие годы? Есть способ. Создавать города памяти. Неимущие индусы не могут позволить себе мавзолей, если можно так скахать, для почившего родственника, только лишь зажиточные семьи в состоянии оплатить роскошную террасу над памятным камнем близкому члену семьи. Так появляются города памяти богачей и вельможных особ.
Об этом рассказ из Джайсалмера.
В один из вечеров менеджер отеля с любопытством рассматривал мои фотографии и предложил съездить на интересный объект, чтобы сфотографировать что-либо для их заведения. Предложение пришлось по нраву.
В восьми километрах от Джайсалмера находится местечко под названием Bada Bagh. Среди открытой ветрам пустыни высятся резные башенки и ажурные террасы солнечного песчаника.
Незнающему европейцу может показаться, что он видит город-мираж в кружевной резьбе мастеров. Это действительно целый город, только — мёртвых. Bada Bagh называется кладбищем махараджей (высший титул князя в Индии, правителя штата, округа), но это лишь условно.
По сути здесь нет захоронений. Кремируют тела совсем в другом месте, а на жёлтых буграх в знак памяти устанавливают каменные плиты в куполообразных беседках, которые в посмертных надписях несут информацию об умершем и имеют особый отличительный символ, будь то мужчина на коне, или женщина в статусном головном уборе.
Бада Баг в засушливой зоне производит впечатление поселения из дворцов. Индийцы и сами давно уже воспринимают его скорее парком уединения для влюбленных, нежели погостом. Сюда приезжают даже в период свадеб, чтобы отметиться на счастье. Я же всегда говорила, что смерть в Азии воспринимается совсем иначе, чем у нас.
Среди надгробий гуляют люди, козы, собаки, но для иностранных гостей вход оплачиваемый.
При подъезде к старинным памятникам от автостоянки сразу подходит человек и забирает у вас положенные 100 рупий, да за охрану транспорта просит 50, хотя охранять там не от кого, и машину можно поставить у любого понравившегося камня; она всегда будет на виду. А если приехать в Бада Баг с гидом, он непременно завернёт на импровизированную платную стоянку, чтобы на вас не только он заработал, а как можно больше товарищей.
То же самое происходит при снятии обуви у некоторых популярных храмов. Вас обязательно отправят с вашими тапочками в камеру хранения, которая представляет собой деревянную полку с потрёпанными в пути штиблетами туристов под присмотром ленивого индуса, порою не позволяют снимать сандалии вместе со всеми, чтобы оставить в общей куче, или забрать с собой в пакете. В таком случае я спокойно шла дальше, лишив ту самую охрану платы за посещение. По мне же все святилища часто на один манер, и нет никакой потери, если не войду внутрь каждого, а захожу туда чаще всего попутно в свободное время. К тому же храмовые комплексы, например, Таиланда, Мьянмы, Камбоджи не сравнить с индийскими, из которых выйдешь и будешь потом весь вечер ноги в отеле отмывать.
Возвращаюсь к Бада Багу. Несколько понравившихся снимков менеджер взял для оформления номеров в отеле.
Было предложено остаться и заняться оформлением, в общем, поволонтерить. Но я отказалась. Была бы другая страна, согласилась бы, а с Индиеё не срослось.. Я её не смогла принять.
А теперь смотрю фотографии и мне нравится.
В пустыню Тар меня тоже свозили, и снова в качестве фотографа. Понимаю, что не Сахара, не Атакама и не Намиб, но все же!