Индия. Священные Гималаи

Никогда не думала, что смогу попасть в самые живописные горные пейзажи Рериха, окунуться в духовное паломничество к святым местам и очистить свое сознание вбирая энергию Вселенной. Когда между тобой и небом только заснеженные пики гор, как проводники волшебной силы, превращающей тебя в большую птицу стоит тебе закрыть глаза, которая уносится с истошными криками радости на свободу от всех мирских дел, и взмахом крыла покрывает всю твою жизнь "до" полупрозрачной пеленой воспоминаний. Именно такие ощущения напали на меня, когда мы выдвинулись на встречу нашему путешествию в священные Гималаи. Любовь к горам у меня появилась еще в детстве, из ниоткуда, так как росла я в сибирском городе, где кроме снега шесть месяцев в году и равнин ничего примечательного не было. Но уже тогда я знала, что где то ждут меня высоты и дали, в которых мне получится зародить в себе частицу настоящего "Я". Где я смогу понять, что тело и душа никогда не отождествимы и где истинная природа создания возьмет свое для дальнейшего развития.
Время шло, я полюбила туризм и путешествия. Пошла летать на больших птицах, стюардессой, а в дни отпуска составляла свои маршруты путешествий, пока не наступил кризисный момент внутри меня и мне необходимо было полное переосмысление своей жизни в целом. Друзья подсказали мне воспользоваться верным средством - пойти к истокам зарождения жизни, к священной земле Индии.
С помощью известной соц. сети я нашла группу ребят, собиравших компанию для совершения паломнического тура в Гималаи. Руководил и составлял тур по нашим предпочтениям гид Дмитрий Старков , который проживает в Индии уже около 15 лет и знаком с ведической культурой изнутри, прожив несколько лет монахом и практикуя получаемые знания. С его помощью мы были обеспечены машиной на всю продолжительность маршрута, готовыми номерами в гест хаусах во всех местах ночевки, так что нам не приходилось искать свободные номера самим, нужными пунктами питания (для меня это было очень важным моментом ибо еда в этой стране вся с огромным количеством специй, а острый чили мне кажется был у индуса с детства вместо пустышки, Дмитрий сам руководил процессом в любой забегаловке по пути нашего маршрута, заходил на кухню и следил что бы еда готовилась именно так как мы просили и на свежем масле и посуде. Как он рассказал позже, у индусов принято готовить с утра до вечера на одном и том же масле, не меняя сковородки, отчего у непривычных к этой местной еде людей возникают расстройства и отравления).
Началось наше путешествие с огромной задержки вылета из-за чего мы упустили возможноть поехаться в местном поезде и ощутить на себе колорит передвижений милиардной страны (однако я это восполнила в моем следующем путешествии). Дмитрий оперативно подготовил такси из Дели к подножию Гималай город Ришикеш и через 6 часов после встречи нас в аэропорту имени Индиры Ганди мы уже осваивались с шумной культурой индусов и восточным менталитетом.



Ранним утром, в 6:00 мы уже были готовые с рюкзаками выдвигаться в путь дорогу по святым местам Гхарвальских Гималаев, Чар-дхам.



Начали мы свое очищение по пути, остановившись в городишке Девапраяг, который является священным из-за слияния двух рек Бхагиратхи и Алакананда и образования самой главной священной реки Индии - Ганги. В самом месте слияния проходит обряд омовения, необходимо окунуться три раза с головой, для того, что бы смыть грехи и очиститься внутренне и внешне.
Когда мы еще наблюдали город с панорамной площадки, у места омовения проводился обряд кремации. Для этого разводится костер, на который кладется умерший, кремация делается для того что-бы душа эмоционально привязанная к своему теперь уже мертвому телу, могла быстрее переродиться в новом. Детей, беременных и укушенных змеей отправляют по реке на носилках привязывая веревками, останки после кремации тоже предаются водам реки.



Наше омовение, теперь мы чисты:)



Далее наш путь лежал выше по горному серпантину в сторону одного из самых важных и святых мест поклонения индусов и Паломников в целом - Бадринатх, с его главным храмом Бадринатх мандир, расположенный на высоте 3125м.



Бадринатх упоминался в писаниях и легендах как священное место на протяжении тысяч лет. Он наиболее важный из четырех городов в паломничестве по маршруту Чар-дхам (буквальный перевод с санскрита "четыре обители"). Это место священно для почитателей Вишну (вайшнавизм) и наиболее привлекательным местом в городе является как раз храм Бадринатха. Когда-то в этом месте сам Вишну совершал аскезу. Храм существовал уже в 6 веке до н.э. И был заново отстроен и восстановлен в 7 веке н.э. Внутри находится главное божество Вишну в позе лотоса, навес над ним покрыт слоем чистого золота. Сам храм изобилует древними фресками и другими божествами. Еще в храме , за алтарем с божеством Вишну, находится древний шивалингам, оставшийся здесь еще с тех времен, когда тут медитировал Шива.
Мы остановились в очередном гест хаус с прекрасным видом на горы и сам город с храмом в его центральной части.



Скинув ненужные вещи мы направились по отвесной горной дороге в последнюю индийскую деревню Мана, за которой начинается густая цепь Гималайских гор и китайская граница.



В этом месте существует пещера, куда приходят отдать дань все паломники приезжающие в эти места. Это пещера Вьясадевы - именно здесь несколько тысячелетий тому назад великий мудрец Вьясадева записал Веды.



Внутри пещеры находится божество Вьясадевы. Считается, что Ганеша согласился записать Веды, которые ему будет транслировать Вьясадева, только если он будет делать это без перерыва на еду, сон и молитвы. Тогда Вьясадева пошел хитростью и путал Ганешу транслируя некоторые Веды в запутанному виде, что позволяло ему выполнять свои жизненные функции, пока Ганеша пытался понять и выстроить правильный смысл. Поэтому некоторые писания до сих пор остаются загадкой и не ясны значения. Далее, от пещеры мы направились к нашему первому пути паломничества - водопаду Васудхара, который образует священную реку Сарасвати. Он ниспадает со 120 метров. В этом месте в древности медетировали самые знаменитые риши и сочиняли древние поэмы мудрецы.
Сам водопад.



Пяти километровый трекинг по горной тропе.



...привел нас в такую красоту



Долина с рекой Сарасвати



И целого мира мало



Так же у входа в храм находятся священные горячие источники (кунда): и прежде чем войти в храм и получить Даршан (благословление), необходимо принять омовение в Тапта кунде, горячий источник с температурой около 50 градусов. Мы конечно же не отказали себе и на следующий день после трекинга к водопаду, в 4 утра пошли к источникам и дальнейшему посещению храма. Мужской купальне повезло больше, она находится под открытым небом и утром чуть чуть охлаждается до температуры при которой есть возможность залезть в воду полностью, но мужчинам и не нужно прятаться что б раздеться или переодеться. У женской стороны все полностью наоборот: купальня закрыта крышей и стенами и даже пытаться забраться внутрь бассейна не выйдет, кипяток такой, что можно сварить себя как яйцо. Поэтому мы пользовались ковшиками любезно предоставленными нам женщинами индусками. Вечерняя прогулка была к ашраму Мауни Баба. Дмитрий знаком с многими известными йоги нами и в последствии знакомил и нас. Свами Дхарамрадж Бхарати Муни Бабаджи или, как его еще коротко называют, Мауни баба. Этот молодой, и уже весьма продвинутый, крия-йог родился в богатой семье в Дели. В возрасте трех лет к нему во сне начал приходить знаменитый бессмертный Махааватар бабаджи, приглашая его покинуть этот мир иллюзий. Вдохновленный внутренним божественным зовом, мальчик в возрасте пяти лет покинул уютный дом своих родителей в Дели и пришел в Бадринатх, где стал медитировать, проживая здесь круглый год и получая непосредственное руководство Бабаджи. Когда он немного подрос, то отправился в безлюдные дикие места Гималаев к озеру Сатопатх тал, там на высоте 4600 метров, в окружении заснеженных семитысячников, в 22 километрах от Бадринатха, без пищи и тепла, он провел полных три года в медитациях и аскезах. В тех местах температура зимой достигает до -37 градусов ночью. С тех пор, вернувшись в Бадринатх, и до 2010 года, Муни баба соблюдал мауна-врату - обет молчания. Когда Дмитрий был у него в 2008 году, во время общения он задавал ему вопросы, а Баба писал ответы на бумаге, в конце общения он пригласил Диму остаться на зиму у него в ашраме (дело было осенью) практиковать крия йогу. Его ашрам называется Шакти Питх Нараян кутир, находится он левее храма Бадринатха и отмечен многочисленными красными флагами. Баба принимает западных учеников и может пригласить остаться для медитации на несколько дней.
Наша команда с Мауни Баба.



После наш путь заняла дорога до следующего святого места Кедарнатх. Чем хороши свои "колеса", так это возможностью остановиться на любом отрезке дороги, что бы сделать фото или сделать свои грязные туалетные дела.



Остановились мы в деревне Сонпраяг, которая находится недалеко от станции с мулами, где и начался наш следующий трекинг к храму Кедарнатха посвященному Шиве. Поездка на муле заняла 5 часов, это конечно меньше чем пешком, но из за не солнечной погоды все обещания Дмитрия о том как сгорит мой нос остались на словах.



Хоть солнышко и выглянуло на пару минут, согреть меня это не смогло. Но мне повезло с мулом, он был самый медленный из всех в нашей группе и я смогла сделать кучу фото безумно красивой местности.



Тот мул счастлив, что скинул свою ношу:)



Сам Кедарнатх это деревенька в Гималаях в округе Рудрапраяг индийского штата Уттарканд и расположена на высоте 3584 метра над уровнем моря, окружена покрытыми вечными снегами пиками. Это наиболее отдаленное место паломничества Чар-дхам. Несколько лет назад это место было на половину уничтожено селевым потоком, что не редкость в таких областях и старая дорога к храму была полностью бы уничтожен, поэтому поднимались мы уже по другой отстроенно пешей дороге куда нет проезда транспорту, кроме вертолетов.



Однако из-за опасного расположения и непредсказуемой погой меняющейся на глазах вертолеты часто разбиваются, мы тоже встретили обломки.



Кедарнатх мандир один из важнейших и наиболее священных индуистских храмов Шивы. Возведен около 5 тысяч лет назад и во время селевого потока является единственным
зданием деревни не тронутым стихией.



Вот так он выглядит при хорошей погоде



Из-за суровых погодных условий храм открыт только с апреля по ноябрь. Внутренние стены рамам крашеные фигурами различных божеств и сценами эпических преданий. История возникновения уходит глубоко в древность. По одной из версий храм воздвиг сам Шри Вишну. По легенде, Шива, не желавший встречаться с Пандавами, направлявшихся в Варанаси, что бы совершить покаяние после великой битвы на Курукшетре, укрылся в Кедарнатке. Узнав об этом Пандавы устремились в Кедарнатх, дабы получить благословение (даршан) Шивы. Тогда он принял облик быка, пасущегося среди стада коров в долине Кедарнатха. Однако Бхима, второй из братьев Пандавов узнал его. Он попытался схватить быка, но тот скрылся под землей, оставив снаружи только свой горб. Шива удовлетворенный настойчивостью Пандавов, желавших встретиться с ним, благословил их. На самом том месте, где Шива в образе быка вошел в землю и был воздвигнут храм Кедарнатх. Его главной святыней является горб, лингам пирамидальной формы (Атма лингам). Часть нашей группы пне упустили возможность и провели Шива пуджу в храме, получив благословление в таком святом месте.
Фото в храмах Индии запрещены по большому счету, но втихомолку я иногда нарушаю правила:)



На обратном пути нас поджидала очередная погодная неожиданность - на горы опустились облака и спускались мы в мистической дымке, но уже пешком.



Вечером в нашем гест хаус мы отметили наше возвращение "ведический пьянкой" с чаем из чабреца, баклажанной Астраханской икрой, которую привез один из участников группы в подарок нашему гиду Дмитрию и местной сгущенкой.



На утро мы уже были готовы выдвигаться к нашему крайнему месту паломничества леднику Ганготри.
По дороге к этой высокогорной деревне Дмитрий завез нас в ашрам Пилота Баба. Это уникальная личность в ведической культуре, про которого есть отдельная интересная история.
Сам ашрам поражает великолепием фигур и статуй. И атмосфера там очень благостная.



Так же по дороге мы остановились на покупку местного лакомства - Гималайскийх яблок, у которых как раз начался сезон.



Добравшись до Ганготри, селения в округе Уттаркаши, штата Уттарканд, расположенного в пределах Большого хребта Гималаев, я почувствовала как внутри зарождается бурлящее чувство восторга и наполненности.



Мы все были уже в предвкушении следующего дня восхождения к леднику и насыщения энергетикой гор проходя паломнический маршрут. Скажу что у каждого смысл паломничества и цели были свои, как религиозные так и причащения к первозданному. Но пока мы вкушали местную пищу, гуляли по хвойному лесу и слушали великолепные мелодии флейты от Сакхи Баба, с которым нас познакомил Дмитрий.

[slider]


[/slider]

Более того, Дмитрий отвел нас в гости к знаменитому по всему миру Сундарананду Свами, это просветленный человек, ныне уже в глубоком возрасте, йог и духовный наставник, всю свою жизнь посвятивший духовной жизни и саморазвитию. Свами очень много путешествовал в свое время и накопил огромный багаж знаний и фототчетов, в частности по Гималайским маршрутам и горным вершинам, отсюда у него появилась идея о большой книге по Индии и Гималаям. Книгу можно купить только у него, за 100 долларов, но она действительно авторская и уникальная, рядом со своей "избушкой" он строит большую картинную галерею, где будет выставка его работ. Одна из участниц нашей группы приобрела эту редкую книгу, которую мы всей толпой разглядывали на балкончике нашего отеля.
С самим Сундарананду Свами.



А на утро следующего дня мы отправились в свой крайний паломнический путь - к истоку Ганги, леднику Ганготри и его языку Гомукх.Этот ледник является и одним из крупнейших в Гималаях. Ледник имеет длину около 30 км и 2—4 км в ширину. Ледник окружают вершины группы Ганготри, несколько из них известны очень сложными маршрутами восхождения, в частности Шивлинг 6543м



Тхалай-Сагар, Меру и Бхагиратхи III 6856м



Нижний конец ледника напоминает рот коровы и называется Гаумукх (Goumukh или Gaumukh, от gou — «корова» и mukh — «лицо»).



Гаумукх расположен в 18 км от селения Ганготри и является истоком реки Бхагиратхи, являющейся началом реки Ганг в верхнем течении, до слияния с Алакнандой. Регион является традиционным местом паломничества индуистов. Купание в ледяных водах у Ганготри считается у них священным ритуалом.Конечно же мы тоже совершили омовение.



Как и большинство ледников в мире, сейчас Ганготри быстро отступает.
К сожалению на этом наше путешествие заканчивалось и мы прощались с нашим Гидом уже в Ришекеше. Но впечатления остались прекрасные, поэтому кому нужно и интересно с радостью поделюсь контактами нашего гида с отличным багажом знаний.