Серьга
В предрассветной мгле идем к священной реке, чтобы на берегах её встретить рассвет и со стороны реки посмотреть на главный гхат Ганги Маникарнику. Утром в марте прохладно. Для жителей Индии даже холодно. Все кутаются в шарфы, палантины, надели свитера. Это зимнее время здесь.
Солнце еще не встало, а народ уже просыпается и тянется к реке. Сейчас мы возьмем лодочку и вдоль набережной Варанаси поплывем к самому главному гхату, где днем и ночью не затухает огонь.
Праздно шатающимся на гхат не пройти, поэтому туристы смотрят на него с лодки, когда плывут по реке.
Гид предупредил нас, что это священное место нельзя фотографировать. Но это только коммерческая уловка. Официального запрета нет. Оказывается, за этим следят распорядители ритуала погребения и сожжения, и фото-, и видеосъемки прекрасно продаются за хорошие деньги. Но мы фотографировали всё равно, исподтишка.
Большинство гхатов были построены для купания, некоторые — для церемоний, и лишь несколько, такие как Маникарника, прежде всего, предназначены для кремации, для погребального обряда.
Маникарника-гхат связан с индуистскими божествами Вишну и Шивой. Согласно некоторым индуистским сказаниям, бог Вишну выкопал яму при помощи своей чакры, а бог Шива в это время наблюдал за ним. В яму незаметно, когда оба они были заняты, упала серьга. Серьга так и переводится - маникарника.
Другой источник утверждает, что Мата Сати принесла себя в жертву, спалив своё тело в огне в честь одного из сыновей бога Брахмы, Раджа Дакша. Позже бог Шива увёз тело Мата Сати в Гималаи. Во время этой поездки части её тела стали падать на землю. Тогда в каждом месте, где эти части упали на землю, была создана Шактипитха (место поклонения богине Сати/Шакти). Согласно этой истории, серьга Мата Сати упала в Маникарника-гхате.
В третьем рассказе о происхождении Маникарника-гхате говорится, что бог Вишну на протяжении столетий изо всех сил старался угодить богу Шиве и умолял его оставить идею разрушения священного города Каши. Помните же, я писала, что это первоначальное название Варанаси. Бог Шива прибыл в Каши со своей супругой Парвати, чтобы исполнить желание Вишну. На берегу Ганги он вырыл колодец для купания, и во время его купания драгоценное украшение для ушей упало в колодец, что в результате дало имя этому месту.
И, наконец, есть забавный миф, в котором бог Шива упал, когда бурно резвился, уронив серьгу на землю, и образовался Маникарника-гхат.
Интересно, что противоположный берег Ганги в Варанаси пустынный. Это место не для живых. Говорят, что там можно встретить только отшельников.
После прогулки по реке возвращались в отель. Город окончательно проснулся.
Бездомным людям утром, раз в сутки, раздают еду. Проходя мимо, увидели что-то гороховое в огромном чане, из которого, в протянутые миски, наливают огромным половником. У всех разовая посуда. Прошли по рынку. Огромные кучи овощей насыпаны прямо на землю на какие то подстилки.. Прилавков здесь не наблюдалось.
Целыми телегами подвозили овощи. Частое явление на тулицах - телеги, которые просто толкает перед собой извозчик.
Обратила внимание на весы. Давно таких не видела. Настоящее погружение в начало прошлого века!
Все овощи мне, южному жителю, знакомы, кроме одного. Увидела такое впервые. Думала, что это сорт сильно пупырчатых огурцов. Даже купила попробовать. Оказался в сыром виде невкусным, твердым и горьковатым.
Потом я узнала, что это момордика. Кстати, ее ещё и называют индийским огурцом. Оказывается очень полезный овощ. И его предпочитают в азиатских странах. Добавляют в рагу, готовят со специями. Не удалось пробовать за время пребывания в Индии. Надеюсь, что всё еще впереди. Сырым тоже едят. Видимо, можно привыкнуть. Продают много цветов. Это для храмов. И не только. В Индии любят все украшать цветами: дома, машины, особенно фуры.
Раз заговорили о продуктах, то все вы, наверняка знаете, что основными продуктами у индийцев считаются рис, пшеница, бобовые, овощи. Индусы практически не едят мясо, предпочитая вегетарианские блюда, всегда используют разного рода специи. Местная кухня вегетарианская потому, что более 80% населения Индии не употребляют мяса. Индуизм запрещает есть говядину, поскольку корова - священное животное, но молочную продукцию в Индии любят. Не вегетарианцы, в основном, едят курятину.
Так началось наше утро в Варанаси в тот день. А вечером на велорикше мы опять ехали к Ганге на службу Аарти. Эта поездка на велорикше для меня была настоящим экстримом. Почему? Это уже совсем другая история. Продолжение следует...