Исчезающие этносы: родии. Часть 2



Арии пришли на полуостров Индостан, когда местные дравидские народы уже считались местными жителями. Однако и дравиды тоже пришли в эти места, просто несколько раньше. До дравидов здесь жили разные народы, которые принято называть ведическими, так как они руководствовались в своей жизни тем, что было написано в Ведах. А до них с 3 тысячелетия по 18 века до н.э. процветали индские культуры Хараппы и Мохенджо-Даро, наиболее развитые и загадочно исчезнувшие. Многие историки считают, что древнеиндийские цивилизации были матриархальными, и почитание женского начала играло важную роль в культах.

ВЕДЫ (не путать с первобытным племенем Шри-Ланки — те называются веддами) в переводе с санскрита значит просто «знание». Они представляли собой собрание сакральных текстов, в которые входили самхиты — собрание священных гимнов; магические формулы — мантры; описание и истолкование значений обрядов; араньяки — «лесные книги» для тайного истолкования ритуалов;Упанишады — философские комментарии к Ведам; сутры — руководства для обучения дисциплинам веданты — фонетике, грамматике, этимологии, ритуаловедению и астрономии и некоторые отдельные тексты, хранящие знания предшествующих веков. Самой известной у нас частью вед является наиболее древняя «Ригведа», которая во многом предшествовала «Авесте» зороастрийцев и в которой прослеживаются традиции поэтических приемов, образов и персонажей, общих для славянской, балтийской, греческой, кельтской и других культур индоевропейских народов. Проникновение Вед в жизнь древних индийских племен, взаимное приспособление породило брахманизм, который достиг вершин развития во время активного взаимодействия арийской и ведической культур в 8-5 вв. до н.э.

БРАХМАНИЗМ — это, по сути, культ единой абсолютной сущности, чистого сознания и неомраченной радости, блаженства, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое «Я» всего существующего. Брахман — абсолютная единая реальность. Древнейшие определения брахмана похожи просто на отрицание («не то, не то»), что подчеркивает его неописуемость. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние,поскольку процесс творения цикличен. Несмотря на такую философскую поэтичность в определении брахмана, сам брахманизм своей философской концепции не создал. Сформировавшийся в 1 тысячелетии до н.э. и достигший расцвета в 8-5 вв. до н.э. брахманизм был предшествующей стадией индуизма. Может быть, поэтому иногда брахманизмом называют индуизм. Как некое отрицание брахманизма в Индии одно за другим появлялись различные духовные учения.

ДЖАЙНИЗМ — одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н.э. как реакция на ритуализм и элитарность брахманизма. Джайнизм отказался от Вед и допустил в свои общины и мужчин, и женщин любой касты. Название религии происходит от имени пророка Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Он же известен в истории как странствующий проповедник Вардхамана, получивший потом имя Махавира. Главную роль в освобождении, в переходе из несовершенного состояния в совершенное играет поведение, воспитание личности. Обязательное условие джайнизма — очень жесткие нравственные нормы. Существует пять запретов:нельзя причинять вред живым существам, нельзя обманывать, нельзя воровать, нельзя иметь сексуальные отношения и нельзя собирать у себя ценности бренного мира. Основным путем к освобождению джайнизм считает аскетизм — вплоть до отказа от одежды, еды и до самоистязаний.

БУДДИЗМ — учение Будды, следование его пути. Возникло в 6-5 веках до н.э. В буддизме вера в перевоплощения дополняется стремлением к справедливому освобождению от страданий и достижению нирваны — окончательному уничтожению страдания, состоянию вне времени и бытия,вне ощущений, к состоянию высшего блаженства, конечной цели человеческого существования,прерывающей бесконечную череду перерождений и останавливающей действие закона кармы. С момента смерти Будды в 544 году до н.э. его ученики передавали учение в устной форме, вплоть до того времени, когда появилась опасность утратить истинность того, чему учил Будда. И лишь в 1 веке до н.э. на Цейлоне все каноны были записаны на пальмовых листьях и получили название «Типитака» — «Три корзины». С этого времени отхождения от канонов стали заметны и в буддизме появились различные направления. Соблюдение первоначального канонического учения называется тхеравада. Она распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Бангладеш, Малайзии и Непале. Под влиянием брахманистско-ведийской и индуистской культур в первых веках н.э. в Индии сформировалось направление буддизма, именуемое махаяна. От ортодоксального это течение отличалось тем, что стало больше похоже на массовую идеологию, а не на путь индивидуального просветления. Например, высшего просветления в махаяне могут достичь уже не только монахи, а все люди. Кроме этого, доброжелательность превратилась в сострадание, которое воплотилось в деятельное служение. А высшим идеалом стал Будда, отказавшийся от нирваны, ради помощи другим в ее достижении. Махаяна породила несколько сект: чань-буддизм в Китае, дзэн-буддизм в Японии и аналогичную индуистскому тантризму ваджраяну, которая в свою очередь породила ламаизм, закрепившийся на Тибете. Махаяна стала господствующим течением в буддизме в Индии,Китае, Японии и Непале. У нас, как и в большинстве стран Запада, буддизм известен по романизированному дзэн-буддизму и соединившему труднодоступность и мистику гор с эзотерикой тибетскому ламаизму.



ТАНТРИЗМ — направление в индуизме и буддизме, возникшее в первых веках н.э. В основе концепции — представление о том, что человек воплощает в себе модель вселенной и сам по себе является микрокосмосом, а энергетическое начало всего воплощено в человеческой сексуальной энергии. Тантризм широко использовал ведические ритуалы, мантры, медитации, методы йоги и изотерические практики. В Индии это течение стало широко распространяться только в 7 веке н.э., а его расцветом считается период с 9 по 14 века. Основные божества тантризма — Шива и его супруга Шакти. Приверженцами тантризма являлись в основном неарийские народы. Ведические верования постепенно смешивались с арийскими богами и дравидскими обрядами, в результате чего образовался индуизм.

ИНДУИЗМ— политеистическая религия, которая окончательно сформировалась примерно к 1 веку до н.э. как компромиссный результат взаимодействия и противостояния брахманизма ведическим верованиям, буддизму и джайнизму. Веды, например, стали священными книгами индуизма, а Будда включен в индуистский пантеон богов как воплощение бога Вишну. Несмотря на то, что в этой религии существуют и доктрины, и узнаваемые нормы, индуизм никогда не имел четкой системы, общих догм и культов, централизованной организации и единого руководства. Он всегда был довольно расплывчатым явлением. В индуизме всегда было много течений, сект, школ и разнообразных культов: вишнуизм, шиваизм, кришнаизм, тантризм и др. .

Вот в этом водовороте и вращалось то, что потом стало судьбой родиев. В нем же мне предстояло найти то, что послужило причиной их трагедии.

Тайна родиев, старательно забытая

Отбросив джайнизм с его отказом от богатств и не причинением вреда, отбросив веды и браманизм, как очень древние и близкие ариям учения, из которых и вырос Будда, я получила в остатке индуизм и тантризм. Местные верования пришлось исключить. Просто потому, что у веддов никаких страшных культов нет, а везти какое-нибудь локальное племенное верование из Индии никто не стал бы. Да и не могло бы оно составить конкуренцию буддизму, который был основным учением на острове. Надо было искать среди сильных религий. И тут я обнаружила, что у оставшихся подозреваемых существует почитание Шивы и его супруги.
Культ Шакти был довольно распространен благодаря тому, что культы богини-матери,культы женщины-богини были практически у всех индийских народов в древности. Особенно сильным был этот культ у народов дравидских и, прежде всего, у тамилов. Дальше — больше. Выяснилось, что культ Шакти, супруги Шивы, во-первых, оказался общим и для индуизма, и для тантризма, а во-вторых, имеет вовсе небезобидные формы. Шакти поклонялись как богине высшей реальности, стоящей над всеми другими богами. У супруги Шивы, точнее, у ее воплощений, было много имен: Дурга, Деви, Махадеви, Шакти, Парвати, Кали... А выступает она часто и в образе богини-воительницы, символизирующей победу добра над злом. То есть, победу того, что было священно для дравидских народов над вторгшимися арийскими воинами.
Больше того, выяснилось, что корни такого же культа воинственной богини у тамилов лежат в древней дравидской мифологии. Там эту богиню называли Эллама. Она считалась богиней-покровительницей древней прародины дравидов, затонувшей земли... И тут мне вдруг стало понятно ничего не говорившее до этого название экстремистской группировки, выступающей за образование на Шриланкийском севере независимого тамильского государства. Они себя называют «Тигры Тамил Элама». Тем самым словно подчеркивают свои права на остров. Однако я бы на их месте не спешила с демонстрацией таких козырей.



Далеко не все ясно с этимологией тамильского слова «Элама». На этот счет существует несколько версий. К примеру,одна из них ничуть не хуже покровительства суровой богини. Древнее царство под названием Элам существовало на землях нынешнего Ирана, на берегу Персидского залива, рядом с Шумером и Аккадом, которые были на территории современного Ирака, и процветало оно с 26 до 6 века до н.э. Стоит обратить внимание и на то, что Персидский залив, по сравнению с океаном у берегов Индии,совсем мелкий. А это значит, что если бы уровень Мирового океана поднимался или прошла большая волна, то затопило бы — именно заливом, — земли, на которых могла лежать и часть Эламского царства. Это одна из древнейших цивилизаций на Земле — из тех, о которых что-то известно. Язык Элама, несмотря на географическое положение царства, не относился к иранским языкам, а входил в большую группу языков... эламо-дравидских. Ну как не заподозрить хотя бы родство мифологий! А ведь тогда и прародина воинственного народа переместится значительно восточнее.... Но не будем отвлекаться от нашего расследования.
Культ супруги Шивы, выступавшей под разными именами, был совершенно чужд ведийской традиции, а его почитателями были дикие и неарийские народы. В тантризме культ Шакти использовал мистерии и сексуальные обряды, допускал вино и мясо и игнорировал в своем кругу запреты, связанные с кастами. То есть он нарушал порядок, принесенный многочисленными волнами завоевателей. Он отвергал касты. Поклонение верховной богине в древности у более примитивных народов во время сакральных обрядов тоже было связано с сексом и кровью: верховный жрец должен был совершить с царицей, воплощавшей на земле верховную богиню, ритуальное совокупление, после чего его убивали. В индуизме этот культ принимал тоже жесткие формы. Он включал в себя и приношение богине мяса, вина и даже человеческих жертв! А самым ярким из всех воплощений супруги Шивы оказалась Кали — кровавая и страшная богиня. Ее изображали в виде жутковатой ведьмы или грозной воительницы с четырьмя лицами и восемью руками, восседающей верхом на тигре или льве. Украшали эту жестокую женщину кроваво-красные коралловые украшения, ожерелья из человеческих черепов и особым образом заплетенные волосы.
В 18-19 веках в Индии ее кровавый культ настолько широко распространился, что англичане именно борьбой с ним, а точнее — с жестокими обрядами, оправдали свое военное вторжение. Действительно, насилие в это время настолько захватило страну, что жертвы исчислялись тысячами, а по некоторым данным — миллионами. Англичане тогда из-за этого объявили себя защитниками порядка, а на самом деле под шумок подчинили себе Индию.



Еще одна деталь: часто на изображениях богиня Кали окружена толпой женщин, которых она обучает магии. Их называют дакхими, йогини, бхайрави, шакини, и они очень похожи на европейских ведьм и колдуний из Средневековья. Запомним это. О богине Кали ее последователи слагали стихи и песни. В них прославляется богиня с ее страшными атрибутами, нагоняющими страх на врагов. Кстати, именно у народов, считающих себя потомками лемурийцев, то есть у мадагаскарцев и дравидов, включая тамилов, особенностью культуры является школа стихосложения. И это еще одна деталь, поставившая точку в моих дедуктивных исследованиях: культ принцессы Ратнавалли, той самой, изгнанной и проклятой отцом, которую родии почитали почти как богиню,включал в себя... стихи в ее честь. И говорилось в них и о священной роще, и о заплетенных волосах, и о коралловом ожерелье, и об украшениях из черепов, и о том, что после того, как ей исполнится двадцать лет, она не должна дальше жить, не попробовав вкуса человеческой плоти... Бррр... Будем считать это поэтической метафорой. Но большинство остальных деталей абсолютно совпадает с атрибутами кровожадной богини Кали, известными по описаниям и изображениям. Мой вывод не был оригинальным. Некоторые ученые, как, оказалось, тоже считают, что многое в тайне родиев связано с культом Кали. А в стихотворной традиции родиев их родоначальница и главная виновница их тяжелой жизни принцесса Ратнавалли соединяется с Кали в какую-то женщину-богиню, земное воплощение Кали. И до сих пор Ратнавалли почитают как богиню в северных и центральных районах Шри-Ланки. То есть как раз в местах проживания тамилов, потомков дравидов.



Так значит, красавицы родии — тамилки? Или потомки ариев, сингалов, которые приняли чужую религию, чужие обряды и за это пострадали? Скорее всего, и то, и другое. Ведь двор короля был сингальский, и царский род тоже. А принести поклонение Кали могли только тамилы, которые могли быть при дворе в роли танцоров или слуг. Но каким же даром убеждения надо было обладать,чтобы уговорить принцессу чуждой веры принять этот страшный культ, да еще и вместе со всем своим двором! Остается только предполагать, что тот, кто сумел это сделать, обладал либо гипнотическими способностями, даром внушать мысли или как-то влиять на них, либо невероятной харизмой, как теперь принято говорить, и фантастическим красноречием. Впрочем, для тех, кто знает, что специальные заклинания, мантры просто сочетанием звуков могут спровоцировать не только различные психологические состояния у окружающих, но и вызвать действие природных сил, словесное воздействие на аудиторию, — это пустяки. По крайней мере, вера в это очень сильна именно в областях распространения буддизма и индуизма. Сколько же там странных сочетаний! Какие же не разбираемые узлы завязаны!



Культ Кали относится к индуизму. Индуизм как религия индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан, сформировался примерно во 2 тыс. до н.э. Культ Кали ближе всего к культу Шивы, а в пантеоне индуизма Шива, как и Вишну, пришел из дравидских верований, с которыми индоарии столкнулись на полуострове Индостан. В индуистском пантеоне по разным подсчетам от 33 до 3399 богов и главными среди них на заре возникновения этой религии были Индра, Агни и Варуна. Но это было, когда арии только-только завоевали новые жизненные пространства вместе с живущими на них представителями ведической культуры. Со временем почитание трех главных богов осталось, однако состав троицы сильно изменился: теперь это Брахма, Шива и Вишну. То есть дравидские боги вытеснили арийских. Более того, вишнуитов во много раз больше, чем всех остальных индуистов. А уж песня Бога, то есть Бхагават Гита, часть эпоса «Махабхарата», в которой Кришна, в роли земного воплощения Вишну, излагает догматы, составившие основу одного из мощнейших ответвлений вишнуизма — кришнаизма, окончательно укрепила дравидские позиции в индуизме. В общем, основными культами индуизма, выросшего из арийских верований, стали культы дравидских богов. Как же парадоксально переплетается история!
Итак, к чему привели нас дедуктивные рассуждения? Жестокий культ богини Кали — индуистский. Он мог прийти на Ланку с потомками индоариев — сингалами в виде древних ведийских верований. И тамилам он был не чужим. Ведь большая часть самых почитаемых богов была родом из их родных дравидских верований. Затем сингальская часть населения приняла буддизм, а религия их предков стала для них чужой. И уж совсем чужими, надо полагать, были новые, дравидские боги, завоевавшие главные позиции в религии их предков, образовав индуизм. Возможно, это отчасти способствовало и принятию буддизма, дальнейшему противостоянию двух религий.



Тем более отвратительным для ланкийцев должно было стать сразу тройное предательство принцессы Ратнавалли: во-первых, она предала своего отца; во-вторых, предала религию государства и сингалов; и, в-третьих, сделал все это, поклоняясь одной из самых одиозных дравидских богинь — Кали, богине зла, точнее, богине, которая уничтожает зло в вечной борьбе с ним. Уничтожает так, что никакое зло по жестокости с ней не сравнится. А ведь борьбу с пришедшими и завоевавшими их народами дравиды считали воплощением борьбы богини Кали, и древние предания о величайших битвах времен, описанных в «Махабхарате», битвах, в которых принимали участие и предки дравидов, тоже считают описанием этой борьбы. То есть Кали для тамилов воплощала смертельное противостояние, в том числе и с... сингалами, которых дравиды считали завоевателями. Можно понять ярость и священный гнев отца принцессы. Сколько же сложностей создает себе человек...


Читать далее:
Исчезающие этносы: родии. Часть 1
Исчезающие этносы: родии. Часть 3