Исчезающие этносы: родии. Часть 3
Учение об избавлении от страданий против учения о зле, побеждающем... зло
Чем же грозил Ланкийскому государству культ Кали? Прежде всего, он угрожал священному учению — буддизму. А чтобы понять, как связана Шри-Ланка с буддизмом, проделаем стремительное путешествие во времени. Итак, в 624 году до н.э. в местечке Лумбини (сейчас это территория Непала) родился принц шакьев Сиддхартха Гаутама. В 29 лет он увидел страдания своего народа и отказался от той жизни, которая у него была. В 36 лет, медитируя под деревом около селения Гая в Индии, он обретает просветление и становится Буддой. Затем 45 лет он странствует и проповедует свое учение об избавлении от страданий. В 544 году до н.э. в возрасте 80 лет Будда умирает в индийском городе Кушинагаре.
В конце 1 тыс. до н.э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В письменных хрониках отмечено, что индийский царь Ашока послал своего сына Махинду на Ланку, чтобы принести туда учение Будды,и было это в 247 году до н.э. С тех пор вся история острова так или иначе связана с буддизмом. А вот в самой Индии, там где жил и проповедовал Будда, его учение впоследствии не получило столь широкого распространения. Парадоксы истории. В индуизме одним из аватар, земных воплощений Вишну, в виде которых он спускался на землю,чтобы повлиять на развитие мира, вместе с Рамой и Кришной считается еще и Будда. Так что можно полагать, что буддизм в какой-то степени, как и вишнуизм, и кришнаизм, и шиваизм, — вроде бы одна из ветвей индуизма. Тем более, что в пантеон буддийских богов из древних верований ариев, дравидов и совсем древних народов, населявших эту землю, были записаны и Индра, и Брахма, и другие. Тем не менее, даже общая основа и отдельные черты всех этих религий не спасали от непримиримого противостояния. Борьба за души, и умы всегда велась отчаянно. С тех незапамятных пор, когда сингалы поселились на острове и образовали свое первое государство, с севера, с берегов Индии, постоянно совершались вторжения тамилов, иногда оказывавшиеся успешными. Тогда власть над частью острова переходила на какое-то время к тамильским царям, а вместе с этим на остров приходила другая вера, другие обряды. В основном верования тамилов были индуистскими. А буддийские монастыри опустошались и закрывались. Потому над буддизмом Цейлона постоянно нависала угроза простого военного уничтожения. И это на земле, где были записаны все буддийские каноны, где хранился зуб самого Будды, где осталась неизменной именно та форма учения, которую проповедовал сам Будда... Допустить такое?Невозможно! И сингалы отстаивали сокровенные знания, как могли — вплоть до смертельных битв.
Уже во 2 веке до н.э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и только потом были разгромлены. После этого позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 веке до н.э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил 29-17 гг. до н.э.) решил созвать буддистов из разных стран в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийских традиций. Пятьсот самых ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях и записали на языке пали тексты учения Будды. А ведь и в самом буддизме зрела измена вековым принципам. И шла она тоже из Индии. Как раз тогда появившееся там ответвление, назвавшее себя махаяной и проповедовавшее другие принципы и ценности, а древнее учение обозначившее архаичным и примитивным, активно пыталось проникнуть на священный остров. И допустить этого тоже было нельзя, потому что тогда не сохранилось бы истины в том виде, в котором нес ее людям Будда. Пытаясь спасти от уничтожения священные реликвии буддизма, их даже увозили в Бирму, где хранили в храмах и монастырях. В общем опасности подстерегали со всех сторон. А ведь ортодоксальный буддизм был объявлен основой государства сингалов. Отказаться от него означало бы отказаться от собственного государства, отдав его захватчикам добровольно, своими руками, что обернулось бы полной зависимостью от чужих законов и правил, подчинением тамилам. Насколько такая перспектива вдохновляла сингальских царей? Вопрос риторический — ясно, что ничего более страшного для них просто не было. А тамильские нашествия все продолжались и продолжались... Учение Будды на острове еще долго то, почти погибало, то снова возрождалось, и очень часто в последний момент учение об избавлении от страданий спасали ученые монахи из других стран.
В 1050 году, например, исчезли буддийские общины в Анурадхапуре вследствие вторжения из Южной Индии, а уже в 1070 году прибыли монахи из Пагана, из Бирмы, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1164 году столицу сингальского царства Полоннаруву разрушили захватчики, после чего царь Паракрамбаху вместе с двумя монахами из монастыря объединил все течения на острове в то, что теперь называется то ортодоксальным, то южным буддизмом, или тхеравадой. В 1236 году, после очередной попытки уничтожить древнее учение, из Индии на Ланку приплыл монах, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1753 году из Тайланда приплывают монахи, и снова для восстановления тхеравады на Ланке. Чем больше вникаешь в историю буддизма, тем больше становится понятной ситуация, которая могла привести к изгнанию принцессы и ее двора из общества. К 11-12 векам, когда это произошло,буддизм в Индии окончательно пришел в упадок, ланкийские традиции становятся центром сохранения и распространения учения Будды, практически центром буддизма в его первоначальном виде, который именуется тхеравадой. В это же время усиливались вторжения из Южной Индии. Тамильские завоевания, прежде всего, устанавливали индуизм как главную религию, а с буддизмом всячески боролись. Ну как царю в такой ситуации не впасть в ярость, если он обнаруживает, что его дочь, принцесса, не только не хранит учение Будды, но и поклоняется вражеским богам, отправляя жуткие, кровавые обряды?
Как же это было и за что?
Красавица Ратнавалли жила в своем дворце. Ее окружали как преклоняющиеся по должности и положению, так и просто хитрые льстецы, честолюбивые, властолюбивые, алчные — разные. И среди них оказались последователи кровавого культа. То ли в знак протеста, свойственного юности,то ли из-за щекочущего ощущения опасности и адреналина, а, может быть, и из-за сексуальной вседозволенности ритуальных оргий культ Кали мог увлечь придворную молодежь. И в этом придворном окружении, среди этих людей, которые могли быть тамильскими танцовщиками или музыкантами, например, оказался кто-то, очень сильно повлиявший на юную принцессу. Как такое могло произойти? Во-первых, скорее всего это был мужчина, так как на юную девушку самое сильное влияние мог бы оказать именно представитель противоположного пола. Во-вторых,скорее всего, она была если не влюблена, то уж увлечена им очень сильно — иначе не было бы такого сильного влияния и такой слепой веры. В-третьих, он, скорее всего, был фанатиком, красноречивым, горячим, ибо именно огонь в глазах действует убедительнее всего. В-четвертых, практикуя культ, в котором большое внимание уделяется магии, он, наверное, мог владеть гипнозом или даром убеждения. В-пятых, он мог также безумно увлечься красавицей принцессой, а ничто так завораживающе не действует, как страсть, человека, который небезразличен. И он мог сознательно добиваться духовной власти над самой влиятельной женщиной. Этот человек заражает принцессу, а вместе с ней и большую часть приближенных интересом к запретному плоду — культу, которого боятся. Все больше вовлекаясь в обряды и ритуалы, принцесса, считая себя могущественной и безнаказанной, могла совсем потерять голову, и бдительность. Ей поклонялись как воплощению богини Кали, и она чувствовала себя богиней. Кровь, нарушение запретов, любимый мужчина рядом — все пьянило, но уже сплелось в трагический клубок.
И вот однажды, скорее всего по доносу кого-то из обиженных приближенных, известие о том, что принцесса исполняет обряды чужой, страшной, враждебной религии дошло до ее отца. А царь был больше всего озабочен именно сохранением основы своей власти, символа государственности — буддизма. А тут — родная дочь, кровавый и жестокий культ, сексуальные ритуалы, человеческие жертвоприношения... Как тут быть? И царь принял, наверное, самое гуманное на тот момент решение. Он никого не казнил. Он проклял их всех, отрекся от дочери и, не разбираясь, изгнал ее со всеми придворными в лес. Он запретил им носить что-нибудь, кроме набедренной повязки, — чтобы всем было видно, что они несут. А может быть, рассвирепев, он именно так наказал дочь за участие в ритуальных оргиях. Он запретил им строить дома, — лишь навесы, чтобы любой прохожий мог видеть, чем они там занимаются. Таким образом, лишив их власти, силы и возможности совершать свои обряды, царь избавился от внутренних идеологических врагов, а с помощью легенды о людоедстве надолго исключил новоиспеченных отверженных из общения с другими людьми... Сегодня родиев намного меньше одного процента всего населения Шри-Ланки и живут они в основном в нескольких деревнях на западе Курунегалы. Правда, сейчас они уже начинают ассимилироваться, и Шри-Ланка постепенно рискует потерять одно из самых интересных и самобытных социальных сообществ.
Пользуясь преимуществами социалистического строя Шри-Ланки, родии предпочитают нигде не говорить, что происходят из касты отверженных. Они отправляют детей учиться, получать профессию, работу. Многие работают в больших, по меркам Ланки, городах — Коломбо, Негомбо, Канди, Гале — в городской жизни легче затеряться. Родии почти рассредоточились по всей стране, ассимилировались, не афишируют свое происхождение и начинают новую жизнь. Жизнь новых династий. Именно поэтому их так трудно найти. Именно поэтому ланкийцы практически не знают их истории. В общем, если несколько десятков лет назад высказывались опасения, что родии исчезнут, утратят свою, пусть и навязанную, самобытность, что они уже готовы к тому, чтобы ассимилироваться, то теперь уже можно сказать: это почти произошло. Родиев, как явления истории Ланки, мы уже рискуем вскоре не встретить. И хотя сегодня большинство родиев считает себя уже буддистами, много женщин из деревень северо-западной провинции Шри-Ланки каждый год в июле-августе идут к храму Шивы, расположенному недалеко от городка Чилау. Там происходит ежегодный праздник, на котором они поют, танцуют и читают стихи. Между прочим, родии — один из немногих народов, сохранивших поэтические традиции, как дравиды и мальгаши, считающие себя потомками лемурийцев. Так вот, читают там родии стихи, посвященные своей ужасной и прекрасной принцессе Ратнавали. И богине Кали, богине зла.
Секрет красоты
Но если все так кровожадно, почему же так привлекали к себе родии и особенно их женщины? Как сводили с ума и коварных иноземцев, и непримиримых соотечественников? В чем же секрет пленительного облика родиев? Казалось бы, если все сопоставить, ответ напрашивается сам собой. Представим себе: изгоняется принцесса со всем двором: слугами, танцорами и танцовщицами, музыкантами и воинами из охраны, гвардией и прочими придворными. То есть с избранными, самыми лучшими. Неужели можно думать, что танцовщики не обладали грацией, придворные и слуги были противны своими лицами, а гвардия и прочее окружение принцессы, включая ее саму, почему-то были лишены осанки повелителей? Неужели можно предположить, что своих детей они воспитывали не собственным примером, и тем не передалось их умение держаться с достоинством? Неужели можно сомневаться, что у избранных, красивых родителей будут рождаться такие же красивые дети? В общем, как мне кажется, нет ничего удивительного в этой красоте и привлекательности. Все просто, но и непросто. Умозрительные предположения не могли учитывать того, что можно увидеть только своими глазами. И вот тут-то и крылась тайна.
Секрет их привлекательности, который невозможно понять, опираясь только на их историю и происхождении. Пока с этим не столкнешься самостоятельно. Проще всего предположить, что девочки родиев рождаются ведьмами. В хорошем смысле. Они способны одними глазами произвести такой эффект, которого не добились бы от первых красавиц батальоны лучших стилистов. И становится понятно, как колонизаторы сходили от них с ума, понятно, как мог губернатор с первого взгляда потерять голову от простой служанки, да так, что отгрохал для нее дворец... Но не красота их была смертельным оружием для мужчин. Они живее и естественнее всех окружающих, они обаятельнее и искреннее остальных. Как это получается у родиев? Но их женское оружие сродни самому настоящему волшебству, колдовству, чарам...
Кстати, обратим внимание, в описаниях древних верований, положивших начало и индуизму, и буддизму, мы постоянно встречаем упоминание о магии, магических практиках, всяческих волшебных способностях. Вообще народам, населявшим Индию и Шри-Ланку до появления здесь арийских и дравидских племен, древние тексты приписывают всяческие сверхъестественные способности и умения. Часть их явно свидетельствует о владении какими-то аппаратами и специальными техниками. Но другая часть — это то, что может быть врожденными способностями, которые потом могли быть развиты, натренированы. Все эти древние яккхи, ракшасы, гандхавры, киннары, кимпуруши, наги, супарны и ванары, как считалось, обладали способностью мгновенно исчезать, летать, менять форму, читать мысли, влиять на силы природы и знать все о других обитаемых мирах, кроме Земли. С магией были связаны и ведические верования, и ритуалы нагов, и тантризм, и ваджрайяна, которая, по сути, напоминает тот же тантризм и даже буддизм. В мистических учениях известно более 80 сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение, яснослышание, всезнание, уменьшение до исчезающее малых размеров, уменьшение и увеличение веса тела, невидимость, способность перемещаться со скоростью мысли, власть над силами природы и живыми существами, способность разгонять тучи, понимать язык животных, управлять своими страстями, а также изменение формы, переселение души в другое тело, исполнение желаний, предсказание будущего, способность помнить о прошлых рождениях, способность вызывать паралич у нападающих, исцеление наложением рук, нестарение, хождение по воде, горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, оживлять мертвых, останавливать и вновь запускать свое сердце, выживать при погружении в воду, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д. А что еще особенно любопытно: телепатию, влияние на чужие мысли, гипноз... и способность вызывать к себе симпатию. Волей-неволей вспоминаются окружавшие богиню Кали женщины, которых она обучала магии...
Послесловие к расследованию
Все вроде бы сходится, все становится понятным. Но есть одно «но»... Хоть родиев и относят к сингальским кастам, их язык отличается и от сингальского (индоарийского), и от тамильского (дравидского). Он более родственен, как определили ученые, австрало-азиатской группе языков, на которой разговаривают, например, аборигенные племена мунда на востоке Индии. Так может быть, основу родиев составили остатки какого-то местного аборигенного народа, который, например, в чем-то прислуживал принцессе или обитал вокруг ее дворца. Или этот народ был кастой мусорщиков на острове. Ведь по одной из драматических интерпретаций древнего предания разгневанный отец повелел тут же выдать принцессу замуж за мусорщика, тем самым унизив ее, как только было возможно. А родственники мужа принцессы? А его соплеменники? Естественно, они могли жить рядом, какой-то деревней или сообществом. Тогда их язык вполне мог сохраниться, если не в чистом виде, использовавшийся как арго, то хотя бы в смеси с сингальским. Кстати, язык родиев в конце концов, стали считать диалектом сингальского языка. В общем, мое расследование принесло свои плоды: в виде выяснения причины, заставившей родиев стать изгоями, и в виде еще нескольких попутно всплывших загадок, ответов на которые нет. Во всяком случае, пока. Пока не организуется новая специальная экспедиция на этот удивительный остров для поисков разгадок и новых открытий.
Чем же грозил Ланкийскому государству культ Кали? Прежде всего, он угрожал священному учению — буддизму. А чтобы понять, как связана Шри-Ланка с буддизмом, проделаем стремительное путешествие во времени. Итак, в 624 году до н.э. в местечке Лумбини (сейчас это территория Непала) родился принц шакьев Сиддхартха Гаутама. В 29 лет он увидел страдания своего народа и отказался от той жизни, которая у него была. В 36 лет, медитируя под деревом около селения Гая в Индии, он обретает просветление и становится Буддой. Затем 45 лет он странствует и проповедует свое учение об избавлении от страданий. В 544 году до н.э. в возрасте 80 лет Будда умирает в индийском городе Кушинагаре.
В конце 1 тыс. до н.э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В письменных хрониках отмечено, что индийский царь Ашока послал своего сына Махинду на Ланку, чтобы принести туда учение Будды,и было это в 247 году до н.э. С тех пор вся история острова так или иначе связана с буддизмом. А вот в самой Индии, там где жил и проповедовал Будда, его учение впоследствии не получило столь широкого распространения. Парадоксы истории. В индуизме одним из аватар, земных воплощений Вишну, в виде которых он спускался на землю,чтобы повлиять на развитие мира, вместе с Рамой и Кришной считается еще и Будда. Так что можно полагать, что буддизм в какой-то степени, как и вишнуизм, и кришнаизм, и шиваизм, — вроде бы одна из ветвей индуизма. Тем более, что в пантеон буддийских богов из древних верований ариев, дравидов и совсем древних народов, населявших эту землю, были записаны и Индра, и Брахма, и другие. Тем не менее, даже общая основа и отдельные черты всех этих религий не спасали от непримиримого противостояния. Борьба за души, и умы всегда велась отчаянно. С тех незапамятных пор, когда сингалы поселились на острове и образовали свое первое государство, с севера, с берегов Индии, постоянно совершались вторжения тамилов, иногда оказывавшиеся успешными. Тогда власть над частью острова переходила на какое-то время к тамильским царям, а вместе с этим на остров приходила другая вера, другие обряды. В основном верования тамилов были индуистскими. А буддийские монастыри опустошались и закрывались. Потому над буддизмом Цейлона постоянно нависала угроза простого военного уничтожения. И это на земле, где были записаны все буддийские каноны, где хранился зуб самого Будды, где осталась неизменной именно та форма учения, которую проповедовал сам Будда... Допустить такое?Невозможно! И сингалы отстаивали сокровенные знания, как могли — вплоть до смертельных битв.
Уже во 2 веке до н.э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и только потом были разгромлены. После этого позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 веке до н.э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил 29-17 гг. до н.э.) решил созвать буддистов из разных стран в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийских традиций. Пятьсот самых ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях и записали на языке пали тексты учения Будды. А ведь и в самом буддизме зрела измена вековым принципам. И шла она тоже из Индии. Как раз тогда появившееся там ответвление, назвавшее себя махаяной и проповедовавшее другие принципы и ценности, а древнее учение обозначившее архаичным и примитивным, активно пыталось проникнуть на священный остров. И допустить этого тоже было нельзя, потому что тогда не сохранилось бы истины в том виде, в котором нес ее людям Будда. Пытаясь спасти от уничтожения священные реликвии буддизма, их даже увозили в Бирму, где хранили в храмах и монастырях. В общем опасности подстерегали со всех сторон. А ведь ортодоксальный буддизм был объявлен основой государства сингалов. Отказаться от него означало бы отказаться от собственного государства, отдав его захватчикам добровольно, своими руками, что обернулось бы полной зависимостью от чужих законов и правил, подчинением тамилам. Насколько такая перспектива вдохновляла сингальских царей? Вопрос риторический — ясно, что ничего более страшного для них просто не было. А тамильские нашествия все продолжались и продолжались... Учение Будды на острове еще долго то, почти погибало, то снова возрождалось, и очень часто в последний момент учение об избавлении от страданий спасали ученые монахи из других стран.
В 1050 году, например, исчезли буддийские общины в Анурадхапуре вследствие вторжения из Южной Индии, а уже в 1070 году прибыли монахи из Пагана, из Бирмы, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1164 году столицу сингальского царства Полоннаруву разрушили захватчики, после чего царь Паракрамбаху вместе с двумя монахами из монастыря объединил все течения на острове в то, что теперь называется то ортодоксальным, то южным буддизмом, или тхеравадой. В 1236 году, после очередной попытки уничтожить древнее учение, из Индии на Ланку приплыл монах, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1753 году из Тайланда приплывают монахи, и снова для восстановления тхеравады на Ланке. Чем больше вникаешь в историю буддизма, тем больше становится понятной ситуация, которая могла привести к изгнанию принцессы и ее двора из общества. К 11-12 векам, когда это произошло,буддизм в Индии окончательно пришел в упадок, ланкийские традиции становятся центром сохранения и распространения учения Будды, практически центром буддизма в его первоначальном виде, который именуется тхеравадой. В это же время усиливались вторжения из Южной Индии. Тамильские завоевания, прежде всего, устанавливали индуизм как главную религию, а с буддизмом всячески боролись. Ну как царю в такой ситуации не впасть в ярость, если он обнаруживает, что его дочь, принцесса, не только не хранит учение Будды, но и поклоняется вражеским богам, отправляя жуткие, кровавые обряды?
Как же это было и за что?
Красавица Ратнавалли жила в своем дворце. Ее окружали как преклоняющиеся по должности и положению, так и просто хитрые льстецы, честолюбивые, властолюбивые, алчные — разные. И среди них оказались последователи кровавого культа. То ли в знак протеста, свойственного юности,то ли из-за щекочущего ощущения опасности и адреналина, а, может быть, и из-за сексуальной вседозволенности ритуальных оргий культ Кали мог увлечь придворную молодежь. И в этом придворном окружении, среди этих людей, которые могли быть тамильскими танцовщиками или музыкантами, например, оказался кто-то, очень сильно повлиявший на юную принцессу. Как такое могло произойти? Во-первых, скорее всего это был мужчина, так как на юную девушку самое сильное влияние мог бы оказать именно представитель противоположного пола. Во-вторых,скорее всего, она была если не влюблена, то уж увлечена им очень сильно — иначе не было бы такого сильного влияния и такой слепой веры. В-третьих, он, скорее всего, был фанатиком, красноречивым, горячим, ибо именно огонь в глазах действует убедительнее всего. В-четвертых, практикуя культ, в котором большое внимание уделяется магии, он, наверное, мог владеть гипнозом или даром убеждения. В-пятых, он мог также безумно увлечься красавицей принцессой, а ничто так завораживающе не действует, как страсть, человека, который небезразличен. И он мог сознательно добиваться духовной власти над самой влиятельной женщиной. Этот человек заражает принцессу, а вместе с ней и большую часть приближенных интересом к запретному плоду — культу, которого боятся. Все больше вовлекаясь в обряды и ритуалы, принцесса, считая себя могущественной и безнаказанной, могла совсем потерять голову, и бдительность. Ей поклонялись как воплощению богини Кали, и она чувствовала себя богиней. Кровь, нарушение запретов, любимый мужчина рядом — все пьянило, но уже сплелось в трагический клубок.
И вот однажды, скорее всего по доносу кого-то из обиженных приближенных, известие о том, что принцесса исполняет обряды чужой, страшной, враждебной религии дошло до ее отца. А царь был больше всего озабочен именно сохранением основы своей власти, символа государственности — буддизма. А тут — родная дочь, кровавый и жестокий культ, сексуальные ритуалы, человеческие жертвоприношения... Как тут быть? И царь принял, наверное, самое гуманное на тот момент решение. Он никого не казнил. Он проклял их всех, отрекся от дочери и, не разбираясь, изгнал ее со всеми придворными в лес. Он запретил им носить что-нибудь, кроме набедренной повязки, — чтобы всем было видно, что они несут. А может быть, рассвирепев, он именно так наказал дочь за участие в ритуальных оргиях. Он запретил им строить дома, — лишь навесы, чтобы любой прохожий мог видеть, чем они там занимаются. Таким образом, лишив их власти, силы и возможности совершать свои обряды, царь избавился от внутренних идеологических врагов, а с помощью легенды о людоедстве надолго исключил новоиспеченных отверженных из общения с другими людьми... Сегодня родиев намного меньше одного процента всего населения Шри-Ланки и живут они в основном в нескольких деревнях на западе Курунегалы. Правда, сейчас они уже начинают ассимилироваться, и Шри-Ланка постепенно рискует потерять одно из самых интересных и самобытных социальных сообществ.
Пользуясь преимуществами социалистического строя Шри-Ланки, родии предпочитают нигде не говорить, что происходят из касты отверженных. Они отправляют детей учиться, получать профессию, работу. Многие работают в больших, по меркам Ланки, городах — Коломбо, Негомбо, Канди, Гале — в городской жизни легче затеряться. Родии почти рассредоточились по всей стране, ассимилировались, не афишируют свое происхождение и начинают новую жизнь. Жизнь новых династий. Именно поэтому их так трудно найти. Именно поэтому ланкийцы практически не знают их истории. В общем, если несколько десятков лет назад высказывались опасения, что родии исчезнут, утратят свою, пусть и навязанную, самобытность, что они уже готовы к тому, чтобы ассимилироваться, то теперь уже можно сказать: это почти произошло. Родиев, как явления истории Ланки, мы уже рискуем вскоре не встретить. И хотя сегодня большинство родиев считает себя уже буддистами, много женщин из деревень северо-западной провинции Шри-Ланки каждый год в июле-августе идут к храму Шивы, расположенному недалеко от городка Чилау. Там происходит ежегодный праздник, на котором они поют, танцуют и читают стихи. Между прочим, родии — один из немногих народов, сохранивших поэтические традиции, как дравиды и мальгаши, считающие себя потомками лемурийцев. Так вот, читают там родии стихи, посвященные своей ужасной и прекрасной принцессе Ратнавали. И богине Кали, богине зла.
Секрет красоты
Но если все так кровожадно, почему же так привлекали к себе родии и особенно их женщины? Как сводили с ума и коварных иноземцев, и непримиримых соотечественников? В чем же секрет пленительного облика родиев? Казалось бы, если все сопоставить, ответ напрашивается сам собой. Представим себе: изгоняется принцесса со всем двором: слугами, танцорами и танцовщицами, музыкантами и воинами из охраны, гвардией и прочими придворными. То есть с избранными, самыми лучшими. Неужели можно думать, что танцовщики не обладали грацией, придворные и слуги были противны своими лицами, а гвардия и прочее окружение принцессы, включая ее саму, почему-то были лишены осанки повелителей? Неужели можно предположить, что своих детей они воспитывали не собственным примером, и тем не передалось их умение держаться с достоинством? Неужели можно сомневаться, что у избранных, красивых родителей будут рождаться такие же красивые дети? В общем, как мне кажется, нет ничего удивительного в этой красоте и привлекательности. Все просто, но и непросто. Умозрительные предположения не могли учитывать того, что можно увидеть только своими глазами. И вот тут-то и крылась тайна.
Секрет их привлекательности, который невозможно понять, опираясь только на их историю и происхождении. Пока с этим не столкнешься самостоятельно. Проще всего предположить, что девочки родиев рождаются ведьмами. В хорошем смысле. Они способны одними глазами произвести такой эффект, которого не добились бы от первых красавиц батальоны лучших стилистов. И становится понятно, как колонизаторы сходили от них с ума, понятно, как мог губернатор с первого взгляда потерять голову от простой служанки, да так, что отгрохал для нее дворец... Но не красота их была смертельным оружием для мужчин. Они живее и естественнее всех окружающих, они обаятельнее и искреннее остальных. Как это получается у родиев? Но их женское оружие сродни самому настоящему волшебству, колдовству, чарам...
Кстати, обратим внимание, в описаниях древних верований, положивших начало и индуизму, и буддизму, мы постоянно встречаем упоминание о магии, магических практиках, всяческих волшебных способностях. Вообще народам, населявшим Индию и Шри-Ланку до появления здесь арийских и дравидских племен, древние тексты приписывают всяческие сверхъестественные способности и умения. Часть их явно свидетельствует о владении какими-то аппаратами и специальными техниками. Но другая часть — это то, что может быть врожденными способностями, которые потом могли быть развиты, натренированы. Все эти древние яккхи, ракшасы, гандхавры, киннары, кимпуруши, наги, супарны и ванары, как считалось, обладали способностью мгновенно исчезать, летать, менять форму, читать мысли, влиять на силы природы и знать все о других обитаемых мирах, кроме Земли. С магией были связаны и ведические верования, и ритуалы нагов, и тантризм, и ваджрайяна, которая, по сути, напоминает тот же тантризм и даже буддизм. В мистических учениях известно более 80 сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение, яснослышание, всезнание, уменьшение до исчезающее малых размеров, уменьшение и увеличение веса тела, невидимость, способность перемещаться со скоростью мысли, власть над силами природы и живыми существами, способность разгонять тучи, понимать язык животных, управлять своими страстями, а также изменение формы, переселение души в другое тело, исполнение желаний, предсказание будущего, способность помнить о прошлых рождениях, способность вызывать паралич у нападающих, исцеление наложением рук, нестарение, хождение по воде, горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, оживлять мертвых, останавливать и вновь запускать свое сердце, выживать при погружении в воду, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д. А что еще особенно любопытно: телепатию, влияние на чужие мысли, гипноз... и способность вызывать к себе симпатию. Волей-неволей вспоминаются окружавшие богиню Кали женщины, которых она обучала магии...
Послесловие к расследованию
Все вроде бы сходится, все становится понятным. Но есть одно «но»... Хоть родиев и относят к сингальским кастам, их язык отличается и от сингальского (индоарийского), и от тамильского (дравидского). Он более родственен, как определили ученые, австрало-азиатской группе языков, на которой разговаривают, например, аборигенные племена мунда на востоке Индии. Так может быть, основу родиев составили остатки какого-то местного аборигенного народа, который, например, в чем-то прислуживал принцессе или обитал вокруг ее дворца. Или этот народ был кастой мусорщиков на острове. Ведь по одной из драматических интерпретаций древнего предания разгневанный отец повелел тут же выдать принцессу замуж за мусорщика, тем самым унизив ее, как только было возможно. А родственники мужа принцессы? А его соплеменники? Естественно, они могли жить рядом, какой-то деревней или сообществом. Тогда их язык вполне мог сохраниться, если не в чистом виде, использовавшийся как арго, то хотя бы в смеси с сингальским. Кстати, язык родиев в конце концов, стали считать диалектом сингальского языка. В общем, мое расследование принесло свои плоды: в виде выяснения причины, заставившей родиев стать изгоями, и в виде еще нескольких попутно всплывших загадок, ответов на которые нет. Во всяком случае, пока. Пока не организуется новая специальная экспедиция на этот удивительный остров для поисков разгадок и новых открытий.
Исчезающие этносы: родии. Часть 1
Исчезающие этносы: родии. Часть 2
Читайте также