Исчезающие этносы: родии. Часть 1



Шри-Ланка, бывший Цейлон, Серендиб, Тапробана... С древности остров считался страной счастливых, забытым раем. Причем, не иносказательным, а раем в прямом, библейском и мифологическом смысле этого слова. Древние мореплаватели полагали, что Ланка стоит в центре мира и не имеет ни широты, ни долготы. Считалось, что именно здесь находятся невидимые врата, через которые из нашего мира можно попасть в какой-то другой, мир богов и демонов. Однажды услышав от гида на Шри-Ланке, что самые красивые из островитян живут в лесу, обособленно ото всех, я решила посмотреть на них и понять причину их изоляции. Загадка оказалась сложнее, чем я предполагала. Никто из ланкийцев не мог внятно объяснить мне, что это за народ и какова его история.



Более того, большинство о нем даже не слышало. Попытки найти хоть какое-то упоминание в книгах ни к чему не приводили, пока я не наткнулась на статью... о родиях — отверженном народе Цейлона, как раньше назывался остров Шри-Ланка, однако тайну их происхождения, а точнее — изгнания из человеческого общества, эта статья не раскрыла. Пришлось взяться за разгадку самостоятельно. Пустив в ход дедукцию, я убедилась, что ни сингалы, ни тамилы — основное население острова — отверженными не являются, что мавры и бургеры — потомки арабов и европейских колонизаторов — обитают не в лесах, а первобытные племена веддов, которые являются единственным коренным народом острова, хоть и живут в лесах, но ни красотой, ни отверженностью не отмечены. В поисках истоков происхождения этого загадочного народа были прочитаны записки путешественников древности, содержащие упоминания, что на острове Ланка живет странный народ — наполовину люди, наполовину обезьяны, и что мореплаватели, оказавшиеся здесь, исчезали бесследно. Остров считался населенным людоедами. А ведь по легенде именно в людоедстве и были обвинены родии, из-за чего и были изгнаны! Познакомилась я и с мифологией ланкийцев, подозревая в традиционных демонах-ракшасах, образ диких древних народов. Найденное мной упоминание о пигмеях негроидного типа, до недавнего прошлого людоедах — негрито, которых видели на острове и которые до сегодняшнего дня заселяют Андаманские острова, лежащие там же, в Бенгальском заливе, добавило вопросов. Ведь ни те, ни другие не подходили под определение самых красивых людей на острове, и вряд ли их женщины могли сводить с ума каждого европейца, который их видел. Обнаружилось свидетельство и о совсем таинственных существах — ниттаево — лесных жителях, то ли людях, то ли зверях, с которыми враждовали ведды. Я погрузилась в дравидскую мифологию, сообщившую мне, что прародиной дравидов — народа, к которому принадлежат и ланкийские тамилы, была земля на юге, затонувшая в Индийском океане и оставившая лишь небольшие архипелаги и остров Ланка. Предания тамилов указывали на мифическую Лемурию. Не оттуда ли родом загадочные родии? Перебрав все народы, которые хотя бы в упоминаниях появлялись на Ланке, я поняла, что прекрасные родии — не отдельный народ, а какая-то группа людей со своей, скорее всего, страшной историей. Мне предстояло найти и их самих, и истинные корни их трагической судьбы.



Нюансы происхождения

Есть версия (правда, не очень понятно, на чем она основана, кроме родственных следов в языке, но поскольку она высказывается местными учеными, я ее пересказываю), что якобы предки родиев — это лучники из Индии, которые сопровождали на Ланку священное дерево Бо, отросток дерева, под которым Будда достигал просветления. А лучники эти были из племени, родственного ланкийским веддам. Не очень понятно, за что же тогда их потом сделали такими изгоями. Но такую разгадку происхождения родиев дает в книге «Красивые нищие» М.Д. Радхаван, который утверждает, что лучников для охраны священного дерева набирали из южноиндийского племени охотников. Подтверждение этого он видит в неких параллелях между словами "родия«, санскритским «рудра» и палийским (пали — тоже древний язык) «рудда» — «охотник». Самая же распространенная версия происхождения родиев была записана Хью Невиллом в 80-х годах 19 в. По ней дочь царя Паракрамабаху — красавица принцесса Ратнавалли — жила отдельно, в своем дворце. И на кухню этого дворца ведды, местные полудикие охотники, должны были каждый день доставлять оленину. И вот однажды, когда с оленями охотникам не повезло, они подстрелили какого-то местного мальчика. Принцессе же настолько понравилось человеческое мясо, что она приказала веддам каждый день приносить ей именно такую добычу... Народ забеспокоился, когда дети стали пропадать ежедневно. И тогда один парикмахер пришел во дворец просить принцессу, чтобы помогли найти его сына, тоже пропавшего накануне. И пока он ждал аудиенции, его угостили царским блюдом, в котором он увидел мизинец, сразу же опознанный им как мизинец его сына! Далее последовал гнев отца царя, народное негодование и объявление всех, кто жил при дворе принцессы, изгоями, с которыми нельзя было общаться, нельзя было даже прикасаться к ним... Неприкасаемые в чистом виде... Со временем бескомпромиссность в общении с родиями несколько утихла, но заложенные в древности основы остались.



Однако в этой версии истории изгнания родиев есть несколько серьезных неувязок, вполне допустимых для легенды, но совершенно неправдоподобных для исторической ситуации. Первое: ведды настолько не воинственны в отношении всех остальных людей, что представить их намеренно охотящимися на детей невозможно. Второе: если бы они даже случайно подстрелили ребенка по ошибке в кустах, то никогда не стали бы приносить его в качестве добычи ко двору, рядом с которым этот ребенок гулял. Третье: замаскировать свою добычу под дикого оленя веддам было бы довольно сложно, а разделанное мясо у них при дворе не взяли бы. Четвертое: при обилии пищи на тропической Ланке опускаться до людоедства целым королевским двором не стали бы никогда. Ведь если даже не для всех эта трапеза была предназначена, то уж знали бы об этом если не все, то очень многие. Если и предполагать, что в этой истории так или иначе было замешано убийство людей, то гораздо правдоподобнее допустить,что это могли быть человеческие жертвоприношения, которые потом преподносились общественности противниками страшного культа как людоедство — то есть в самой эмоционально сильной форме, которая должна была заставить народ с содроганием отвернуться от приверженцев этого культа. Однако не стоит думать, что подобные обряды могли быть только у жутких племен, которые не заслуживали ничего, кроме изгнания. Практически у всех народов древности, причем не очень отдаленной, в разных формах были обычными жертвоприношения животных, а местами и людей. И никто не считает потомков этих народов отверженными. Ни шведов, ни норвежцев, ни итальянцев,ни англичан или французов. Равно как славян, татар или китайцев. А вот родиев посчитали. Видимо, так сильно было неприятие этого обряда или культа. Видимо, так велика была опасность принятия не той веры. Видимо, боролись за души, за идею. В других странах такие жертвоприношения проходили буднично и не вызывали волнений в однородной среде сторонников культа. А здесь, похоже, эти обряды проводились тайно, потому что принятая при царском дворе религия была другой. Так что же за народ практиковал на острове человеческие жертвоприношения? Сингалы и их верования описаны еще с 6 в. до н.э., и в этих хрониках нет ничего, что наводило бы на мысль о таких жутких обычаях. Более того, сингалы приняли буддизм задолго до новой эры, и примерно с 3 в. до н.э. их религия вообще не приветствовала убийство живых существ. Нет, это не мог быть их обряд. И вообще в истории сингалов и тамилов ни людоедства, ни человеческих жертвоприношений отмечено не было. Ведды тоже не могли быть этим народом. Я уже разбирала, чем они не подходят на эту роль. А теперь добавилось еще одно «против»: ведды в этой истории были замешаны как охотники,которые должны были доставлять во дворец подстреленных оленей. Они явно никак не были связаны с жизнью и обрядами окружения принцессы, лишь обслуживая дворец и живя при этом своей отдельной, первобытной жизнью. Кстати, без кулинарного интереса к людям, без всей этой дикости. Что же получается? Что людоедство — наследие неведомых предков родиев? Их религии? Но кто они были? Шаг за шагом я продвигалась к разгадке простенькой, как казалось вначале, загадки. И с каждым шагом вперед я осознавала, что все глубже и глубже погружаюсь в гораздо более масштабную тайну.



Как рождаются и умирают народы

Не секрет, что многие группы людей выделялись из общества по различным признакам и старались обособиться. А если жили уже обособленно, то объявляли себя отличными еще и по географическому признаку. По сути, только идеология и соответствующий уклад жизни отличали сначала евреев, например, или казаков от соседей. А сегодня уже казаки стараются выделить себя в отдельный народ. Так было или могло быть с родиями, которые в силу своей вынужденной обособленности стали восприниматься как народ, как самостоятельное племя... Значит, родии — просто потомки наказанной сингальской знати, а вовсе не народ? И формировала их обособленное единство, видимо, отличная от других идеология, а значит, вера. Нужно тогда попытаться понять, чему поклонялись родии, во что веровали. Если в среде одной культуры, но разных народностей возникает вдруг отправление чуждого приоритетной культуре обряда или ритуала, то не мудрено, что местный народ разбирается с этим безобразием наиболее привычным и опробованным в действии способом. В среде южноиндийских народов это могло быть только объявление «чужеродных элементов» изгоями, низшей кастой, нет — выведение вообще за кастовую систему, абсолютным исключением даже из низших слоев. Так было с родиями после уличения их в людоедстве. Хотя гораздо более вероятно, что на самом деле имело место не людоедство, а человеческое жертвоприношение, так как обряды с принесением в жертву людей были у разных народов, а обрядов с поеданием в честь богов не было. Да и не называлось бы это тогда людоедством. А это значит, что такие обряды были враждебными, а возможно и не до конца искорененными на славном острове. На тот момент ведущей религией сингалов был буддизм,остающийся основным верованием уже не один десяток веков. Значит, человеческими жертвоприношениями занимались поверженные враги сингалов или потенциальные и равные им по силе конкуренты. Кто же они могли быть? Какому богу приносили эти страшные жертвы? Определить, какие же религии столкнулись, оказалось не так просто. Посмотреть по хронологии, кто во время правления отца Ратнавалли представлял наибольшую опасность для Ланки, не удалось. Ланкийский царь Паракрамабаху, отец изгнанной принцессы, как выяснилось,историческая фигура, но кто из девяти правителей, носивших именно это имя, действительно он? Первый из них правил с 1153 по 1186 гг., а последний, девятый, с 1509 по 1528 гг. Именно в этом промежутке, между 1153 и 1528 годами, и происходили все события, связанные с принцессой. Но в этом промежутке времени очень много всего происходило! Одно совершенно точно: одна из религий была буддизмом. Она-то и победила в этой истории с родиями.



Во-первых, буддизм к тому времени был широко распространен на острове. Более того, именно Шри-Ланка была тем местом, где вообще возникла письменная традиция буддизма, и откуда буддизм потом распространялся по другим странам Юго-Восточной Азии. Во-вторых, среди многих запретов, которые распространялись на родиев, — а это запрет носить одежду ниже колен и выше талии, возделывать землю, использовать железо, набирать воду из колодцев, — выделяется один: родиям нельзя заходить в буддийские храмы. А это свидетельствует, прежде всего, о противостоянии какого-то культа буддизму. Так какую же веру царь посчитал настолько опасной,что проклял и отверг из-за нее свою дочь? Родиям нельзя было строить обычные дома. Их жилища представляли собой сплетенную из засохшей грязи заднюю стену, над которой с дополнительными подпорками должна была нависать крыша из пальмовых листьев. Вероятно, это требовалось для того, чтобы все всегда могли видеть,что именно делают родии. Поселения родиев служили своеобразным местом ссылки провинившейся знати. Сюда изгоняли целые знатные семьи, по разным причинам попавшие в немилость к царю. Они должны были вместе с родиями заниматься их основным делом: плести веревки, которыми привязывают скот и слонов. Отверженные должны были приветствовать любого человека, низко склонив голову и соединив ладони над ней. Главу сообщества родиев называют хула-валия, что в переводе значит «несущий факел». Для некоторых исследователей, которые хотели видеть в родиях остатки какого-то охотничьего племени,это было неким свидетельство того, что в древности этот народ промышлял охотой. Хотя не очень понятно, чем именно факелоносцы напоминают об охоте. А вот о ритуалах, о жрецах каких-то культов, о ночных обрядах это название как раз очень даже напоминает. И я стала искать в религиях, верованиях и культах то, что отвечало бы необходимым условиям: требовало бы человеческих жертвоприношений и противостояло бы буддизму. Но тут надо сказать, что и буддизму на Ланке в определенный момент истории противостоял... сам же буддизм. И чтобы понять ситуацию лучше,попробуем нарисовать себе очень краткую, упрощенную картину духовной жизни Шри-Ланки и Индостана, поскольку то, что происходило на его просторах, очень сильно влияло на остров счастливых людей.

Читать далее:
Исчезающие этносы: родии. Часть 2
Исчезающие этносы: родии. Часть 3