Евгений Величко
11 апреля 2014

Эвенкийский прорыв -2014

Итак, два старых товарища Юрий Тиунов и Евгений Величко и один новый автомобиль VW Amarok решили посмотреть, где же все-таки упал Тунгусский метеорит. Итогом нашего путешествия (с 26.02.2014 по 06.03.2014) стали пройденные 4800 км (в основном, по зимникам, из них только по льду реки Нижняя Тунгуска около 500 км) и 85 часов непосредственно за рулем автомобиля.

1 день. 26.02.14. Новосибирск - Юрга - Яшкино - Мариинск - Ачинск.
Пройдено 750 км, время в пути - 11 часов.

2 день. 27.02.14. Ачинск - Пировское - Енисейск.
Пройдено 400 км, время в пути - 8 часов.
Дороги пока радуют, только у лопаты (видимо в предвкушении последующих трудностей) сломался черенок. Зато в Енисейск приехали не слишком поздно, успели найти недорогую гостиницу и осмотреть этот старинный купеческий город.

3 день. 28.02.14. Енисейск - Еруда (ГОК "Олимпиаднинский") - Северо-Енисейский.
Пройдено 380 км, время в пути - 6 часов.
В Енисейске нам очень понравился музей. Экскурсовод подробно рассказал об истории города, после чего мы направились в Спасский собор.

Далее наш путь лежал в поселок Северо-Енисейский, а по дороге мы не могли не заехать в место, где добывают золото, много золота - ГОК "Олимпиаднинский". Непосредственно к золоту нам проехать не удалось, но издалека посмотрели... И двинулись дальше...

4 день. 01.03.14. Северо-Енисейский - Байкит.
Пройдено 450 км, время в пути - 11 часов.
В Северо-Енисейском есть интересный Музей Золотодобычи и, кстати, вход в него абсолютно бесплатный. Так что, добро пожаловать!

Ну вот мы и в Эвенкии! Красиво, снежно и...холодно! По дороге (сами понимаете, не автострада) в багажнике на очередной кочке-ямке открылась и полностью вылилась канистра с соляркой. А солярка в этих краях лишней не бывает. Слегка огорчились этому факту и поехали дальше. В Байките долго искали муниципальную гостиницу, поселились уже заполночь. Машину, по совету бывалых людей, ночью не глушили. На улице -44! В гостинице разговорились с приехавшими охотоведами. Волков здесь, по их рассказам, видимо-невидимо, волки ничего не боятся и даже на вертолет бросаются. Успокоенные такими разговорами, легли спать - завтра трудный день.

5 день. 02.03.14. Байкит - Суринда - Тура.
Пройдено 600 км (из них 200 - по льду реки Нижняя Тунгуска), время в пути - 11 часов.
Утро. Холодно, точнее - очень холодно. Добрые люди помогли с соляркой и мы отправились в путь.
По дороге заехали в эвенкийский поселок Суринду. Да не просто заехали, а сделали доброе дело - подвезли женщину с ребенком. Едет она к маме (медработнику в этой самой Суринде) прямо из Узбекистана и теперь будет жить не в теплом Ташкенте, а в довольно прохладной Суринде. Мама ее (кстати, полуэвенка-полуукраинка) тоже жила какое-то время в Узбекистане и, видимо, от совсем хорошей жизни подалась обратно, в Россию.

В Суринде думали мы посмотреть на северных оленей, но ни один живой олень нам не попался. Зато, вступив в товарно-меновые отношения с местным жителем, поменяли мы немного огненной воды на оленью ногу и кусок лося в придачу. А местных ребят угостили конфетами. Более в Суринде нас ничего не удерживало и мы поехали дальше, в Туру.

На переправе через речку из подо льда выдавило воду (видимо, большегрузным КАМАЗом). Хорошо, что рядом совсем недавно дорожники проложили объезд!

В Туру мы попали практически ночью, добрые люди помогли найти гостиницу, достали солярки, т. к. своих запасов едва хватило до Туры, а ночью автомобиль снова не глушили!

6 день. 03.03.14. Тура - Кислокан - Ванавара.
Пройдено 760 км (из них 300 км - по льду Нижней Тунгуски), время в пути - 16 часов.
По дороге (пожалуй, самой трудной) нам попались: объеденная шкура лося, волк, заяц, две веселые лайки (что они делали одни в тайге?) и всего один автомобиль марки КАМАЗ.

Уже поздно ночью (почти в 3 часа) добрались мы до Ванавары, еще почти час искали нашу гостиницу. В итоге остались довольны и гостиницей (действительно, очень хорошей) и оказанным нам приемом!

7 день. 04.03.14. Дневка в Ванаваре.
Этот день мы посвятили отдыху и осмотру достопримечательностей Ванавары: побывали в офисе заповедника "Тунгусский", где нам подробно рассказали историю исследования Тунгусского метеорита (а, может и не метеорита, что это было за небесное тело, так до конца и не разобрались).
Хорошее впечатление оставил и местный краеведческий музей. Все экспонаты можно потрогать руками и его работники очень приветливые.

8 день. 05.03.14. Ванавара - Богучанская ГЭС (поселок Кодинск) - Богучаны - Мотель "115 км".
Пройдено 700 км, время в пути - 14 часов.

Немного поплутав по зимникам все же в назначенное время мы подъехали к Богучанской ГЭС (на реке Ангара), которая на самом деле находится не в Богучанах, а в поселке Кодинск. Чтобы проехать через плотину пришлось подождать часа полтора, т. к. движение по плотине реверсивное - два часа машины едут с одного берега Ангары, потом два часа с другого. Ожидание наше было скрашено легким обедом из остатков нашего сухого пайка и кормлением местных собак.

Смеркалось...Сил доехать до Канска уже не оставалось. Пришлось заночевать в придорожном отеле.Кстати, мы впервые за это наше путешествие ночевали в таких спартанских условиях. Зато выспались, хорошо поужинали и позавтракали. И, значит, снова готовы в путь!

9 день. 06.03.14. Мотель "115 км" - Канск - Мариинск - Кемерово - Новосибирск.
Пройдено 1200 км, время в пути - 16 часов.

Уже немного отвыкнув от нормальных дорог, мы весело приближались к дому. Это путешествие нам очень понравилось. Красивые места и очень приветливые люди.

Если вам понравился этот рассказ, посмотрите заодно и фильм, снятый нами во время нашего Эвенкийского Прорыва: