Камерун. Ч - 5. Люди народности Мбороро

Предыдущая часть - Камерун. Ч - 4. Дорога в Поли

Из истории мы помним, как в степи у самых границ лесной Руси, один кочевой народ периодически менял другой. С Востока приходили всё новые и новые народы. В памяти невольно возникает: авары, торки, печенеги, хазары, половцы, ну и конечно монголы.

Как и почему это происходило? Основное богатство кочевников это их стада. Увеличивалось поголовье животных, кочевники начинали жить богаче, лучше питались, и как следствие этого - увеличивалась численность их самих. Через каждые 100 лет у границ Руси степь выковывала всё новый и новый народ, которому необходим был простор. Появлялась потребность в территориях, и далее одни кочевники теснили других.

Изучая историю народа фульбе, невольно вспоминается противостояние Киевской Руси и степняков. Во всяком случае, похожих моментов здесь достаточно много.

Повторюсь, на протяжении 5-6 столетий фульбе в Западной и Центральной Африке завоевали 14 государств, и далее эти государства с исторической сцены полностью исчезли.



Отвага и подвиги фульбе обросли легендами, причём в некоторых случаях трудно вообще понять, где кончается правда, а где начинается вымысел. Мне приходилось слышать, как пастухи фульбе, вооружённые одной лишь палицей, спасая своё стадо, обращали в бегство царя зверей – льва.

У фульбе считается, что пастух должен защищать своих зебу от любых хищников только одним оружием – мечом или палицей. Каждый фульбе с детских лет убеждён в своей исключительности, что он настоящий мужчина, не чета другим.



Лесная Африка в корне отличается от Африки полупустынной, причём природа предопределила жителям леса и саванны различный тип поведения. На открытом пространстве туземец всегда найдёт кукую-то возвышенность, где он сможет осмотреться, увидеть, кто к нему приближается, и по виду незнакомцев разгадать их намерения. В лесу же встреча происходит неожиданно, каждый новый человек воспринимается как враг, во всяком случае, цель его визита так и остаётся тайной.

Забегая вперёд, скажу, что в Камеруне люди саванны показались мне более открытыми, нежели люди леса.



При этом кочевники фульбе намного красивее своих оседлых соседей и это логично - перемещаясь по Африке, они вобрали в себя кровь многих народов, а, как известно, метисы всегда очень красивы. Женщины фульбе всегда при параде! В их деревнях можно видеть, как из убогих хибар выходят настоящие королевы, ухоженные и накрашенные, словно для подиума.
Мальчишки фульбе с самых малых лет помогают своим отцам управляться со стадом, соответственно, большое количество времени они проводят вне дома, вне деревни.



И тут возникает вполне резонный вопрос, как найти свою вторую половину?

В районах, где живут скотоводы-фульбе, саванна девять месяцев в году бывает тёмно-жёлтой, и лишь осенью после сезона дождей, земля покрывается сочными травами крам-крам. В этот короткий период фульбе собираются со своими стадами в заранее обговорённых местах, где на шумном празднике Геревол выбирают вождей племён, заключают браки, присматривают вторую половину, а также проводят свои знаменитые конкурсы красоты.

В подобном турнире парни участвуют всего один раз в жизни, после достижения совершеннолетия. Готовясь к конкурсу красоты, юноши часами раскрашивают лицо.



Во время Геревола, они почти целый день стоят разукрашенные, под лучами палящего солнца.



Мимо проходят женщины и девушки. Они изучают ребят, ибо каждый такой юноша потенциальный жених. Из строя выходить нельзя, и посему, стараясь привлечь к себе внимание, стараясь понравиться, парни поют и пританцовывают, пытаясь обязательно изобразить на лице интересную мимику. При определении победителя в подобных конкурсах мимика часто играет первостепенную роль.

Впрочем, не только мужская красота решала дело.



Женщина выбирала себе мужа, надежду и опору своих будущих детей, который сумеет защитить в саванне от диких животных и от врагов. А посему, стараясь показать свою силу и отвагу, фульбе проводили также турнир под названием ша-рота.

Юноши фульбе устраивали во время ша-роты так называемые дуэли, во время которых поочерёдно били друг друга кнутами. Уворачиваться от удара было нельзя, как впрочем, и проявлять какое-либо чувство страха или боли. Наоборот, тот, кто получал удар, всем своим видом проявлял полнейшее пренебрежение к боли. Проигрывал тот, кто решал уйти, кто падал, или кто от боли кричал.

Зато слава о самом стойком, о самом сильном, на многие годы разлеталась по бескрайним просторам саванны.

Но это одна сторона вопроса, ибо часто ша-рота заканчивалась трагически. Многие юноши погибали или калечились при проведении подобных турниров, отчего власти почти всех африканских стран ша-роту запретили, оставив честолюбивым фульбе только Геревол.

В наше время фульбе разделились на несколько народностей, или скорее в разных странах их именуют по-разному - фульбе, фула, фулани - в любом случае это один народ.



Затрудняюсь привести все их названия. В Нигере есть народность бороро, также относящаяся к фульбе, а в Камеруне несколько родов примерно 150 лет назад образовали народность мбороро. Последних часто называют раскрашенными человечками.



Мбороро наносят на тело и в частности на лицо какой-то замысловатый узор, отчего в этнографическом плане мбороро можно считать визитной карточкой Камеруна.



Находясь в Москве, мне приходилось читать, что по рисунку на их лицах можно определить статус человека и особенно женщины, ибо каждый узор обязательно что-то обозначает. Позже в самом Камеруне, общаясь с мбороро, я ещё раз убедился в справедливости выражения – не верь написанному. Рисунок на лицо и на тело наносится только для красоты, и при этом он ничего не обозначает.



К нам в кемпинг, в надежде на конфету, постоянно приходили дети мбороро.



Их девочки с самых малых лет ведут себя очень достойно, и подобно настоящим принцессам ничего не просят (за них это делают их подданные – мальчишки).



Любопытно, но когда в руки одного из мальчишек попал детский конструктор, он повертел его, покрутил, посмотрел и дальше отбросил, так и не став собирать.



В любом случае, дети – это дети, и мама-Африка даёт им совершенно другое развитие.



Мимо нашего жилища утром и вечером пастухи прогоняли стада зебу, а на дороге можно было видеть идущих за водой женщин мбороро, глядя на которых я не переставал удивляться их умению носить на голове, хоть ведро с водой, хоть чемодан.



Конечно, туризм местное население развращает, отчего самые сексапильные девчонки мбороро, понимая всю свою прелесть, уже начали просить кадо, не разрешая себя фотографировать. Денег мы с Мариной никому принципиально не давали, стараясь расплачиваться с фотомоделями улыбкой.



Точнее, мы накупили в Нгаундере всевозможных сладостей и других продуктов, предоставив нашему гиду, где это было нужно, самому благодарить соотечественников. Вдобавок он периодически раздавал привезённую нами одежду. На неукоснительности подобного настоял сам Марсель. Он как гид очень не хочет, чтобы белый человек ассоциировался в Камеруне с какими-то подарками, и чтобы здесь развивалось попрошайничество. К сожалению, первое и второе уже имеют место быть….

Полноценно пообщаться с представителями мбороро, удалось уже в первый же вечер.

С наступлением темноты, в кемпинг пришли два пастуха. Они появились с первой звездой, и, глядя на них, я невольно подумал, что именно так должны были выглядеть Ветхозаветные волхвы, возвестившие людям о рождении Христа. В их внешности африканским был лишь цвет кожи - утончённые черты лица напрочь отвергали их негроидное происхождения. Историки так и не определились, откуда фульбе пришли в Западную и в Центральную Африку. Кто-то считает, что они выходцы из Сенегала, другие называют их исторической родиной Судан, Эфиопию и даже Аравийский полуостров.

У более молодого парня на груди висел допотопный радиоприёмник, по которому они оба в течение дня периодически слушали новости и музыку. Прежде чем сесть, ребята внимательно осмотрели деревянные сидушки. Выявив какой-то дефект, они отрицательно зацокали языками и замотали головой, забраковав место как совершенно непригодное.

Марсель сразу объяснил – фульбе никогда не сядет на шкуру коровы, а на этом кресле деревянные прутики как раз были связаны шнурком из шкуры зебу.



Далее мы очень долго разговаривали. Мне хотелось узнать, как живут эти люди, как они оценивают какие-либо политические события в мире, что думают по поводу Бока Хорам, участвовали ли они в празднике Гревол, на какие расстояния им доводилось кочевать вместе со своим стадом?

Старшему парню 25 лет. Он уже танцевал на празднике Геревол, где и нашёл себе жену (кто кого нашёл – это вопрос сложный). Кнутом мбороро друг друга давно уже не бьют, и неподвижно в строю, они теперь также не стоят. Стараясь понравиться, ребята пританцовывают и прыгают вверх.

В руке у пастуха было что-то похожее на меч. Марсель нам сказал, если хозяин кинжала изменит своей жене, она его зарежет его же собственным оружием. Африканские страсти!!! В прошлом подобное было нормой, теперь вроде как семейная жизнь мбороро стала более либеральной. Однако проверять чувства жены муж мбороро по-любому не решится.

Молодой парнишка с транзистором, в церемонии Геревола ещё не участвовал. Подобное ему предстоит осенью этого года. Правда, невеста у него уже есть. Во время турнира она должна будет выбрать именно его – так решили родители. Таким образом, Гревол во многих случаях просто костюмированное представление.

Юный Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30" (это был Карамзин)». Камерунцы считают Пушкина выходцем из Камеруна, трудно представить, что бы написал юный Саша, увидев мужчин мбороро.

Утром, в кемпинге появился глава клана близлежащей деревни. На вид мужчине было не более 50, и хотя на самом деле ему давно перевалил давно за 60, назвать его стариком, язык не поворачивался. Его лицо украшали тату-узоры, а ногти на руках были накрашены чем-то красно-бардовым. Мбороро в любом возрасте стремятся выглядеть достойно.



Во время беседы, глава деревни рассказал, что у него 2 жены, с которыми он живёт уже много лет. В молодости он был очень красив, и девки дрались за него во время Геревола. По его словам, теперь всё изменилось - бабы как с цепи сорвались.

Случается такое, что женщина на конкурсе красоты влюбляется в юношу, бросает детей, мужа, и уходит, вернее, тайно сбегает, становясь хорошо если первой, а то и второй, и даже третьей женой сопливо-смазливого пацана. Подобное происходит регулярно, и как с этим бороться, никто не знает?

Далее, мужчина пригласил нас посетить его деревню, куда мы попали в этот день ближе к вечеру. Марсель заверил, что именно в это время лучше всего приходить в гости к мбороро, так как люди собираются возле родного очага.

Деревня состоит из нескольких хозяйств, но соломенные домики при этом стоят друг от друга на неком обязательном расстоянии. Один клан занимает определённую территорию, и у каждой семьи имеется свой надел.

Любопытно, но все женщины во время нашего визита, словно договорившись, варили одинаковую похлёбку. Ради справедливости отметим, что рацион питания у многих народов африканской саванны практически одинаков.



У фульбе, как и у мбороро, не существует привычных для Востока и для Африки родственных связей. Их племенной союз во все времена был скорее политическим. Точнее, родственные связи у них, конечно, поддерживаются, но они не живут рядом друг с другом по принципу родовой общины. Чаще всего несколько разных семей образуют что-то похожее на деревню, но при этом любая из них может в момент собраться и откочевать куда-то вместе со своим стадом. Дети в этом случае вполне спокойно прерывают учёбу в школе.

Уходя на новое место, мбороро никогда не разбирают своих соломенных хижин, ибо чужаки должны понимать - место занято. Любопытно, но деревня мбороро, которую нам довелось посетить, стоит здесь уже 3 года, и, насколько я понял, куда-либо перекочёвывать её обитатели отсюда не собираются.



Мбороро как истинные фульбе ранее никогда не занимались земледелием. Жизнь внесла коррективы.



Теперь возле их жилищ можно видеть обрабатываемые поля, а рядом с домами на специальных помостах ямс, хлопок и кукурузу. Говорят, что у мбороро особо умные зебу,



которые никогда не пойдут через засаженное поле.



Однако лично я в подобном сомневаюсь, ибо в одном месте мы видели манговое дерево, укрытое от коров примитивным забором.



Мы наблюдали, как девчонки долбили в ступе белые зёрна сорго.



Именно из сорго африканцы приготовляют своё тёмное и густое пиво.



Жители деревни символически разграничивают друг от друга территорию. Далее гид обратил наше внимание на огороженное камнями пространство, при этом камни просто были выложены полукругом на земле - это такая кочевая мечеть.



Кочевники не могут строить что-то основательное, поэтому их мечеть чисто символическая, но, заходя в неё, обувь они снимают в любом случае. Для детей также имеется домик, вход которого огорожен камнями, там мальчики и девочки совместно изучают Коран.



Навещавший нас утром глава здешнего клана совершал хадж в Мекку. Интересно, что подумали о нём строгие саудиты, глядя на его татуированное лицо?

Кстати, первую татуировку мбороро наносят на лицо в том возрасте, когда они уже могут терпеть боль, и это, как правило, в 5-6 лет.



Кожу надрезают бритвой, закладывая после в ранку сок специального дерева.



Далее надрез зарастает, корочка болячки сходит, и под тёмной кожей проступает синее тату.



Много всего интересного и забавного в быте кочевников мбороро, при этом люди они открытые и доброжелательные. Мне в тот день на всю жизнь запомнился случай с одной бабулей. Когда мы гуляли по деревне, пацаны показали мне самую старую бабульку.



Марсель и Марина ушли вперёд, я же каким-то непонятным образом возле бабушки задержался. Далее вижу, что она мне жалуется и показывает на живот.

Будучи в Мали я неоднократно наблюдал, что люди там едят рис, и очень сильно страдают от непроходимости кишечника. На что жалуется бабка? У неё определённо запор. Я отщепил несколько таблеток пургена, показал ей, что нужно проглотить и побежал дальше, догонять своих попутчиков. Солнце уже завершало очередной день, и нам нужно было возвращаться в кемпинг.



Мимо нас пастухи гнали большое количество зебу. Животные уже возле деревни разделялись на стада, каждое из которых чётко направлялось к себе, или вернее к своим хозяевам.
Вскоре мы вернулись в кемпинг, и я получил свой ключ, после чего ящерка, сидевшая на пороге моего домика, предпочла уступить мне территорию. Я к себе, и немного передохнул, полежав на кровати.

Смотритель кемпинга зажёг возле домиков керосиновые лампы, которые жутко воняли. Ночь обещала быть прохладной. Надеваю куртку, иду на ужин. Январь для Камеруна прекрасное время года хотя бы потому, что никакая гадость на свет не летит. Помню, в Гайане мы вот так ужинали на открытой веранде, и всевозможные мошки и мотыльки, опалясь о лампочку, падали прямо в тарелки.

Утолив накопившийся голод, мы уже собирались расходиться, как вдруг из темноты пред нами предстал возбуждённый парнишка из деревни мбороро. Первым делом он сообщил, что бабке плохо, она из кустов выйти не может - у неё усилилась диарея. Одним словом, далее выяснилось, что бабка жаловалась на диарею, и я ей дал ещё сильнее просраться. Но свою ошибку я признавать не стал, дабы мбороро мне не предъявили счёт за бабульку. Отдаю ходоку активированный уголь, и мы все дружно отправляемся спать.

Айболит из меня не получился. Возможно, всё это и выглядит комично, но, друзья, прежде чем дать кому-либо в чужой стране какую-либо таблетку, вспомните этот мой случай и 10 раз подумайте, стоит или не стоит.

Следующая часть - Камерун, Ч - 6. Об особенностях сельского хозяйства