Андрей Тарасов
1 июля 2014
2933

Каравон в селе Никольское

Каравон – это традиционный фестиваль русской культуры, который ежегодно проходит в 20-ых числах мая в селе Никольское Лаишевского района Татарстана (около 40 километров от Казани по Оренбургскому тракту). Это фольклорный праздник, который имеет 300-летнюю историю, после своего возрождения в 1988 году.



Праздник «Каравон» в селе Никольское ведет свою историю еще с 16 века до пятидесятых годов 20 века, пока не пришло время запрещения народных праздников как религиозных. Он проводился в мае месяце в день святителя и чудо­творца Николая Угодника с незапамятных времен. В селе устраивался пре­стольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Собирались люди не только для того, чтобы отдать дань своему заступнику, но и повеселиться, попеть песни, женихи присматривали себе невест.



Впервые «Каравон» - праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 году. Сначала проводили своими силами, а с 1993 года праздник приобрел статус фольклорного фестиваля. Так и повелось с тех пор - собираются на улице все от мала до велика, приезжают участники и гости. Ежегодно разноцветный, гомонящий перепляс привлекает к себе все новых участников. Вот уже 20 лет ежегодно проводится этот фестиваль русского фольклора. В этот день собираются любители русской традиционной культуры, старинного песенного творчества, фольклорные коллективы со всех уголков России и зарубежья.



О популярности этого праздника говорит то, что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в «Каравоне». На Каравоне представляют свои работы: Деревенское подворье, русская изба, город мастеров народно-художественных промыслов (лозоплетение, кружевоплетение, керамика, резьба по дереву, лоскутное шитье живопись, кузнечное дело и т. п.).



Связь времен особенно чувствуется, когда по завершении праздника все встают в один большой хоровод. Есть предположение, что само слово "каравон" - не что иное, как "хоровод" на одном из старорусских наречий.



До 30-х годов XVI в. на месте села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощанье молодая татарка расческу и гребень, и заросло оно травою. В 1879 г. это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера — Рытое.



Со второй половины XVI в. эту местность заселяют русские переселенцы из центральной России. Но название местности сохранилось — Караево, что по мнению исследователя И. Износкова означает "черносошные пахотные крестьяне". У соседних деревень также сохранились старинные названия: чувашские Пиголи — "господское озеро", Сабуголь — "сабинское озеро", татарская Кунтесь — "делающий коромысла". Все эти названия упоминаются в летописи и писцовой книге Казанского уезда 1566 года.



В 1734 году в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на Никольское. В середине XIX века приход стал настолько богатым, что сумел построить к 1848 году на средства прихожан один из лучших в округе храмов: каменную, теплую, трех престольную церковь, представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста. Главный престол — во имя Николая Чудотворца, правый — во имя святого Иоанна Златоустого, левый придел — во имя апостола Тимофея.



С 1989 года начались разговоры о восстановлении церкви. Этому предшествовало возрождение каравона: на посиделках в апреле 1988 года. Народное творчество русских — одна из органичных составляющих этого узорчатого полотна. Русский музыкальный фольклор Лаишевского района с центром в селе Никольское — прекрасное тому свидетельство. Недаром творчество фольклорного ансамбля "Каравон" из Никольского вот уже десять лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство.



В конце XIX в. село, практически не имевшее барских земель, быстро разрасталось. Исследователь И. Износков отмечал, что если к 1885 г. в селе было 174 двора, а жителей 589 мужского и 682 женского пола, то к 1909 году — уже 286 дворов, прихожан мужчин — 763, женщин — 862. Уже к 1895 году существовало 7 мукомолен, одна маслобойня, 1 шерстобитня, 2 кузницы, 2 овчиновыдельни. В селе было также 11 пчеловодов (600 ульев). В открывшейся в 1877 году земской школе обучалось 50 мальчиков и 19 девочек.



Стоит отметить, что «Каравон» это самая совершенная форма народного песнетворчества. Такого обилия звуков, такого богатства сочетаний и голосовых переливов, такой игры фантазии нельзя встретить ни в каком другом цикле народной лирики. Наслаждаясь праздником русского народного фольклора «Каравон», чувствуется, что даже Никольский воздух пропитан праздничным смехом, дружбой народов и добрыми традициями.



Этот поистине древний праздник заставляет окунуться в традиции русского села и приблизиться к истокам самобытности, оставив за спиной городскую суету.



Во время хоровода обязательно поются три песни: "Как по морю синему", "При долу-долочке" и "Как по речке". Именно в таком порядке и три раза подряд в течение трех дней.



Песни эти очень протяжные и, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение из прошлого.



Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник является уникальным носителем древнего наследия.



Cтало доброй традицией ежегодно проводить праздник русского фольклора. Его инициатором и организатором является фольклорный ансамбль «Каравон» в с. Никольское. В настоящее время он по праву носит почетное звание «народный», а теперь и Всероссийский.



«Бурановские бабушки» признались, что им понравился праздник «Каравон»: «Очень радует многообразие коллективов, все яркие, голосистые. И немного неловко перед ними выступать, поэтому мы кричали изо всех сил. Популярность приходит и уходит, а народная песня останется навсегда».



Фестиваль «Каравон» — это совсем небольшая частичка великой и необыкновенно разнообразной славянской культуры, но она является тем пазлом, из которого складывается вся необъятная и исключительно яркая и самобытная картина.


По материалам " Известия Татарстана"
foto © Andrey Tarasov
Комментарии
Сергей Саблин
1 июля 2014, в 14:55

Очень качественный репортаж! Как будто сам побывал:) Понравилась девушка в веснушках:)

Андрей Тарасов
1 июля 2014, в 18:33

Спасибо, Сергей! :)

Сергей Саблин
2 июля 2014, в 16:50

Не за что:) У Вас хорошие снимки!

Stella Shulunova
7 июля 2014, в 14:55

???

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Если вы не чтите чужие традиции, религию и избегаете людей – лучше оставайтесь домаДжеймс Миченер