Каравон в селе Никольское
Каравон – это традиционный фестиваль русской культуры, который ежегодно проходит в 20-ых числах мая в селе Никольское Лаишевского района Татарстана (около 40 километров от Казани по Оренбургскому тракту). Это фольклорный праздник, который имеет 300-летнюю историю, после своего возрождения в 1988 году.
Праздник «Каравон» в селе Никольское ведет свою историю еще с 16 века до пятидесятых годов 20 века, пока не пришло время запрещения народных праздников как религиозных. Он проводился в мае месяце в день святителя и чудотворца Николая Угодника с незапамятных времен. В селе устраивался престольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Собирались люди не только для того, чтобы отдать дань своему заступнику, но и повеселиться, попеть песни, женихи присматривали себе невест.
Впервые «Каравон» - праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 году. Сначала проводили своими силами, а с 1993 года праздник приобрел статус фольклорного фестиваля. Так и повелось с тех пор - собираются на улице все от мала до велика, приезжают участники и гости. Ежегодно разноцветный, гомонящий перепляс привлекает к себе все новых участников. Вот уже 20 лет ежегодно проводится этот фестиваль русского фольклора. В этот день собираются любители русской традиционной культуры, старинного песенного творчества, фольклорные коллективы со всех уголков России и зарубежья.
О популярности этого праздника говорит то, что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в «Каравоне». На Каравоне представляют свои работы: Деревенское подворье, русская изба, город мастеров народно-художественных промыслов (лозоплетение, кружевоплетение, керамика, резьба по дереву, лоскутное шитье живопись, кузнечное дело и т. п.).
Связь времен особенно чувствуется, когда по завершении праздника все встают в один большой хоровод. Есть предположение, что само слово "каравон" - не что иное, как "хоровод" на одном из старорусских наречий.
До 30-х годов XVI в. на месте села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощанье молодая татарка расческу и гребень, и заросло оно травою. В 1879 г. это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера — Рытое.
Со второй половины XVI в. эту местность заселяют русские переселенцы из центральной России. Но название местности сохранилось — Караево, что по мнению исследователя И. Износкова означает "черносошные пахотные крестьяне". У соседних деревень также сохранились старинные названия: чувашские Пиголи — "господское озеро", Сабуголь — "сабинское озеро", татарская Кунтесь — "делающий коромысла". Все эти названия упоминаются в летописи и писцовой книге Казанского уезда 1566 года.
В 1734 году в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на Никольское. В середине XIX века приход стал настолько богатым, что сумел построить к 1848 году на средства прихожан один из лучших в округе храмов: каменную, теплую, трех престольную церковь, представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста. Главный престол — во имя Николая Чудотворца, правый — во имя святого Иоанна Златоустого, левый придел — во имя апостола Тимофея.
С 1989 года начались разговоры о восстановлении церкви. Этому предшествовало возрождение каравона: на посиделках в апреле 1988 года. Народное творчество русских — одна из органичных составляющих этого узорчатого полотна. Русский музыкальный фольклор Лаишевского района с центром в селе Никольское — прекрасное тому свидетельство. Недаром творчество фольклорного ансамбля "Каравон" из Никольского вот уже десять лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство.
В конце XIX в. село, практически не имевшее барских земель, быстро разрасталось. Исследователь И. Износков отмечал, что если к 1885 г. в селе было 174 двора, а жителей 589 мужского и 682 женского пола, то к 1909 году — уже 286 дворов, прихожан мужчин — 763, женщин — 862. Уже к 1895 году существовало 7 мукомолен, одна маслобойня, 1 шерстобитня, 2 кузницы, 2 овчиновыдельни. В селе было также 11 пчеловодов (600 ульев). В открывшейся в 1877 году земской школе обучалось 50 мальчиков и 19 девочек.
Стоит отметить, что «Каравон» это самая совершенная форма народного песнетворчества. Такого обилия звуков, такого богатства сочетаний и голосовых переливов, такой игры фантазии нельзя встретить ни в каком другом цикле народной лирики. Наслаждаясь праздником русского народного фольклора «Каравон», чувствуется, что даже Никольский воздух пропитан праздничным смехом, дружбой народов и добрыми традициями.
Этот поистине древний праздник заставляет окунуться в традиции русского села и приблизиться к истокам самобытности, оставив за спиной городскую суету.
Во время хоровода обязательно поются три песни: "Как по морю синему", "При долу-долочке" и "Как по речке". Именно в таком порядке и три раза подряд в течение трех дней.
Песни эти очень протяжные и, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение из прошлого.
Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник является уникальным носителем древнего наследия.
Cтало доброй традицией ежегодно проводить праздник русского фольклора. Его инициатором и организатором является фольклорный ансамбль «Каравон» в с. Никольское. В настоящее время он по праву носит почетное звание «народный», а теперь и Всероссийский.
«Бурановские бабушки» признались, что им понравился праздник «Каравон»: «Очень радует многообразие коллективов, все яркие, голосистые. И немного неловко перед ними выступать, поэтому мы кричали изо всех сил. Популярность приходит и уходит, а народная песня останется навсегда».
Фестиваль «Каравон» — это совсем небольшая частичка великой и необыкновенно разнообразной славянской культуры, но она является тем пазлом, из которого складывается вся необъятная и исключительно яркая и самобытная картина.
По материалам " Известия Татарстана"
foto © Andrey Tarasov
Праздник «Каравон» в селе Никольское ведет свою историю еще с 16 века до пятидесятых годов 20 века, пока не пришло время запрещения народных праздников как религиозных. Он проводился в мае месяце в день святителя и чудотворца Николая Угодника с незапамятных времен. В селе устраивался престольный праздник, куда издалека съезжалась многочисленная родня. Собирались люди не только для того, чтобы отдать дань своему заступнику, но и повеселиться, попеть песни, женихи присматривали себе невест.
Впервые «Каравон» - праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 году. Сначала проводили своими силами, а с 1993 года праздник приобрел статус фольклорного фестиваля. Так и повелось с тех пор - собираются на улице все от мала до велика, приезжают участники и гости. Ежегодно разноцветный, гомонящий перепляс привлекает к себе все новых участников. Вот уже 20 лет ежегодно проводится этот фестиваль русского фольклора. В этот день собираются любители русской традиционной культуры, старинного песенного творчества, фольклорные коллективы со всех уголков России и зарубежья.
О популярности этого праздника говорит то, что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в «Каравоне». На Каравоне представляют свои работы: Деревенское подворье, русская изба, город мастеров народно-художественных промыслов (лозоплетение, кружевоплетение, керамика, резьба по дереву, лоскутное шитье живопись, кузнечное дело и т. п.).
Связь времен особенно чувствуется, когда по завершении праздника все встают в один большой хоровод. Есть предположение, что само слово "каравон" - не что иное, как "хоровод" на одном из старорусских наречий.
До 30-х годов XVI в. на месте села была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощанье молодая татарка расческу и гребень, и заросло оно травою. В 1879 г. это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера — Рытое.
Со второй половины XVI в. эту местность заселяют русские переселенцы из центральной России. Но название местности сохранилось — Караево, что по мнению исследователя И. Износкова означает "черносошные пахотные крестьяне". У соседних деревень также сохранились старинные названия: чувашские Пиголи — "господское озеро", Сабуголь — "сабинское озеро", татарская Кунтесь — "делающий коромысла". Все эти названия упоминаются в летописи и писцовой книге Казанского уезда 1566 года.
В 1734 году в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на Никольское. В середине XIX века приход стал настолько богатым, что сумел построить к 1848 году на средства прихожан один из лучших в округе храмов: каменную, теплую, трех престольную церковь, представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры, выполненный в виде византийского креста. Главный престол — во имя Николая Чудотворца, правый — во имя святого Иоанна Златоустого, левый придел — во имя апостола Тимофея.
С 1989 года начались разговоры о восстановлении церкви. Этому предшествовало возрождение каравона: на посиделках в апреле 1988 года. Народное творчество русских — одна из органичных составляющих этого узорчатого полотна. Русский музыкальный фольклор Лаишевского района с центром в селе Никольское — прекрасное тому свидетельство. Недаром творчество фольклорного ансамбля "Каравон" из Никольского вот уже десять лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство.
В конце XIX в. село, практически не имевшее барских земель, быстро разрасталось. Исследователь И. Износков отмечал, что если к 1885 г. в селе было 174 двора, а жителей 589 мужского и 682 женского пола, то к 1909 году — уже 286 дворов, прихожан мужчин — 763, женщин — 862. Уже к 1895 году существовало 7 мукомолен, одна маслобойня, 1 шерстобитня, 2 кузницы, 2 овчиновыдельни. В селе было также 11 пчеловодов (600 ульев). В открывшейся в 1877 году земской школе обучалось 50 мальчиков и 19 девочек.
Стоит отметить, что «Каравон» это самая совершенная форма народного песнетворчества. Такого обилия звуков, такого богатства сочетаний и голосовых переливов, такой игры фантазии нельзя встретить ни в каком другом цикле народной лирики. Наслаждаясь праздником русского народного фольклора «Каравон», чувствуется, что даже Никольский воздух пропитан праздничным смехом, дружбой народов и добрыми традициями.
Этот поистине древний праздник заставляет окунуться в традиции русского села и приблизиться к истокам самобытности, оставив за спиной городскую суету.
Во время хоровода обязательно поются три песни: "Как по морю синему", "При долу-долочке" и "Как по речке". Именно в таком порядке и три раза подряд в течение трех дней.
Песни эти очень протяжные и, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение из прошлого.
Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник является уникальным носителем древнего наследия.
Cтало доброй традицией ежегодно проводить праздник русского фольклора. Его инициатором и организатором является фольклорный ансамбль «Каравон» в с. Никольское. В настоящее время он по праву носит почетное звание «народный», а теперь и Всероссийский.
«Бурановские бабушки» признались, что им понравился праздник «Каравон»: «Очень радует многообразие коллективов, все яркие, голосистые. И немного неловко перед ними выступать, поэтому мы кричали изо всех сил. Популярность приходит и уходит, а народная песня останется навсегда».
Фестиваль «Каравон» — это совсем небольшая частичка великой и необыкновенно разнообразной славянской культуры, но она является тем пазлом, из которого складывается вся необъятная и исключительно яркая и самобытная картина.
По материалам " Известия Татарстана"
foto © Andrey Tarasov
Читайте также