Киргизские обряды: режем правду-матку

… Дети взяли Самата за руки, а я проговорил вслед, ни к кому не обращаясь:
– Люди! Мой жеребенок побежал по земле! Пусть он будет быстроногим скакуном!*
* «Тополек мой в красной косынке», Ч. Айтматов

Традиции «разрезания пут» – красивому древнему обряду – киргизы придерживаются и по сей день. Как только ребенок делает первые в своей жизни шаги, семья устраивает праздник, но главное его действо – вовсе не обед/ужин/танцы/тосты, а соревнования по бегу. На финише – виновник торжества, однако добежать до него первым – это полдела! Еще нужно перерезать «путы» – связывающую ножки малыша веревочку из черной и белой бараньей шерсти. Бегут в три этапа: детишки, ребятня постарше и женщины. Раньше бегали и мужчины, но со временем отказались – не мужское это дело!

Победитель получает подарок, а малыш, освобожденный от оков, – «путевку» в жизнь, которая, как известно, состоит из черных и белых полос. Киргизы – большие символисты!

Путем нехитрых магических манипуляций придерживающиеся традиций киргизы «формируют» судьбу каждого новоявленного члена общества – делая его чуток счастливей, здоровей, умней.

Венчает список «суйунчу» – весть о рождении малыша: тому, кто первым сообщит о событии, полагается подарок; далее следует «корундук» – первые смотрины. А до достижения ребенком сорока дней нужно провести обряд имянаречения – прошептать имя малыша ему на ушко и произнести специальные молитвы, призванные его оберегать. После того, как и эта процедура пройдена, организуется «Бешик той» – колыбельный праздник. Это уже настоящий пир, устраиваемый родней в честь нового члена семьи. К слову, первые сорок дней жизни мать с ребенком находится не в доме мужа, а у своих родителей. В доме мужа ухаживать за только что разрешившейся от бремени женщиной никто не станет – социальное положение невестки не позволяет. Конечно, современную новоявленную мать заставлять вести хозяйство никто не станет, но традиции есть традиции. И даже сейчас, если родители далеко, можно пожить у брата-сестры, как сделала в свое время мама нашего будущего героя (об этом чуть позже).

Через сорок дней семья воссоединяется, но и это не все: теперь нужно подстричь утробные волосики младенца и сменить всю его одежку – чтобы злые духи не признали. И организовать еще один пир. Затратное дело эти ваши киргизские роды!

Появление первого зуба знаменует новый ритуал: усаживание ребенка на барана! Зачем? А чтобы зубки росли ровные и красивые! Чтобы малыш быстро бегал, проводится ритуал разрезания пут, ну а теперь девочки отдыхают, а мальчики пару лет живут в ожидании самого страшного… Суннат той – обряд обрезания и следующий за ним праздник. Это важнейшее событие в жизни каждого маленького киргиза происходит в 3, 5 или 7 лет – как решат родители. Вообще-то в Коране о возрасте, в котором нужно производить обрезание, не сказано ничего. Сам Пророк Мухаммед обрезал своих внуков на седьмой день после их рождения, но в Киргизии почему-то считается, что проводить обрезание нужно в нечетные годы.

Итак, знакомьтесь – герой дня – молодой человек пяти лет – Азиз.



Подготовка к обряду начинается с утра: из комнаты, в которой происходит священное действо, убирают все лишнее, из шкафов и сундуков достаются национальные одежки, а на кухне тем временем готовится пир. Вообще-то, главное праздничное блюдо киргизов – это бешбармак, но папа Азиза Бобо – таджик – решил привнести в праздник сына что-то свое. Приглашенные, надо сказать, остались довольны.


Ритуал проводит почетный гость – прадед Азиза (он же обрезает всех мальчиков в поселке). Мальчику завязывают глаза и, на случай, если повязка спадет, прикрывают действие хлебом. Дед достает нож и…


Ну что ж, раскроем тайну – в этот день окромя пущенного на плов барана никто не пострадал, и Азиз отделался легким испугом и каплей крови. Вся процедура обрезания уже давно перемещена в медицинские кабинеты и произойдет спустя какое-то время – строго по записи. Тем не менее сегодня Азиз – герой дня. Отныне он может посещать мечеть, совершать намаз и вообще быть равным мужчинам. За мужество мальчику вручается подарок – игрушечный автомат.


Сестренка Азиза, двухлетняя Аниса, в ответ на это заявляет, что тоже желает получить подарок, но «писю резать не позволит».



К слову, в традициях киргизов дарения оружия на суннат-той не предусмотрено, и на месте автомата мог запросто оказаться конструктор или машинка.

С «завершением» ритуала праздник не заканчивается. Далее – все, как в русских традициях: угощения...



...танцы, игры – но без алкоголя. Герой дня принимает поздравления от многочисленных родственников и соседей. А вокруг танцуют национальный танец и читают стихи о похождениях любимого киргизского героя Манаса девочки-гостьи.