Красная Поляна. Прогулка вдоль реки Бешенка

 Маршрут вдоль реки Бешенка до купели - один из самых лёгких, расслабленных и коротких на Красной Поляне. Но прежде чем его проходить, нужно купить пропуск в кассе Кавказского заповедника: или возле вольеров рядом с курортом "Газпром", или в Сочи. Я отдыхала в Горки Городе, и пропуск покупала в кассе вольеров. Путь до касс идёт по тротуару вдоль реки Лаура.

На противоположном берегу - развлекательно-торговый центр "Галактика", коттеджи "Газпрома", и, конечно же, горы. 

В этот сентябрьский день погода постоянно менялась. По дороге к кассам солнце вовсю светило и радовала синева неба. Потом надвинулись тучи, всё стало серым и немного грустным.

В сером тумане я вернулась на автобусную остановку в Горки Город и на автобусе 105 проехала до остановки Вертодром. Когда же вышла из автобуса, то погода снова была превосходная. 

От остановки до начала маршрута на Ачишховской улице, дом 59, можно добираться тремя способами. Идти вверх  по улице около километра и любоваться горой Ачишхо.

Пересесть на автобус 132 и доехать до многоквартирных домов на улице Защитников Кавказа, а затем ещё пройти несколько сот метров.

Взять такси возле остановки. Таксисты там корректные, свои услуги не навязывают, а ждут, когда клиент сам обратиться. Но для меня существовал только один путь - пешком, во многом благодаря сытным высококалорийным  завтракам с великолепными молочными продуктами в отеле "Олимп". (Треккинг - лучший способ избавления от калорий). И я пошла по улице под надзором священной горы Аибга, находившейся постоянно за спиной. Снова надвинулись тучи и нависли над Аибгой серым покрывалом.

Но потом природа смилостивилась и показала грозную и опасную Аибгу (название горы так и переводится с адыго-абхазского: "аи"- опасная, грозная; "бга" - высота)  во всей красоте и мощи, пусть и прикрытую облаками. 

Гора с древнейших времён считалась священной у живших здесь предков современных абхазов медозюев, или медовеев, одного из сообществ племени абазинов. Сами же они называли себя "апсуа", люди воды. Изначальной религией медовеев было язычество. В средневековье они, как и другие абхазские причерноморские сообщества, исповедовали христианство греческого толка, потом обратились к исламу. Но ряд языческих обрядов сохранился до нынешних дней. Важнейший из них - фамильное, или родовое моление. Моления проводятся  на старый Новый год, в честь открытия специально закопанного в землю кувшина с вином или при выполнении обета, данного одним из членов семьи. Моление включает в себя жертвоприношение животного и ритуальное пиршество. За неделю до обряда родовой жрец и группа сопровождающих обязательно отправляются на Аибгу принести ей жертвы и испросить удачное исполнение обряда.

Дальше дорога вела в лес, в котором находится комплекс дольменов.

 Дольмены строились в особых священных местах, способных создавать феномен изменённого состояния сознания. Лес в районе Бешенки тоже считался священным. Здесь жрецы проводили моления и жертвоприношения, "украшая" ветки деревьев головами жертвенных баранов. А бесстрашные воины вешали на деревья свои мечи, луки и стрелы в знак благодарности за успешную военную вылазку. Из древесной коры делали амулеты. Интересен факт, что в период христианства у абхазов возле каждой церкви высаживали дерево,  водружали на него крест и по языческой традиции обвешивали ветки головами принесённых в жертву животных. И неизвестно, что почиталось больше - сама церковь или же обожествляемый с древнейших времён символ леса. В лес до сих пор приносят одежду больных, развешивают на ветках особых "кунацких" деревьев - тополей и дубов - и с надеждой ожидают исцеления.  

Вскоре послышался шум реки, и я вышла к Бешенке. Первые несколько десятков метров она не оправдывала своё название, текла спокойно и умиротворённо.

Но затем один за другим стали появляться пороги, и Бешенка принялась показывать свой истинный нрав. 

Водная стихия тоже входила в систему почитания и обожествления у медовеев. Все реки, согласно местной мифологии, подчинялись богине Псыхъ-Огуащэ, прекрасной молодой девушке с рыбьим хвостом. Женское население Кбаады тоже славилось своей красотой и независимым характером. Как и местная река.

На женщинах лежала забота о питьевой воде. Она должна была быть родниковой, отменного качества. Ещё женщины Кбаады хорошо определяли наличие у воды целебной силы. Целебная вода (минеральная) называлась псыфабэ. Места с ней ограждали и облагораживали. Традиция сохранилась и по сей день. К подобным местам относится купель в конце маршрута. В неё стекаются многочисленные родники, берущие начало на вершинах гор, окруживших Красную Поляну.

Вода в купели была почти ледяная. Моей смелости хватило только зайти по колено, черпать прозрачную воду  пригоршнями и на себя поливать. А рядом семья из Сочи, мама, папа и двое сыновей-подростков, плавали, погружались в купель с головой и с восхищением обменивались полученными ощущениями. Потом они рассказали, что стараются приезжать сюда как можно чаще уже в течение нескольких лет, чтобы зарядится мощной природной силой. А мне посоветовали для тренировки обливаться холодной водой. 

Собираясь на маршрут, желательно захватить тару для родниковой питьевой воды. У неё замечательный вкус и неплохая способность восстанавливать нервную систему. 

Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.