Медвежий бастион или Камчатская декада CFMOTO клуба! Часть вторая





Одна из следующих ночевок состоялась под вулканом Горелый (1829 м). На утро запланировали восхождение на Мутновский (2323 м). Связались с городом, город доложил, что синоптики дают отличный прогноз. Где-то рядом с этим и вышло.


Камчадалы – народ особый. Все как один - персонажи советских романов: суровые максималисты-идеалисты, влюбленные в свой край, тайно (а иногда и явно) презирающие чужаков, чурающиеся чванства и гламура. Ну и юмор у них своеобразный такой, терпкий – пойди пойми, то ли пошутил, то ли правду-матку резанул (Виталий, привет, ага!). В общем, проснулись мы, а за бортом тот самый «отличный» прогноз: дождь…
затем град…



и наконец - снег.


Утренний согревающий моцион – глушитель ЗИЛа дает прекрасный обогрев)



Пурга продолжалась 5 часов – ровно столько, чтобы липкие сугробы успели подрасти до колена, а дорога до вулкана Мутновский смогла бы запомниться нам как прорыв затяжной изнурительной осады. Внизу вода и фирн, сверху – свежий снег.


Квадры сидят, люди мокнут, одежда тяжелеет, Зоркий глаз радуется снимкам, впечатления накапливаются. Где-то тут крякнул Атамановский редуктор, и следующие полдня были посвящены переделке его квадра в монопривод. В общем, все как надо!


А рядом красиво проплывали ЗИЛы и Уралы – самый распространенный вид транспорта в этих местах. Проплывали, дразня и демонстрируя нам завидный клиренс и наличие крыши…



В общем, вывод такой - снегоходчикам в этих краях – рай! Даже в августе, поднимаясь на перевал, можно увидеть вот такую картину: дорога, прочищенная грейдером, а по бокам такие сугробы, что на Урале в феврале не наметет.


Мы сначала-то радовались как дети – снег увидели) в пингвинов играли…



А потом поняли, что это всерьез и надолго. На кальдере снег как у нас весной – черный, мрачный. Но это, понятно, не грязь.



Ну а потом также резко (ну как резко – через 5 часов) как начиналось, оно и закончилось.


Что сказать про вулканы… Ими усеяна Камчатка. Они ее визитная карточка. Они огромные. Со сложным строением. С длительной историей развития. Поднимаясь на них, ощущаешь себя букашкой, которую не то что лава, но просто упавший камушек закатает в грунт на веки вечные. Снежные мосты нависают над прорвой.


Все оттенки терракотового в палитре, оттененного белизной, выдают застывшие лавовые потоки и шлаковые конусы… И такой удивительный парадокс намечается: с одной стороны, гнетущая мертвая зона – ни птички, ни зверушки… а с другой, сама земля дышит, вздыхает, пыхтит, бурлит, хочет излиться, изрыгнуть накопившееся, отпугивая тем самым от себя всю животину и притягивая любопытных двуногих тварей, которые ходят тут с утра до вечера гусеничной вереницей.


Причем, большинство-то ходят как надо – в трекинговой обуви, с палочками, а цирковая группа залетных квадроциклистов – в вейдерсах, резиновых сапогах… Ни дать ни взять, горные клоуны.



Мутновский считается одним из крупнейших вулканов Южной Камчатки и одним и самых живых. Столбы пара над ним можно видеть всегда, но иногда они достигают километра в высоту.



Раскочегарился отменно на выходе



Последний раз вулкан буянил в 2000 году. Его окрестности отличаются крайней непредсказуемостью – погоду крутит-вертит как флигель на ветру.



Но нас Мутновский отблагодарил по-царски - в награду за нашу настойчивость преподнес драгоценное неоценимое в горах солнце и видимость на всю округу. Так что по мере подъема к верхушке, мы сбрасывали с себя лишние шкуры, сушили их на ходу и млели от открывающихся видов. Охали-ахали-вздыхали. И вот тут главное не переборщить с открытым ртом, потому как мощный запах тухлых яиц врывается в организм неожиданно и крайне удушающе.


Фото с этого момента будут местами туманными не потому, что вулкан, а потому что вся без исключения аппаратура, в том числе в подводных боксах… у нас в пургу запотела)

В кратере и на северном склоне вулкана живут мощные высокотемпературные фумаролы (по которым поднимаются углекислый газ, метан, оксид серы и испарения воды), и бездонные котлы, в которых интенсивно кипит высокоминерализованная воды ультракислого состава с большим содержанием взвеси черного цвета. Если вы представляли себе когда-нибудь адовы котлы, так вот один в один.


По краям фумарол (вот есть же слова, которые хочется повторять и повторять, и которые перекатываются так интересно как конфета) – серные купола желтого цвета, очень хрупкие, практически кружевные, их образует конденсирующаяся из газа сера.



Около фумарол очень хорошо сушить мокрый экип – лучше тухлый запах, чем мокрое и тухлое все!



Концентрация сероводорода на верхушке у конусов такова, что подветренной стороны категорически следует избегать, дабы сохранить нервную систему, на которую этот крайне токсичный газ имеет разрушительное влияние.


Но видимо успели все-таки немного чего-то там себе разрушить, ибо на спуске на ровном месте завалили два квадра))) Сначала один поставили практически на уши, а потом второй для справедливости рядышком положили))) Может показаться, что это постановка, что нам скучно стало и мы решили повеселиться, но точно нет!)



Так на фоне Мутновского поник флаг Свердловской области…



Рядом с Мутновским – мощнейший каньон, по срезу которого можно проследить состав, строение и историю развития земной коры. В каньон с грохотом обрушивается водопадище. Как-то резко повысилось количество суффиксов, подчеркивающих это величие и нашу клопообразность.


Сами вулканы в подробностях вряд ли стоит описывать – интернет переполнен самой разной информацией по этому поводу вплоть до заходов-выходов на гребешки. Но показать еще одно восхождение, совершенное на следующий день, необходимо – это уже Горелый, под которым и стоял базовый лагерь.


От лагеря до верхушки около 8 км и для группы заезжих квадроциклистов, ни разу не пешеходников (ну за исключением одного мастера спорта), это было серьезным испытанием)


Горелый – вполне себе активный, но при этом все-таки флегматичный вулкан. За последние полторы сотни лет извергался всего 7 раз, ограничиваясь выбросами пепла и песка. Горелый - не конусовидная гора, как большинство вулканов Камчатки, а хребтообразный массив, образовавшийся из нескольких слившихся вулканических конусов.





И кратер у него не один, как это положено нормальным вулканам, а целых 11. Те из них, в которых происходили исторические извержения, имеют колодцеобразное строение и заполнены кислотными озерами.



А это грот на кальдере Горелого – ледяная пещера с идеально ровным полом, сложенным кристаллами самых причудливых видов – ну марсианские хроники не иначе. Вулканы – творцы новой реальности)



Медленно и печально бредут к нему по серой депрессивной атмосфере ноги в вейдерсах. Вообще, В 70% случаев Камчатка встречала нас дождями, но опять же как-то ладно. В самые важные моменты, когда рассмотреть чего-то очень надо было, насладиться – кран закрывался и шторки раздвигались.


Традиционное камчатское состояние – мокрые, грязные, испуганно озирающиеся, но довольные.



С причала рыбачил Зоркий глаз



А Мастер Спорта по спортивному туризму ходил по воде