Мир камня - Минский музей валунов

Музей под открытым небом создали в 1985 году качестве экспериментальной базы изучения ледниковых валунов при Институте геохимии и геофизики АН Беларуси. В 1989 году он получил статус памятника республиканского значения.
Всего на территории музея примерно 3 тысячи таких камней, в основном ледниковых валунов. Они свезены из всех областей страны и ими выложена карта Беларуси. Самому старому экспонату больше двух миллионов лет .


Белорусский народ имеет множество легенд и преданий, связанных с камнями. Так, по одной из легенд, нечистая сила воспротивилась Богу, захотев стать равной ему. Но бог сбросил ее на землю, превратив в камни. Большие черти превратились в огромные валуны. А нечистики помельче – в маленькие камни. По другой легенде камни – это заколдованные люди, скотина, пни деревьев, хлеб.

[/slider]

[/slider]
Пожалуй, самым интересным является разделы музея «Пиктографическая коллекция» с камнями, на которых высечены рисунки и знаки. Притягивают внимание каменные экспонаты раздела «Камень в жизни человека». В том числе мощные жернова, камни-жертвенники, Борисовы камни, камень-крест, возле которого некогда отдыхал польский король Стефан Баторий.


Символом музея является камень по имени "Дед". С ним связана история минского капища.



Минское капище – последний в Европе городской языческий объект, действовавший еще в первые десятилетия XX века. Оно находилось в районе концертного зала «Минск» на реке Свислочь. Горожане называли капище святилищем либо камнем, ибо здесь испокон веков находился древний обожествленный валун. Капищем в 40-е годы прошлого века заинтересовался известный этнограф, профессор М. Кацар, записавший в своем "Этнографическом дневнике" рассказы минских старожилов. Над Свислочью был положен настил из дубовых бревен с отверстием для набора святой воды. Рядом рос огромный дуб, называвшийся «волот». Возле него молились, на ветки вешали полотнца в качестве жертвоприношения. Там лежал и легендарный камень «дед». Ему тоже приносились жертвы: полотенца и фартуки, вино и мед.
В святилище горел огонь-защитник, находящийся на выложенной из камней постройке. На огне сжигались рога, копыта принесенных в жертву животных, а мясо забирал священник. Минчане того времени ходили молиться и в церковь, и на капище. На капище – чаще всего при какой-нибудь болезни или проблеме. В 1880 году, готовясь к празднованию 900-летия Крещения Руси, власти предприняли попытку уничтожить древнее святилище. Спилили священный дуб, разбросали священный огонь. Но, несмотря на это, люди продолжали приходить к святилищу за помощью.
Как и в других мегалитических культурах минский камень связывался с деторождением. Про него ходили истории, что бездетной женщине нужно придти темной ночью на капище и сесть «голым местом» на камень, накрыв его полностью юбкой. Сделать так полагалось три раза и при этом три раза говорить «Помоги, Боже!».
Служители капища, династия минских ведунов, считалась очень сильной. О последнем из ее представителе, Савастее, рассказывали, что он дожил до ста лет. Его описывали как статного, полного, уверенного в себе, удалого и умелого, хитрого и мудрого мужчину.
Белорусы очень уважали ведунов, считали их святыми людьми и молились на них. Ведуны имели статус, равный с православными и католическими священниками. Но в церковь люди шли на церковные праздники, а при проблемах обращались к ведунам.
Этнографы полагают, что ситуация одновременного поклонения христианским и языческим святыням связана с природой Беларуси, ее ландшафтом. Именно они способствовали сохранению в течение многих веков после принятия христианства древних языческих традиций.


На территории Беларуси часто встречались камни со следом босой ноги. Самые древние верования белорусов объясняли их так: после смерти человеческая душа еще очень долго ходит, встречая разные преграды,, пока не находит успокоение. На тропинки и через ручьи специально клались камни с высеченной стопой, чтобы помогать душам переходит водную преграду или помогая найти рай.



С принятием христианства следы рук или ног на камнях начали приписывать Божьей Матери и любимому белорусами святому Николаю Чудотворцу. Такие камни обожествлялись, рядом с ними ставили иконы, а собиравшаяся в камне вода считалась целебной.



Путешественники прошлого описывали Беларусь, как страну замков, древних памятников и курганов, жители которой хранят исконные знания о силах природы и имеют дар по-доброму общаться с ними. Этому посвящена моя книга "Беларусь. По местам легенд о любви", опубликованная на Ридеро. Она поможет всем гостям Беларуси посмотреть на страну "широко открытыми глазами" и почувствовать ее душу.

"Беларусь. По местам легенд о любви".
https://ridero.ru/books/belarus_po_mestam_legend_o_lyubvi/