Лариса Новицкая
17 января 2019
1663

Мир камня - Минский музей валунов

Музей под открытым небом создали в 1985 году качестве экспериментальной базы изучения ледниковых валунов при Институте геохимии и геофизики АН Беларуси. В 1989 году он получил статус памятника республиканского значения.
Всего на территории музея примерно 3 тысячи таких камней, в основном ледниковых валунов. Они свезены из всех областей страны и ими выложена карта Беларуси. Самому старому экспонату больше двух миллионов лет .


Белорусский народ имеет множество легенд и преданий, связанных с камнями. Так, по одной из легенд, нечистая сила воспротивилась Богу, захотев стать равной ему. Но бог сбросил ее на землю, превратив в камни. Большие черти превратились в огромные валуны. А нечистики помельче – в маленькие камни. По другой легенде камни – это заколдованные люди, скотина, пни деревьев, хлеб.

[/slider]

[/slider]
Пожалуй, самым интересным является разделы музея «Пиктографическая коллекция» с камнями, на которых высечены рисунки и знаки. Притягивают внимание каменные экспонаты раздела «Камень в жизни человека». В том числе мощные жернова, камни-жертвенники, Борисовы камни, камень-крест, возле которого некогда отдыхал польский король Стефан Баторий.


Символом музея является камень по имени "Дед". С ним связана история минского капища.



Минское капище – последний в Европе городской языческий объект, действовавший еще в первые десятилетия XX века. Оно находилось в районе концертного зала «Минск» на реке Свислочь. Горожане называли капище святилищем либо камнем, ибо здесь испокон веков находился древний обожествленный валун. Капищем в 40-е годы прошлого века заинтересовался известный этнограф, профессор М. Кацар, записавший в своем "Этнографическом дневнике" рассказы минских старожилов. Над Свислочью был положен настил из дубовых бревен с отверстием для набора святой воды. Рядом рос огромный дуб, называвшийся «волот». Возле него молились, на ветки вешали полотнца в качестве жертвоприношения. Там лежал и легендарный камень «дед». Ему тоже приносились жертвы: полотенца и фартуки, вино и мед.
В святилище горел огонь-защитник, находящийся на выложенной из камней постройке. На огне сжигались рога, копыта принесенных в жертву животных, а мясо забирал священник. Минчане того времени ходили молиться и в церковь, и на капище. На капище – чаще всего при какой-нибудь болезни или проблеме. В 1880 году, готовясь к празднованию 900-летия Крещения Руси, власти предприняли попытку уничтожить древнее святилище. Спилили священный дуб, разбросали священный огонь. Но, несмотря на это, люди продолжали приходить к святилищу за помощью.
Как и в других мегалитических культурах минский камень связывался с деторождением. Про него ходили истории, что бездетной женщине нужно придти темной ночью на капище и сесть «голым местом» на камень, накрыв его полностью юбкой. Сделать так полагалось три раза и при этом три раза говорить «Помоги, Боже!».
Служители капища, династия минских ведунов, считалась очень сильной. О последнем из ее представителе, Савастее, рассказывали, что он дожил до ста лет. Его описывали как статного, полного, уверенного в себе, удалого и умелого, хитрого и мудрого мужчину.
Белорусы очень уважали ведунов, считали их святыми людьми и молились на них. Ведуны имели статус, равный с православными и католическими священниками. Но в церковь люди шли на церковные праздники, а при проблемах обращались к ведунам.
Этнографы полагают, что ситуация одновременного поклонения христианским и языческим святыням связана с природой Беларуси, ее ландшафтом. Именно они способствовали сохранению в течение многих веков после принятия христианства древних языческих традиций.


На территории Беларуси часто встречались камни со следом босой ноги. Самые древние верования белорусов объясняли их так: после смерти человеческая душа еще очень долго ходит, встречая разные преграды,, пока не находит успокоение. На тропинки и через ручьи специально клались камни с высеченной стопой, чтобы помогать душам переходит водную преграду или помогая найти рай.



С принятием христианства следы рук или ног на камнях начали приписывать Божьей Матери и любимому белорусами святому Николаю Чудотворцу. Такие камни обожествлялись, рядом с ними ставили иконы, а собиравшаяся в камне вода считалась целебной.



Путешественники прошлого описывали Беларусь, как страну замков, древних памятников и курганов, жители которой хранят исконные знания о силах природы и имеют дар по-доброму общаться с ними. Этому посвящена моя книга "Беларусь. По местам легенд о любви", опубликованная на Ридеро. Она поможет всем гостям Беларуси посмотреть на страну "широко открытыми глазами" и почувствовать ее душу.

"Беларусь. По местам легенд о любви".
https://ridero.ru/books/belarus_po_mestam_legend_o_lyubvi/
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
13:00
Рекорды моей планеты. Самые жуткие места на планете
13:10
Один день в городе. Уфа
13:30
Рекорды моей планеты. Самые опасные профессии планеты
13:35
Звериный репортёр
14:00
Звериный репортёр
14:30
Семь миров, одна планета. Австралия
Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчикаИбн Баттута